USD 97.8335

0

EUR 105.451

0

Brent 73.87

0

Природный газ 2.669

0

5 мин
...

Архангельск вырывается в лидеры в борьбе за Арктику

В течение 10-летия доля углеводородов, экспортируемых Россией через арктические порты, вырастет до 20% от общего объема. Наряду с развитием Северного морского пути и освоением шельфа Арктики это выдвигает особые требования к северным портам РФ.

Архангельск вырывается в лидеры в борьбе за Арктику

По прогнозам экспертов, в течение ближайшего десятилетия доля экспортируемых Россией через арктические порты углеводородов вырастет до 20% от общего объема. Наряду с развитием Северного морского пути и освоением Арктического шельфа это выдвигает особые требования к северным портам нашей страны. И на текущий момент ситуация такова, что по многим аспектам Архангельск оказывается безальтернативным вариантом: ведь новый порт Сабетта планируется вывести на полную мощность только к 2020 г, а порт Мурманска ограничен рядом параметров: с «большой землей» его связывает лишь одна колея железнодорожного полотна, да и «заточен» мурманский порт под сыпучие грузы. Есть еще порт в Кандалакше, который в последние годы фокусировался на перевалке угля, и несмотря на активную модернизацию, пока способен обрабатывать сравнительно небольшие объемы грузов.

Таким образом, Архангельск продолжает принимать на себя основную часть нагрузки. В городе действует пять портов, один из которых - МРТС Терминал («Левый берег»)- принадлежит компании МРТС Холдинг и является полноценным логистическим комплексом.

Своим названием Левый берег обязан расположению на левом берегу Северной Двины, напротив деловых кварталов города, и такое географическое положение определяет часть его преимуществ: дело в том, что путь до федеральной автомагистрали или железной дороги с правого берега Двины проходит по мостам, а порты на левом берегу имеют беспрепятственный доступ к важнейшим транспортным артериям. Отметим, что второй левобережный порт - Бакарица - находится чуть выше по течению Двины, но этого достаточно, чтоб путь от моря к нему проходил под двумя разводными мостами. Мало того, что разводятся они лишь ночью, так к тому же есть и температурные ограничения - при -20°С и ниже мосты не разводятся (зимой судоходность канала поддерживается с помощью ледокольного флота). Несмотря на северные зимы, терминал продолжает работу в течение всего года, 24 часа в сутки.

Все вышеупомянутые факторы позволяют Левому берегу оперативно обрабатывать грузы и при этом работать по оптимальным тарифам. Владелец терминала - частный бизнес, что определяет стремление нарастить конкурентоспособность не только за счет цены, но и качества сервиса. Собственник Левого берега старается максимально ускорить процесс обработки документов заказчиков и удовлетворять пожелания конкретных грузоперевозчиков.

Уже сейчас Левый берег может переваливать любые типы грузов кроме наливных, насыпных и радиоактивных. Клиентами компании являются Беломортранс, Роснефть и Газпром Бурение. Также через терминал проходят все грузы в рамках проектов, которые ведет головная компания МРТС Холдинг.

Площадь Левого берега составляет 50 гектар, при этом открытые площадки для хранения грузов занимают 200 тыс м2, но есть и крытые отапливаемые склады - их площадь составляет 15 тыс м2. Терминал оснащен современным оборудованием, а два его причала имеют общую протяженность 360 м.

Такие площади и ресурсы позволяют предлагать клиентам длительное хранение грузов, а крытые отапливаемые склады дают возможность перевалки и хранения грузов, для которых важен температурный режим (продукты питания, высокотехнологичное оборудование и т.д.).

Оперировать грузами на всем этом пространстве помогают 6 км собственных железнодорожных путей, включающие 7 тупиков. На путях терминала действуют два тепловоза. Наличие такой инфраструктуры позволяет оптимально размещать вагоны и грузы, а также ускоряет и удешевляет логистику, ведь другие терминалы архангельского порта не имеют собственного локомотивного парка и пользуются услугами РЖД. Это подразумевает ожидание свободных локомотивов, что может выливаться в часы или даже дни простоя грузов.

Другим фактором, помогающим МРТС Терминалу обеспечивать оперативную и четкую работу, является современное погрузо-разгрузочное оборудование. Так, в порту действует мобильный портальный кран Liebherr LHM 550 грузоподъемностью 100 т, кран на пневмоходу и козловой кран (оба грузоподъемностью 32 т), портальный кран грузоподъемностью 10 т и дополнительная техника: тягачи, ричкастеры и погрузчики.

Также руководство МРТС Терминал уделяет значительное внимание развитию собственной производственной базы. Сейчас в Левом берегу действует уже четыре цеха - цех по производству труб диаметром до 3500 мм, с толщиной стенки до 40 мм, цех по изготовлению различных металлоконструкций, в том числе крупногабаритных, а также цеха по нанесению антикоррозийных покрытий и по переработке металла. Благодаря этим ресурсам в терминале производятся необходимые элементы для строительства портовых и других гидротехнических сооружений: например, волноломов, коффердамов, причалов, а также технологических эстакад и ледозащитных сооружений.

Отдельно отметим открывшийся осенью 2016 г вальцовочный цех, оснащенный новейшим итальянским оборудованием, позволяющим выпускать сваи различного диаметра. Новый цех уже осуществлял поставку свай для строительства ледозащитных сооружений в порту Сабетта, а также на нем выпускаются элементы свай-оболочек для морского регазификационного терминала СПГ в Калининградской области, строящегося по заказу Газпрома.

Располагаются производственные цеха всего в полукилометре от причалов Левого берега, что помогает облегчить доставку готовой продукции к судам. Этот фактор имеет значения для заказчиков крупногабаритных металлоконструкций - в первую очередь, тех же свай.

Одновременно с производством на территории Левого берега функционирует лаборатория неразрушающего и разрушающего контроля, где ведутся испытания на различных этапах производственного цикла: начиная с прецизионного анализа химического состава металла, проводимого посредством оптико-эмиссионного спектрометра, и до проверки качества сварных швов и антикоррозийного покрытия. Эти испытания проводятся как с помощью ручных, так и автоматических ультразвуковых дефектоскопов, в том числе цифровых.

Не забывают в Левом береге и о кадровом вопросе: так, на производственной базе работает центр повышения квалификации специалистов сварочного производства работающих в МРТС.

Также, руководство МРТС разрабатывает проект по дноуглублению на всем протяжении проходного канала, чтобы порт мог принимать суда с осадкой до 9,2 м. В порту действует ледозащитное сооружение, а в планах - возведение двух новых причалов и модернизация существующих.

Другие среднесрочные планы менеджмента терминала нацелены на реконструкцию причалов и модернизация железнодорожных путей в ближайшие 3 года. Руководство обещает, что в Левом береге будут созданы новые грузовые площадки, а также расширен парк используемой техники - например, появится 2й мобильный кран. «Мы уверены, что все это позволит еще больше увеличить скорость обработки грузов и сделать услуги порта более выгодными для наших заказчиков. Подчеркну, что помимо технологической составляющей, мы уделяем внимание и направлению оформления грузов и взаимодействия с властями. Так, уже сейчас в порту действует временный пункт таможенного контроля, а скоро будут открыты постоянные пункт пропуска через границу и зона пограничного и таможенного контроля», - рассказывает заместитель директора по развитию ООО МРТС Терминал, Н. Ананьин

Все это делает Левый берег конкурентным и динамичным предприятием, которое растет вместе с российской Арктикой. Сейчас порт готов участвовать в снабжении перевозках по Северному морскому пути, в том числе в интересах Минобороны, наращивать оборот с зарубежьем. Именно на этом направлении пригодится универсальность и высокий уровень оснащенности и организованности структуры порта: «Актуальная ситуация такова, что на экспорт суда идут загруженными, но обратно почти всегда порожняком - максимум, что удается перевозчикам, это окупить затраты на топливо. Надеемся, что расширение возможностей нашего порта позволит грузоперевозчикам хотя бы частично решить эту проблему за счет ввоза в Россию всего спектра востребованной импортной продукции: как технологического или сервисного оборудования, так и горюче-смазочных материалов или компонентов для металлопроизводства», - резюмирует Н. Ананьин.