- протяженность обычно довольно большая (около 1000 км);
- количество ниток - более 2х;
- расстояние между нитками - до 100 м;
- Ø трубы - 32";
- длина секций - стальных труб - 12,3 м;
- на глубинах от 650 м устанавливают антидеформационные кольца;
- на мелководье используют специальные утяжеляющие бетонные покрытия для стабильности на дне моря, на глубоководных такого утяжеляющего покрытия нет.
- переход береговой линии осуществляется методом микротоннелирования или траншейным методом укладки.
- поиск возможных препятствий: затонувших кораблей, боеприпасов, неровностей морского дна,
- препятствия устраняют, либо проектируют трассу в обход,
- выявление мест, где будет необходимо производить заглубление трубопровода в грунт или его засыпку.
- изнутри производится обработка антифрикционным покрытием, снижающим сопротивление при транспортировке газа,
- снаружи производится обработка сначала антикоррозионным покрытием, потом - утяжеляющим бетонным.
Суда - трубоукладчики достигают длины 300 м и имеют экипаж в несколько сотен человек.
- судно - наблюдатель - ведет мониторинг морского дна, находясь перед судном - трубоукладчиком,
- суда обеспечения - обеспечивают постоянную доставку труб на палубу судна - трубоукладчика из расчета запаса труб на 12 часов работы.
- на поперечном конвейере судна - трубоукладчика производится зачистка и подготовка кромок при помощи торцевальной машины и индукционный прогрев труб до 150oС,
- из поперечного конвейера подготавливаются и подаются трубы на сварочные посты продольного конвейера, на котором ведутся работы по сварке, контролю и изоляции швов,
- производится последовательность технологических операций:
- сварка поступивших труб на специальном конвейере судна - трубоукладчика,
- ультразвуковая проверка каждого сварного шва на наличие дефектов,
- покрывание антикоррозионным покрытием,
- укладка труб вдоль линии сборки, проходящей по длине трубоукладчика,
- по мере прохождения каждой следующей трубой сварочного участка, постов контроля и изоляции, труба становится частью трубопровода, который спускается с кормы в воду, вниз по наклонной площадке - стингеру. Стингер поддерживает трубу до некоторого расстояния под водой и направляет ее под небольшим углом на морское дно. Угол стингера задает требуемый прогиб верхней части трубопровода, позволяющий не допускать деформации металла трубы. При укладке трубопровода на глубоководье трубе придается плавный изгиб в виде буквы S,
Однако в некоторых местах, например у выходов на берег, для обеспечения стабильности, трубы укладывают в специальные траншеи и сверху присыпают грунтом.
- протаскивание трубы на берег после завершения строительства морской части МГП при помощи специальной лебедки, установленной на суше. Лебедка соединяется с трубой железными тросами и медленно вытягивает ее из моря. Или: строительство прибрежной части и морской части МГП с последующей сваркой замыкающего стыка (кольцевое стыковое сварное соединение, соединяющее участки МГП). Затем МГП соединяют с его сухопутной частью - делают «захлест».
- проведение гидроиспытаний МГП - обязательная операция:
- МГП наполняют водой под требуемым давлением и выдерживают так некоторое время для обнаружения возможных дефектов,
- тщательный мониторинг состояния МГП, используя специальные электронные устройства внутритрубной диагностики, ведут и после его запуска в эксплуатацию.
- независимая проверка и сертификация.
Испытания и подготовка к эксплуатации
Испытательный участок начинается от стационарной камеры запуска ДОУ и заканчивается временной камерой приема ДОУ на морском участке.
Виды работ:
- промывка, калибровка и очистка внутренней полости морского трубопровода для удаления механических примесей;
- заполнение морского трубопровода водой (заполнение производится в процессе промывки и калибровки);
- проведение гидроиспытаний (Рисп=1,1Рр);
- сброс давления;
- удаление воды из полости трубы и промывка от соли;
- осушка с целью удаления остаточной воды.
Есть и другие преимущества:
- большая долговечность, потому что часть внутреннего давления в трубах компенсируется давлением толщи воды,
- использование современных технологий, позволяющих сократить количество компрессорных станций (КС), что, ко всему прочему, улучшает экологию снижением выбросов КС.
По дну Северного моря уже проложено около 6000 км трубопроводов, некоторым из которых более 50 лет.
В Средиземном море тоже есть МГП, проложенный около 50 лет назад.
Строительство морских трубопроводов началось в 1970 гг.
Доля морских МГП ныне составляет около 45% импорта природного газа в Европу.