За эти годы компания приобрела немалый опыт и экспертный потенциал в дорожно-строительной сфере благодаря прямому сотрудничеству с различными регионами России и тесному взаимодействию с дорожно-строительными организациями нашей страны. Такая синергия позволила ЛЛК-Интернешнл собрать исчерпывающие данные о свойствах битумных вяжущих и нерудных материалов в асфальтобетонах в различных условиях эксплуатации, что колоссально важно для дорожной отрасли России, поскольку климатические условия в разных регионах сильно различаются между собой.
Большой вклад в эту работу вносит Научно-исследовательский центр по битумным материалам ЛУКОЙЛ в г. Кстово, оснащенный самым современным оборудованием, позволяющим проводить огромный спектр исследований как битумных материалов, так и непосредственно асфальтобетонов.
В рамках проводимых исследований у компании есть возможность изучать асфальтобетоны в целом и их составляющие, в том числе и материалы минерального каркаса. При этом особое внимание компания уделяет асфальтобетонам с использованием как стандартных (ГОСТовских) битумных материалов, так и специально разработанных ЛЛК-Интернешнл.
В ходе одного из таких исследований было проведено сравнение адгезионных свойств ГОСТовского полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) ЛУКОЙЛ ПБВ 60 и химически сшитого ЛУКОЙЛ Roadliner Crosslink 1000 с тремя видами каменных материалов. В качестве щебня в испытуемых образцах использовался габбро-диабаз, гранит и кварцито-песчаник.
Анализ ожидаемо показал, что габбро-диабаз продемонстрировал самые высокие адгезионные свойства с обоими битумными материалами, получив высшую оценку, однако рыночная цена данного щебеня одна из самых высоких на рынке среди нерудных материалов, используемых в асфальтобетонных покрытиях, что делает его менее привлекательным для применения в дорожном строительстве.
Второй образец – кварцито-песчаник – в связке с обоими битумными материалами получил на 1 балл ниже по сравнению с габбро-диабазом, но при этом его адгезионные свойства оказались более интересными: если с ГОСТовским битумным вяжущим ПБВ 60 образец показал очень низкую адгезию, то при его использовании в комбинации с химически сшитым ЛУКОЙЛ Roadliner Crosslink 1000 уровень адгезионных свойств достиг 4 баллов из 5 возможных.
В целом исследование адгезионных свойств щебня было реализовано на примере его использования в связке с нефтяными битумными вяжущими для резиноасфальтобетона и добавлением уникального резинового комплексного модификатора ЛУКОЙЛ. В результате было установлено, что применение специализированного под резиноасфальтобетоны битумного вяжущего ЛУКОЙЛ Roadliner МВНБ-Р с добавлением 10% и 12% резинового модификатора позволяет добиться самых высоких адгезионных свойств у габбро-диабаза, гранита и кварцито-песчаника.
Вывод напрашивается сам собой: в каждом конкретном случае необходимо использовать индивидуальный подход в проектировании асфальтобетонных смесей. Именно поэтому ЛЛК-Интернешнл предлагает своим клиентам комплексный подход – компания не только разрабатывает и продает инновационные битумные материалы, но и осуществляет полное сопровождение их применения.
Речь идет о подборе оптимальной рецептуры асфальтобетонов, включая рекомендации по нерудным материалам и технологии их укладки с учетом климатических условий и нагрузки. Помимо этого, компания уже несколько лет успешно занимаемся обучением персонала, задействованного в дорожно-строительных работах.
Для получения полной картины свойств компонентов смесей асфальтобетонов Научно-исследовательский центр ЛУКОЙЛ изучает не только уровень адгезии нерудных материалов с собственными продуктами. В частности, интересное исследование было реализовано с применением битума марки БНД 70/100 и добавлением существующих на рынке адгезионных присадок сторонних производителей.
Лабораторные исследования проводились в соответствии с методикой оценки по ГОСТ 11508-74 и ГОСТ 12801-98, в ходе которых габбро-диабаз, считающийся самым лучшим в плане адгезии, показал различные результаты – от отличных до неудовлетворительных. Это говорит о том, что даже в случае применения самого лучшего и дорогостоящего материала – габбро-диабаза, необходимо уделять особое внимание подбору битумных материалов и адгезионных добавок, чтобы добиться максимальных эксплуатационных свойств.
*адгезионные добавки, существующие на рынке
Полученные выводы только еще раз подтверждают, что индивидуальный подход в работе с дорожно-строительными организациями является максимально эффективным. Оптимальная комбинация компонентов смеси асфальтобетона способна повысить надежность и долговечность дорожного покрытия в любом регионе страны.Важно отметить, что в научно-исследовательском центре ЛУКОЙЛ проводятся испытания асфальтобетонов в условиях максимально приближенных к реальным. Это достаточно новый метод испытаний для проверки свойств асфальтобетонов в различных температурных условиях с учетом нагрузки. Он позволяет увидеть при какой температуре происходит трещинообразование асфальтобетона и, исходя из этого, находить оптимальное решение под климатические условия конкретного региона.
Пример низкотемпературных характеристик асфальтобетонов
Так, исследования показали, что температурное разрушение, а именно разрыв испытуемого образца, происходит не только по битуму, как было принято считать ранее, но и по щебню. Это явление было подтверждено исследованием резиноасфальтобетона с применением нефтяных битумных вяжущих ЛУКОЙЛ Roadliner МВНБ-Р и добавлением уникального резинового комплексного модификатора собственной разработки компании. Также специалистами было отмечено, что правильное сочетание группового состава, специализированного вяжущего и резинового комплексного модификатора позволяет:- понизить температуру трещинообразования;
- увеличить максимальную нагрузку, при которой происходит разрушение асфальтобетонов.
Таким образом, современный уровень исследований позволяет досконально установить, насколько состав дорожного покрытия соответствует заданному техническими условиями, а сами образцы отвечают заявленным. При этом в плане трещинообразования становится понятно, что фокус проблем смещается с битумов, качество которых год от года растет, на другие составляющие асфальтобетонных смесей – щебень, минеральный порошок, песок и так далее.
Технологии в области разработки и производства ПБВ уже достигли высокого уровня, в том числе благодаря развитию современных технологий ЛУКОЙЛ, поэтому дальнейшее развитие дорожно-строительных технологий должно сместиться в сторону совершенствования каменных материалов. Успешное решение этой задачи позволит вывести дороги в нашей стране на еще более высокий уровень качества.
Автор: А. Иванова