USD 97.5499

+0.11

EUR 106.1426

+0.3

Brent 73.1

0

Природный газ 2.663

0

5 мин
...

Откуда трещины в асфальтобетоне? ЛУКОЙЛ проводит комплексные исследования дорожных покрытий

Откуда трещины в асфальтобетоне? ЛУКОЙЛ проводит комплексные исследования дорожных покрытий

Москва, 21 сен - ИА Neftegaz.RU. ЛЛК-Интернешнл, один из ведущих производителей масел, смазок и технических жидкостей, с июня 2017 г. выполняет функции единого центра управления бизнесом битумных материалов ЛУКОЙЛ.

За эти годы компания приобрела немалый опыт и экспертный потенциал в дорожно-строительной сфере благодаря прямому сотрудничеству с различными регионами России и тесному взаимодействию с дорожно-строительными организациями нашей страны. Такая синергия позволила ЛЛК-Интернешнл собрать исчерпывающие данные о свойствах битумных вяжущих и нерудных материалов в асфальтобетонах в различных условиях эксплуатации, что колоссально важно для дорожной отрасли России, поскольку климатические условия в разных регионах сильно различаются между собой.

Большой вклад в эту работу вносит Научно-исследовательский центр по битумным материалам ЛУКОЙЛ в г. Кстово, оснащенный самым современным оборудованием, позволяющим проводить огромный спектр исследований как битумных материалов, так и непосредственно асфальтобетонов.

В рамках проводимых исследований у компании есть возможность изучать асфальтобетоны в целом и их составляющие, в том числе и материалы минерального каркаса. При этом особое внимание компания уделяет асфальтобетонам с использованием как стандартных (ГОСТовских) битумных материалов, так и специально разработанных ЛЛК-Интернешнл.

В ходе одного из таких исследований было проведено сравнение адгезионных свойств ГОСТовского полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) ЛУКОЙЛ ПБВ 60 и химически сшитого ЛУКОЙЛ Roadliner Crosslink 1000 с тремя видами каменных материалов. В качестве щебня в испытуемых образцах использовался габбро-диабаз, гранит и кварцито-песчаник.

Анализ ожидаемо показал, что габбро-диабаз продемонстрировал самые высокие адгезионные свойства с обоими битумными материалами, получив высшую оценку, однако рыночная цена данного щебеня одна из самых высоких на рынке среди нерудных материалов, используемых в асфальтобетонных покрытиях, что делает его менее привлекательным для применения в дорожном строительстве.

Второй образец – кварцито-песчаник – в связке с обоими битумными материалами получил на 1 балл ниже по сравнению с габбро-диабазом, но при этом его адгезионные свойства оказались более интересными: если с ГОСТовским битумным вяжущим ПБВ 60 образец показал очень низкую адгезию, то при его использовании в комбинации с химически сшитым ЛУКОЙЛ Roadliner Crosslink 1000 уровень адгезионных свойств достиг 4 баллов из 5 возможных.

Скриншот 06-09-2021 13_28_18.jpg

В целом исследование адгезионных свойств щебня было реализовано на примере его использования в связке с нефтяными битумными вяжущими для резиноасфальтобетона и добавлением уникального резинового комплексного модификатора ЛУКОЙЛ. В результате было установлено, что применение специализированного под резиноасфальтобетоны битумного вяжущего ЛУКОЙЛ Roadliner МВНБ-Р с добавлением 10% и 12% резинового модификатора позволяет добиться самых высоких адгезионных свойств у габбро-диабаза, гранита и кварцито-песчаника.

Скриншот 06-09-2021 13_28_39.jpg

Вывод напрашивается сам собой: в каждом конкретном случае необходимо использовать индивидуальный подход в проектировании асфальтобетонных смесей. Именно поэтому ЛЛК-Интернешнл предлагает своим клиентам комплексный подход – компания не только разрабатывает и продает инновационные битумные материалы, но и осуществляет полное сопровождение их применения.

Речь идет о подборе оптимальной рецептуры асфальтобетонов, включая рекомендации по нерудным материалам и технологии их укладки с учетом климатических условий и нагрузки. Помимо этого, компания уже несколько лет успешно занимаемся обучением персонала, задействованного в дорожно-строительных работах.

Для получения полной картины свойств компонентов смесей асфальтобетонов Научно-исследовательский центр ЛУКОЙЛ изучает не только уровень адгезии нерудных материалов с собственными продуктами. В частности, интересное исследование было реализовано с применением битума марки БНД 70/100 и добавлением существующих на рынке адгезионных присадок сторонних производителей.

Лабораторные исследования проводились в соответствии с методикой оценки по ГОСТ 11508-74 и ГОСТ 12801-98, в ходе которых габбро-диабаз, считающийся самым лучшим в плане адгезии, показал различные результаты – от отличных до неудовлетворительных. Это говорит о том, что даже в случае применения самого лучшего и дорогостоящего материала – габбро-диабаза, необходимо уделять особое внимание подбору битумных материалов и адгезионных добавок, чтобы добиться максимальных эксплуатационных свойств.

1.jpg
*адгезионные добавки, существующие на рынке
Полученные выводы только еще раз подтверждают, что индивидуальный подход в работе с дорожно-строительными организациями является максимально эффективным. Оптимальная комбинация компонентов смеси асфальтобетона способна повысить надежность и долговечность дорожного покрытия в любом регионе страны.

Важно отметить, что в научно-исследовательском центре ЛУКОЙЛ проводятся испытания асфальтобетонов в условиях максимально приближенных к реальным. Это достаточно новый метод испытаний для проверки свойств асфальтобетонов в различных температурных условиях с учетом нагрузки. Он позволяет увидеть при какой температуре происходит трещинообразование асфальтобетона и, исходя из этого, находить оптимальное решение под климатические условия конкретного региона.

Скриншот 06-09-2021 13_29_04.jpg
Пример низкотемпературных характеристик асфальтобетонов
Так, исследования показали, что температурное разрушение, а именно разрыв испытуемого образца, происходит не только по битуму, как было принято считать ранее, но и по щебню. Это явление было подтверждено исследованием резиноасфальтобетона с применением нефтяных битумных вяжущих ЛУКОЙЛ Roadliner МВНБ-Р и добавлением уникального резинового комплексного модификатора собственной разработки компании. Также специалистами было отмечено, что правильное сочетание группового состава, специализированного вяжущего и резинового комплексного модификатора позволяет:
  • понизить температуру трещинообразования;
  • увеличить максимальную нагрузку, при которой происходит разрушение асфальтобетонов.
При этом возрастает количество разрушений в щебне.

Скриншот 06-09-2021 13_29_22.jpg

Таким образом, современный уровень исследований позволяет досконально установить, насколько состав дорожного покрытия соответствует заданному техническими условиями, а сами образцы отвечают заявленным. При этом в плане трещинообразования становится понятно, что фокус проблем смещается с битумов, качество которых год от года растет, на другие составляющие асфальтобетонных смесей – щебень, минеральный порошок, песок и так далее.

Технологии в области разработки и производства ПБВ уже достигли высокого уровня, в том числе благодаря развитию современных технологий ЛУКОЙЛ, поэтому дальнейшее развитие дорожно-строительных технологий должно сместиться в сторону совершенствования каменных материалов. Успешное решение этой задачи позволит вывести дороги в нашей стране на еще более высокий уровень качества.



Автор: А. Иванова