Москва, 30 сен - ИА Neftegaz.RU. В сложившейся геополитической ситуации вопрос развития импортозамещения становится стратегически важным как для конкретных предприятий, так и для страны и отрасли в целом. Вместе с тем, в сфере производства высококачественных автомобильных бензиновых топлив ужесточение экологических норм, требующих ограничения по содержанию ароматических соединений и бензола, также усиливает необходимость перевода производств на современные отечественные технологии.
По сравнению с каталитическим риформингом или крекингом процесс изомеризации легких бензиновых фракций позволяет значительно улучшить экологические и эксплуатационные характеристики топлива, снизив количество ароматических углеводородов. Именно поэтому технология изомеризации становится всё более востребована на НПЗ, выпускающих высокооктановые моторные топлива.
Сегодня в России, помимо импортных технологий изомеризации легких бензиновых фракций (UOP-“Par-Isom”, UOP-“Penex”, Süd-Chemie, Axens), активно используются и отечественные («Изомалк-2»). Однако, мировой катализаторный рынок постоянно находится в движении, стимулируя создание новых, усовершенствованных технологийи качественных продуктов. Созданное в 1970 году СКТБ «Катализатор» продолжает исполнять своё главное предназначение, сформулированное Минхимпромом СССР - разработка, внедрение и производство катализаторов взамен импортных. Опыт в 50 лет позволил компании стать одним из крупнейших в России высокотехнологичным современным предприятием по разработке, производству катализаторов, а также инжиниринговому сопровождению поставляемых продуктов. Сегодня компетенции компании позволяют производить продукты мирового качества. Доля экспорта в товарообороте компании составляет на протяжении нескольких лет более 85%, число партнеров по всему миру превышает цифру 70. Следуя тенденциям рынка, сегодня компания предлагает эффективное решение и в задаче производства автобензинов по стандарту ЕВРО-5.
В настоящее время устойчивой конкурентоспособностью в процессе изомеризации в области низких температур обладают две технологии – на хлорированном катализаторе и на сульфатциркониевом. Подавляющая доля импорта приходится на хлорированный алюмооксидный катализатор, зависимость от западных лицензиаров (Axens, UOP) которого составляет 100%. Отечественные конкурентоспособные хлорированные катализаторы отсутствуют, а отсталость отечественных научных разработок в этой области составляет более 10 лет. Кроме того, отсутствует и технологическая возможность производства хлорированных алюмооксидных катализаторов на отечественных катализаторных фабриках из-за отсутствия высокотехнологичного дорогостоящего узкоспециализированного оборудования.
Наиболее рациональным решением проблемы импортозамещения является замена технологии низкотемпературной изомеризации с использованием хлорированных алюмооксидных катализаторов на технологию низкотемпературной изомеризации с использованием сульфатциркониевого катализатора.
Особенности и преимущества по сравнению с технологией на хлорированных алюмооксидных катализаторах:
- возможность получения изомеризата с октановым числом (ИМ) до 84 пунктов при технологической схеме «за проход» и до 92 пунктов при технологической схеме с полным рециклом;
- отсутствие бензола/ароматических соединений/серы в изомеризате;
- отсутствие необходимости блока адсорбционной осушки сырья;
- отсутствие необходимости подачи агрессивных реагентов, не требует применение высоко коррозионностойких материалов;
- отсутствие отходов, требующих утилизации (щелочные стоки);
- проведение активации катализатора в реакторах установки;
- проведение регенерации катализатора в реакторах установки без необходимости выгрузки.
Учитывая мировые тенденции и требования отечественного рынка, специалистами АО «СКТБ «Катализатор» разработан сульфатциркониевый катализатор АОК-72-55 для процесса низкотемпературной изомеризации парафиновых углеводородов С5-С6. Платиновый катализатор создан на основе сульфатированного цирконийоксидного носителя, включающего оксид алюминия и ионы кальция (Патент № 2595341).
Особенности и преимущества по сравнению с хлорированными алюмооксидными катализаторами:
- устойчивость к проскокам соединений серы и азота, а также воды, не приводящим к безвозвратной потере активности;
- сопоставимые активность и степень конверсии нормальных парафинов;
- отсутствие необходимости подачи кислотного реагента (хлорорганики) для поддержания активности катализатора;
- более глубокое раскрытие нафтеновых колец, обеспечивающее дополнительную эффективность установок с рециклом;
- устойчивость работы в широком диапазоне объемных скоростей подачи сырья от 1,0 до 3,0 ч-1;
- регенерируемость, возможность проведения нескольких регенераций без потери активности;
- межрегенерационный цикл работы составляет не менее 4-х лет;
- срок службы достигает 10-12 лет.
АО «СКТБ «Катализатор» предлагает разработку и реализацию готового решения для установок низкотемпературной изомеризации по переводу на технологию с использованием сульфатциркониевого катализатора АОК-72-55, разработанную АО «СКТБ «Катализатор», в два этапа:
Этап 1
- обследование установок низкотемпературной изомеризации, выявление возможных «узких» мест;
- проведение независимых пилотных испытаний промышленного образца катализатора АОК-72-55 на реальном сырье с технологическими параметрами установок низкотемпературной изомеризации;
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) для смены технологии.
Этап 2
- разработка базового проекта на реконструкцию технологических установок низкотемпературной изомеризации легкой бензиновой фракции;
- сопровождение процесса разработки рабочей документации проекта реконструкции технологических установок;
- сопровождение реконструкции технологических установок;
- разработка технологических инструкций для эксплуатации установок низкотемпературной изомеризации;
- производство и поставка катализатора АОК-72-55;
- сопровождение технологической подготовки (предпусковые операции, загрузка и активация катализаторов), пуска, вывода на нормальный технологический режим технологических объектов;
- мониторинг работы технологических установок;
- разработка технических отчетов о работе технологических установок с выдачей рекомендаций по дальнейшей эффективной эксплуатации.
КузГТУ (Кузбасский государственный технологический университет),
Химико-технологический факультет,
ведущий инженер-технолог дирекции инжиниринга нефтепереработки
АО «СКТБ «Катализатор»
Врублевский Дмитрий Владимирович
КубГТУ (Кубанский государственный технологический университет),
Химико-технологический факультет,
руководитель дирекции инжиниринга нефтепереработки
АО «СКТБ «Катализатор»
Автор: Е. Полторыхин, Д. Врублевский