Последние десятилетие для республики Татарстан характеризуются ростом строительства химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. Надежность работы предприятий нефтехимического комплекса в огромной степени зависит от начального этапа - строительства и дальше определяется культурой производства, соблюдением норм и правил промышленной и энергетической безопасности, постоянным контролем за состоянием эксплуатируемого оборудования, его износом, своевременной диагностикой и заменой.
В последнее время в промышленном строительстве Татарстана проведен большой объем работы. Приняты очередные производства комплекса ОАО «ТАНЕКО» (сера и висбрекинг, гидрокрекинг), новых производств ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», ведется строительство Комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида - «Аммоний» в г. Менделеевске. Впереди - значительный объем работ по проектам строительства нового Комплекса по производству этилена в акционерном обществе «Нижнекамскнефтехим», Комплекса по переработке тяжелых остатков в акционерном обществе «ТАИФ-НК», инвестиционным проектам в Особой Экономической зоне «Алабуга», по объектам энергетики.
За это время приобретён колоссальный опыт проектирования, строительства и строительного контроля на данных объектах. Сформировались коллективы строительных, экспертных и пусконаладочных организаций. Причём этот процесс происходил как на базе существовавших коллективов, так и вновь образованных.
Начало этой большой работе положило строительство нефтеперерабатывающего комплекса Танеко. Одновременно с началом его строительства было подписано соглашение между Правительством Республики Татарстан и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое предусматривало сопровождение строительных работ объектов комплекса для оптимизации принятия решений по компоновке комплекса сближению российских стандартов и принимаемых решений на основе эксплуатационных регламентов иностранных производителей оборудования.
Строительным организациям пришлось изменить многие сложившиеся у них подходы и стереотипы, в частности, по подготовке и исправлению исполнительной документации, организации собственного производственного контроля за качеством строительных работ, соответствием проектной документации требованиям технических регламентов и т д.
При этом необходимо учитывать, что многие СНиПы на тот период работ были отменены и носили в лучшем случае рекомендательный характер, многих нормативных актов, административных регламентов не существовало все они появились намного позже.
Более того, когда строительно-монтажные работы были закончены пришло время приступать к пуско-наладочным работам оказалось, что опять нет порядка его регламентирующего, а проектанты забыли об этом разделе вовсе. Формально надо было принять объект без опробования и, только потом, ставить его под нагрузку в т.ч. проводить пуско-наладочные работы.
Сейчас это, наверное, у многих вызывает удивление, потому что вопросов, как проводить опробование и пуско-наладку практически не возникает - все предусмотрено проектом. Анализируя изменение отношения застройщиков, подрядчиков за прошедшие годы на всех построенных и строящихся объектах, особенно химии, нефтехимии и нефтепереработки поднадзорных строительному контролю Ростехнадзора видно, что после подачи заявления на получение заключения о соответствии, количество выявляемых нарушений постоянно снижается.
Одну из причин такой положительной динамики мы видим в том, что большинство компаний если и пытается вначале экономить, а, как говорится, скупой платит дважды, то в дальнейшем переходит на сопровождение строительства специализированными организациями, имеющими соответствующие допуски СРО и лицензии экспертов Ростехнадзора, что позволяет вовремя проводить необходимые обследования как скрытых объёмов работ, так и вовремя выявлять и устранять нарушения по качеству монтажа технологического оборудования, бетона, сварочным работам.
В этой связи следует сказать о проблемах кадрового обеспечения и квалификации как строителей, так и эксплуатационного персонала.
Проводя проверки выполненных работ, вызывает недоумение - как могли этим «специалистам» присвоить 5-6 разряды сварщиков или бетонщиков.
Существует также проблема взаимоотношений заказчиков и проектировщиков. От их взаимосвязанной работы зависит качество проектирования и дальнейшая, не запланированная на начальном этапе, модернизация, повторные государственные экспертизы и экспертизы промышленной безопасности. Чаще всего это связано с тем, что заказчик фактически перепоручает проектировщику всю работу, начиная с технического задания, не вникая в детали проектирования. А затем на стадии собственного строительного контроля заказчик не видит несоответствия нормам и правилам.
Так, при выездной проверке на одном из недавно введённых объектах выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе случаи, когда проектная документация противоречит требованиям технических регламентов и др.:
а) Не оборудованы газоуравнительной линией или «азотной подушкой» для исключения загазованности, сокращения потерь нефтепродуктов, группы резервуаров, установленные в товарном резервуарном парке дизельного топлива;
б) Отсутствуют устройства (светофоры, шлагбаумы и т.д.) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в них наливными устройствами.
в) Лафетный ствол между отметками смонтирован непосредственно перед металлической лестницей в нарушение проекта.
г) Высота прохода в свету составляет менее 2000 мм в нарушение п. 6.5.2. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» от 24.04.2013, статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
К сожалению проектировщики, а с ними и заказчики забывают, что на эстакадах трубопроводы с кислотами должны проходить на нижних ярусах, чтобы в аварийной ситуации не вызвать повреждение других коммуникаций. Все это приходится приводить в соответствие, но только уже с большими затратами средств и времени.
Все эти досадные, как на первый взгляд кажется, мелочи, влияют непосредственным образом на состояние промышленной безопасности, долговечность и надёжность возводимых конструкций наших предприятий. Есть и ещё один пример - несоблюдения требований пожарной безопасности - на одном из предприятий забыли снять пленку с сэндвич-панелей при их монтировании, а ведь это очень горючий материал.
Также хотелось бы остановиться ещё на одном вопросе, который Президент Республики поднимал как характерный для строителей. Отходы - постоянный атрибут любой стройки. Но возникают ситуации, когда в овраги сваливают кучи лишнего бетона или, при сдаче объекта, вывозятся рулоны утеплителя железобетонных изделий. В этой связи необходимо отметить китайскую зону строительства на Аммонии, когда строительных отходов практически нет. Все заказывается ровно в таком объеме, в каком необходимо в данный момент для строительства, и даже бытовые отходы, прежде чем сдать в мусор, прессуются, т.к. прием и оплата отходов идёт по объёму.
Поэтому надёжность работы предприятий, особенно химии нефтехимии и нефтепереработки, зависит от начального этапа - строительства этих производств и дальше определяется культурой производства, соблюдением норм и правил промышленной и энергетической безопасности, постоянным контролем за состоянием эксплуатируемого оборудования, его износом, своевременной диагностикой и заменой.
Еще раз отмечу, что накопленный за последнее десятилетие опыт даёт положительный результат с каждой новой стройкой, каждым новым объектом. Важно чтобы все мы учились на ошибках других, а сами их не повторяли. Мнимая торопливость при строительстве с сырыми проектами и, даже вовсе без них, приводит только к незапланированным потерям и простоям. Все наши действия должны быть технически и технологически обоснованными, тогда мы всегда будем иметь надежное производство.
Автор: Борис Германович Петров, Руководитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)