Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН) занимается выработкой консолидированных мер, направленных на развитие нефтеперерабатывающего комплекса, устранение негативных последствий перестройки хозяйственного механизма и экономических реформ в стране, сказавшихся на состоянии российских НПЗ. В рамках деятельности Ассоциации проводится работа экспертных отраслевых и межотраслевых групп: компания выяснила, что рынок технологий в России развивается своими темпами, однако некоторые собственные запатентованные разработки уже давно внедрены на промышленных производствах и позволили успешно снизить зависимость от преобладающих зарубежных технологий.
Технология каталитического риформинга
Процесс каталитического риформинга бензиновых фракций (риформинга бензинов) является одним из важнейших процессов современной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Процесс риформинга предназначен для производства высокооктановых компонентов автомобильных бензинов и для производства легких ароматических углеводородов – бензола, толуола и ксилолов.В России подавляющее большинство установок каталитического риформинга относится к классу полурегенеративного типа. Но наиболее прогрессивная технология – с непрерывной регенерацией катализатора.
Подобная технология впервые была введена в эксплуатацию в 1971 году, и в настоящее время ее промышленная реализация уже освоена на 10 установках каталитического риформинга последнего поколения: Омский НПЗ, Антипинский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ и другие.
Большинство указанных установок проектировались и были построены при активном участии ООО «Ленгипронефтехим»: от приемки базовых проектов и проведения детального проектирования, до подготовки технологических регламентов и другой эксплуатационной документации. Большой опыт российского института в проектировании установок каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора применен и при строительстве комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ) секции 1300 Каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора ООО «КНГК-ИНПЗ». Для этого компании в соавторстве с научно-производственной компанией ООО «НПП Нефтехим» получили патенты Российской Федерации, защищающие технологические схемы и конструктивные особенности аппаратов. Это первое подобное изобретение в стране, работа над ним велась в рамках проекта, которому Министерство энергетики России присвоило в 2017 году статус национального.
Применяемый в процессе катализатор также является полностью импортозамещенным продуктом и имеет положительный опыт промышленного использования на аналогичных производствах. Результаты эксплуатации показывают соблюдение гарантийных показателей работы катализатора.
«Технология каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора — первая полностью отечественная, запатентованная разработка. Раньше такие риформинги производились и строились по лицензии Axens, UOP. А теперь такая технология может быть реализована по лицензии института по проектированию «Ленгипронефтехим» и научно-производственной компании «Нефтехим» в соавторстве с ООО «КНГК-ИНПЗ». Комплекс, по проекту, состоит из нескольких установок с российскими технологиями: гидроочистки, изомеризации, риформинга, блока выделения ксилолов. Катализаторы, которые будут там использоваться, тоже российские», – рассказывает Председатель правления – первый заместитель генерального директора ООО «КНГК-ИНПЗ» Андрей Тагиров.
Реализуемая на ООО «КНГК-ИНПЗ» технология является отличительной чертой проекта и ярким примером импортозамещения, сочетает в себе мировой опыт эксплуатации ведущих лицензиаров аналогичной технологии, и применение «ноу-хау» для улучшения эксплуатационных показателей, и надежности работы установки. «Технология каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора является значительным достижением в области нефтепереработки, отражая наше постоянное стремление к инновациям и улучшению процессов. Эта технология, полностью разработанная и запатентованная в России, позволяет нам значительно снизить зависимость от зарубежных технологий и укрепить нашу технологическую независимость.», – отмечает директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Иванов Александр Викторович.
Источник: Пресс-служба ООО «КНГК-ИНПЗ» (Ильский НПЗ)
Стратегически важный объект Кубани
Ильский НПЗ, расположенный в сердце Краснодарского края, колыбели нефтегазовой промышленности России, – ключевой игрок в отрасли нефтепереработки Южного федерального округа. С момента своего основания завод стал символом не только промышленного, но и социального развития Северского района, воплощая в себе передовые технологии, экологическую ответственность и стремление к инновациям.В последние годы Ильский НПЗ вступил в активную фазу модернизации. На данный момент в рамках модернизации НПЗ освоено уже более 50 млрд. рублей – амбициозный проект требует больших вложений, которые особенно оправданы в текущих экономических и политических условиях. Цель этих масштабных изменений – не просто увеличение объемов производства, но и переход на современные, более экологичные технологии, а также выпуск новых для Кубани нефтепродуктов – автобензинов АИ-92 и АИ-95.
Сейчас Ильский НПЗ перерабатывает около 6 миллионов тонн нефти в год. На заводе функционирует шесть технологических установок, в том числе, ЭЛОУ АТ-6. Только она одна способна перерабатывать 3,6 млн тонн сырья, что делает её самой большой и современной установкой завода, запущенной в рамках первого этапа модернизации.
Во второй очереди – строительство комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ), техперевооружение уже действующих объектов с увеличением мощностей и эксплуатационной готовности, а также строительство почти 30 дополнительных объектов общезаводского хозяйства.
Модернизация предприятия ООО «КНГК-ИНПЗ» продвигается в полном соответствии с утвержденным планом, сроки сдачи в эксплуатацию планируется на 2026 год.
В настоящее время продолжает наращиваться поставка оборудования по строительству объектов КПААУ, и в ближайшее время ожидается увеличение количества работников подрядных организаций более чем в два раза, согласно календарно-сетевого графика, в пик строительства на объектах одновременно будет работать более 3500 человек. Проектная мощность будущего комплекса — более 1,5 млн тонн в год, что гарантирует способность НПЗ удовлетворить потребительский спрос в автомобильном топливе на Кубани.
«Внедрение современных решений собственной разработки и импортозамещение не только укрепляют технологическую независимость завода, но и способствуют развитию отечественной научной и производственной базы в целом, что доказывает опыт применения данных технологий не только в отечественном производстве, но и за рубежом», – подмечают в АНН.
Автор: Е. Данильчук