Современные смазочные материалы: какие масла используют гонщики, и как разрабатывается уникальная продукция? - Компании - Neftegaz.RU
6 мин
...

Современные смазочные материалы: какие масла используют гонщики, и как разрабатывается уникальная продукция?

Современные смазочные материалы: какие масла используют гонщики, и как разрабатывается уникальная продукция?

Омск, 8 июл - ИА Neftegaz.RU. С 1 по 6 июля в России в очередной раз прошло крупнейшее в мире соревнование по ралли-рейдам «Шелковый путь», в рамках которого спортсмены на мотоциклах, квадроциклах, внедорожниках и грузовиках боролись за первенство, испытывая силы и скорость своей гоночной техники.
Специально для участников ралли Омский завод смазочных материалов «Газпром нефти» выпустил партию моторных масел G-Energy.
Представителям СМИ продемонстрировали процесс производства, предложили провести ряд лабораторных испытаний и рассказали о специфике создания новых продуктов.
В экскурсии принял участие и журналист Neftegaz.RU.

На предприятии, производящем моторные масла и специализированные продукты для тяжелонагруженных двигателей легковых и грузовых автомобилей, к разработке новых позиций отношение особое.
Все прототипы рецептур сначала составляются и тестируются в лаборатории на сложном высокоточном оборудовании.

Разработка новых продуктов отнюдь не является процессом спонтанным.
Появлению товара на полках магазинов предшествует активный диалог крупнейших представителей отрасли, в том числе экспертов «Газпромнефть – смазочные материалы», оценка потребностей рынка и формирование определенных трендов.
С 2016 г. для поиска новых технологических решений компания входит в международную ассоциацию европейских производителей масел (ATIEL).
Это помогает следить за тенденциями в индустрии и учитывать их в новейших разработках.

см_01.jpg

«В диалоге между масляными и присадочными компаниями разрабатываются определенные прототипы, которые тестируются на соответствие, и в результате этих тестов подтверждается достижимость параметров будущего перспективного продукта. Чтобы найти баланс, после разработки происходит 3 этапа тестирования: первый – лабораторное, следующий – стендовое, третий – моторно-стендовые испытания. Только после этого мы можем прийти к производителю техники и, предоставив результаты всех испытаний, получить одобрение производителей на продукт», – рассказал журналистам начальник управления разработки и развития «Газпромнефть-СМ» Николай Дорошенко.

Создание нового перспективного продукта строится не только на подборе качественных компонентов, но и на их точной дозировке.
Чтобы продемонстрировать сложность этого процесса, приглашенным автоспортсменам и представителям СМИ предложили принять участие в проведении лабораторных испытаний, направленных на исследование характеристик моторного масла.
Для тестов был выбран образец масла G-Profi MSI 10W-40, которые призер ралли «Дакар» и «Шелковый путь», гоночная команда «МАЗ-СПОРТавто» заливает в свои автомобили.
Чтобы создать этот продукт, специалисты анализировали многолетние данные о поведении техники на гонках в разных климатических условиях.

см_02.jpg

Журналистам предложили проверить деэмульгирующие свойства масла – способность водоотделения одна из важнейших эксплуатационных характеристик продукта, влияющая на защиту от коррозии.
Еще одно свойство, которое наглядно удалось продемонстрировать в лаборатории, – это противостояние вспениваемости при высоких нагрузках.
Как известно, пена, возникающая при работе двигателя, разрушает смазывающую способность продукта и препятствует нормальному проникновению масла в рабочие узлы двигателя.

Обеспечить нужные характеристики современным смазочным материалам позволяет не только высокотехнологичная формула, но и точнейшая дозация компонентов при производстве.
На Омском заводе работает одна из самых современных в мире станций смешения смазочных материалов с автоматизированной подачей компонентов.

см_03.jpg

«Технология цифровизирована – каждая рецептура заложена в программе компьютера. Для начала блендинга оператору необходимо выбрать нужную программу. При этом при введении кода программа его проверяет, исключая человеческий фактор», - отметил генеральный директор «Газпромнефть-смазочные материалы» Анатолий Скоромец.

Генеральный директор Газпромнефть - СМ Анатолий Скоромец.jpg

Накануне гонки состоялась торжественная церемония запуска конвейера по фасовке партии моторных масел, которые вместе с участниками отправились в «Шелковый путь».
Канистры G-Profi MSI 10W-40 были отмечены символикой ралли – изображением белого тигра.
Запустил конвейер призер «Дакара», руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.

см_04.jpg

Уже на территории складского комплекса журналисты встретили партию, подготовленную для гонки, и понаблюдали за тем, как ведется работа на складе.

см_05.jpg

«Складской комплекс рассчитан на единовременное хранение 12 тыс. т готовой продукции. Среднесуточная отгрузка составляет 30 еврофур, 5-6 контейнеров, 4 вагона. Склад управляется автоматизированной системой, благодаря чему на рабочей смене присутствуют всего два специалиста. Каждая складская ячейка имеет уникальный штрих-код, благодаря которому система ориентируется и распределяет задания на загрузку и отгрузку. Задание поступает по беспроводной сети Wi-Fi», – объяснили специалисты комплекса.

см_06.jpg

По словам гендиректора «Газпромнефть-СМ», ежегодно на заводах компании на производство ставится около 40 новых продуктов, из них 5-7 специализированных и уникальных.

см_07.jpg

«Например, для набирающих популярность гибридных автомобилей нужны новые моторные масла с усиленной энергоэффективностью. Для этого мы разработали новое моторное масло, которое соответствует международным стандартам API SP и ILSAC GF-6A, что означает проверку на защиту от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси и образование отложений, а также испытания на износ цепи двигателей с непосредственным впрыском и системы ГРМ и другие тесты. Из новых разработок индустриальных продуктов хочется выделить синтетическое масло для современных газовых турбин и энергоблоков Gazpromneft Turbine Oil F Synth EP. Разработка настолько превышает ключевые международные требования по ключевым свойствам, что это меняет подход к периоду эксплуатации. Мы значительно увеличили его, а это означает меньшие расходы на обслуживание оборудования для наших потребителей. Это масло уже используется на Омском НПЗ «Газпром нефти», а также проходит эксплуатационные испытания в оборудовании крупной энергетической компании», - рассказал А. Скоромец.

За последний год экспертам по разработке продуктов «Газпромнефть-СМ» удалось продвинуться в цифровизации процессов по созданию рецептур.

«Сейчас наши эксперты R&D работают над тем, чтобы часть физических лабораторных испытаний заменить цифровым моделированием — доверить эту работу алгоритмам машинного обучения. При разработке продукта специалист может перебрать десятки комбинаций в рецептуре, а искусственный интеллект — сотни тысяч за несколько секунд. Это позволит оптимизировать ресурсы и одновременно с этим значительно повысить вариативность прорабатываемых рецептурных сценариев», – поделился гендиректор компании.

Сегодня на отраслевом рынке компании конкурируют за базовый компонент для производства смазочных материалов.
Для обеспечения себя качественной основой для современных продуктов компания начала строительство комплекса гидроизодепарафинизации на Омском заводе смазочных материалов.

Комплекс гидроизодепарафинизации_1.jpg

«Готовность комплекса изодепарафинизации на сегодня – 45 %. В конце следующего года мы приступим к пусконаладке. А в 2023 г. будем уже выпускать продукцию только на собственной базе. По ассортименту выпускаемой продукции комплекс не будет иметь аналогов в мире. С учетом классов вязкости смазочных материалов и масляных основ для буровых растворов мы сможем выпускать на этой установке до 12 типов масел. Строительство комплекса обойдется примерно в 32 млрд руб. Это колоссальные инвестиции в будущее российских технологий», – прокомментировал А. Скоромец.

Комплекс гидроизодепарафинизации_2.jpg

Мощность комплекса ГИДП составит 220 тыс. т продукции в год. Это позволит расширить ассортимент премиальных синтетических смазочных материалов брендов G-Energy и Gazpromneft, снизить себестоимость готовых масел и повысить их конкурентоспособность.
Сегодня компания занимает 1/4 российского рынка смазочных материалов и экспортирует высокотехнологичные продукты за рубеж: это уже 100 стран и 350 портов мира.
За рубеж отправляется почти 1/4 премиальных моторных масел российского производства под брендами Gazpromneft и G-Energy.

Уделяя большое вниманию развитию R&D и технологиям, компания выпускает продукцию для международных автоспортивных проектов – категории самых требовательных к эксплуатационным характеристикам в экстремальных условиях потребителей.

5DM49574.jpg

«Множество продуктов сначала тестировалось в гонках, например, тормозные диски и разные технологии фар. Для нас это тоже полигон перед тем, как вывести продукт на массовый рынок. Наши специалисты следуют за техникой в гонках и наблюдают за работой смазочных материалов в разных условиях. Находясь на прямой связи с пилотами и механиками, мы получаем данные, аналитика по которым ложится в проекты по совершенствованию продуктов или созданию новых рецептур. Например, адаптивная технология ACF, когда в масле активируются необходимые свойства в зависимости от условий эксплуатации техники, была разработана и внедрена на основе данных, полученных в том числе при тестах в самых жестких условиях по всему миру, при разнообразных нагрузках на двигатель и колебании температур до 150 оС.

Со временем мы поняли, что мы готовы не просто тестировать масла, но и проводить безразборную диагностику оборудования по составу работающего в нем масла. Аудит проводится на месте эксплуатации техники, без остановки рабочего процесса – на гоночной трассе, в карьере, на заводе, в поле. Результаты диагностики готовы в течение 30 мин и всегда доступны онлайн, в личном кабинете клиента. Такая экспертиза сейчас один из наших флагманских клиентских сервисов. В прошлом году мы провели порядка 6 тыс. таких исследований», - рассказал А. Скоромец.

Автор: С. Бабаева