USD 63.773

+0.02

EUR 70.6286

+0.1

BRENT 62.47

+1.54

AИ-92 42.35

0

AИ-95 46.15

+0.01

AИ-98 51.61

+0.01

ДТ 47.45

+0.01

5 мин
318

Насосное оборудование на масляных производствах НПЗ

Одним из технологических процессов переработки нефти является процесс производства масел и парафинов. Технология производства масел сложная, многоэтапная, и одной из важнейших составляющих этого процесса является очистки сырья различными способами.

Насосное оборудование на масляных производствах НПЗ Насосное оборудование на масляных производствах НПЗ

Одним из технологических процессов переработки нефти является процесс производства масел и парафинов. Технология производства масел сложная, многоэтапная, и одной из важнейших составляющих этого процесса является очистки сырья различными способами. Основные из них следующие:

  • экстракционная (селективными растворителями), гидрогенизационная (гидрокрекинг, гидроизомеризация), адсорбционная, сернокислотная;
  • депарафинизация очищенного сырья с использованием растворителей или катализаторов;
  • доочистка депарафинизированных масел - контактная (отбеливающей землей) или гидрогенизация.

Нефть и газ - это основные источники энергии в современном мире. На топливах и смазочных материалах, получаемых из них, работают двигатели практически всех видов транспорта, все ТЭС и ТЭЦ.

В ходе переработки остаточного сырья посредством селективной или гидрогенизационной очистки осуществляется его деасфальтизация сжиженным пропаном - в одну или две ступени. На некоторых НПЗ для этих целей применяется процесс «дуосол-очистки» - парным растворителем, сочетающим функции деасфальтизации и селективной очистки.

В странах СНГ только на двух заводах остались действующие установки «Дуосол»: в ООО «Кременчугский НПЗ» (ПАО «УКРТАТНАФТА») и в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (ООО «ЛУКОЙЛ-ВНП»). В этих установках для деасфальтизации сырья применяется сжиженный пропан 95-96-процентной очистки с температурой 45 °С и плотностью 460 кг/м3. В процессе деасфальтизации сырья сжиженный пропан специальными насосами подается из конденсационной ёмкости в нижнюю часть колонны. В обоих НПЗ установки «Дуосол» эксплуатируются с 60-х годов ХХ века. В качестве «пропановых» насосов в них применялись центробежные двухопорные двухкорпусные насосы Н 360-500сг и Н 500-500сг производства 50-х годов ХХ века Ленинградского металлического завода. О степени надежности этого оборудования можно судить по тому, что в установках смонтированы по три насоса - один рабочий и два резервных. Упомянутые насосы давно сняты с серийного производства, к началу ХХI века морально устарели, физически износились, стали проблемными в работе и практически неремонтопригодными. Одной из проблем в их работе является высокое давление упругости паров перекачиваемого сжиженного пропана, значение которого находится в пределах 16,4-16,6 кгс/см2. Для обеспечения безкавитационной работы насоса в этом случае необходимо обеспечивать давление на его входе не менее 18 кгс/см2. Для герметизации вала насоса при таком входном давлении предусмотрена система запирания двойных торцовых уплотнений буферной жидкостью - индустриальным маслом. Винтовые насосы этой системы должны создавать давление масла в пределах 19,5-20,0 кгс/см2. Эта громоздкая и проблемная установка для запирания концевых уплотнений вала устаревшей конструкции, требующая огромных количеств масла и охлаждающей воды, не могла обеспечивать надежную работу насосного агрегата. На заре отечественной нефтепереработки наработка на отказ «пропановых» насосов была установлена в 100 суток, после чего насосы можно было остановить для ревизии и возможного ремонта. В современных условиях требуется двух-трехлетний безремонтный цикл работы установок и всего комплектующего их оборудования. Существующее насосное оборудование не обеспечивало данное требование.

В 2002 г. в Кременчугском НПЗ насосы типа Н 360-500сг были заменены на импортные насосной компании «SULZER» (Швейцария). Следует отметить, что с конца 60-х годов ХХ века в бывшем СССР насосы для сжиженных углеводородных газов (СУГ) такой мощности не производились. В 2006 г. для условий установки «Дуосол-22» ООО «ЛУКОЙЛ-ВНП» в ООО «Сумский машиностроительный завод» (ООО «СМЗ», Украина) был создан и поставлен на монтаж насосный агрегат АНМсг 450-500. Насосы типа НМсг и насосные агрегаты типа АНМсг относятся к новому поколению нефтяных насосов, разработанных в ООО «СМЗ» по предложению Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (г. Москва). Номенклатура вновь созданных нефтяных насосов разработана с учетом обеспечения требований нормативных документов РФ по нефтепереработке и международного стандарта ISO 13709:2003/API 610. Вся продукция ООО «СМЗ» для нефтеперерабатывающих производств сертифицирована швейцарской компанией «SGS» на соответствие стандартов API.

Разработка насосов типа НМсг выполнялась на базе многолетних наработок сумских насосостроителей в создании насосов повышенной надежности для тепловой и атомной энергетики; трубопроводного транспорта аммиака, нефти и нефтепродуктов; химических и других постоянно действующих опасных производств. Конструктивная схема насоса НМсг 450-500 - традиционно двухопорная, двухкорпусная с выемным внутренним корпусом секционного типа, однопоточная, многоступенчатая с усовершенствованной разгрузкой осевой силы. Опоры ротора - выносные самоустанавливающиеся подшипники качения SKF с картерной смазкой и без охлаждения. Минимизировано количество уплотняемых стыков, разделяющих внутреннюю полость насоса и атмосферу. Концевые уплотнения вала - механические торцовые сильфонные двойные типа «Тандем» с современными уплотнительными комплексами производства ЗАО «ТРЭМ-инжиниринг» (г. Москва). Соединительная муфта - упругая пластинчатая типа МУП производства ООО «Насостехкомплект» (г. Сумы). Материалы корпусных деталей - поковки из конструкционных углеродистых сталей с коррозионно-стойкими наплавками всех посадочных и уплотняемых поверхностей, деталей проточной части - отливки и поковки из хромистых сталей типа 20Х13.


Насос в сборе с трубной обвязкой в пределах насоса агрегатируется на общей раме с приводным электродвигателем взрывозащищенного исполнения мощностью 400 кВт. На рис. 1, 2 показан насосный агрегат АНМсг 450-500 перед отгрузкой на объект и в установке.

Насосный агрегат АНМсг 450-500 зав. № 1 смонтирован в установке «Дуосол-22» на месте демонтированного Н 360-500сг, и в июле 2007 г. введен в промышленную эксплуатацию. Все параметры работы соответствовали паспортным. Температура подшипников, не имеющих охлаждения, не превышала 65 °С при температуре окружающей среды 38 °С. Надёжная безостановочная многомесячная работа насосного агрегата зав. № 1 подтвердила справедливость всех инженерно-технических решений, заложенных в конструкцию насоса при его разработке. В апреле 2010 г. в этой же установке был введен промышленную эксплуатацию насосный агрегат АНМсг 450-500 зав. № 2 взамен демонтированного насоса Н 500-500сг. На сегодняшний день межремонтные пробеги насосных агрегатов достигли 4-х лет. Третий практически несколько лет не работающий насос Н 500-500сг демонтирован за ненадобностью. Проведенные замены насосов позволили обеспечить параметры, требуемые по технологическому режиму установки, повысили надежность работы всего оборудования и значительно снизили эксплуатационные затраты. На рис. 3 - насосный агрегат АНМсг 450-500 зав. № 2 после реконструкции установки.

Соответствие паспортным всех параметров работы, температурных и вибродинамических характеристик за весь период эксплуатации позволяет уверенно рекомендовать насосы типа НМсг как для замены физически изношенных машин, так и для оснащения ими вновь строящихся установок.

Автор: Александр Швиндин, Заместитель директора по научной работе ООО «СМЗ», к.т.н. Олег Львов, Главный механик ООО «ЛУКОЙЛ – ВНП», Игорь Львов, инженер ПДО по СУУТП ООО «ЛУКОЙЛ – ВНП»

Источник : Neftegaz.RU

Система Orphus