USD 74.8617

-0.39

EUR 89.7742

-0.68

BRENT 68.25

-0.34

AИ-92 45.34

+0.01

AИ-95 49.13

+0.01

AИ-98 54.87

+0.01

ДТ 49.25

+0.01

6 мин
430

Российский бензиновый рынок: дефицит или перепроизводство?

Российский бензиновый рынок: дефицит или перепроизводство?

В настоящее время Россия по добыче нефти опередила лидера – Саудовскую Аравию – и вышла на первое место в мире. Общее производство энергоресурсов в 1,6 раз превышает потребность в них, поэтому значительный объем нефти и нефтепродуктов экспортируется. Этому также способствует более чем двукратное превышение экспортных цен на нефть внутренних цен [1]. Однако в средствах массовой информации появляются сообщения о надвигающемся бензиновом кризисе и резком возрастании спроса и цен на моторные топлива уже к 2010 г. Основа этих прогнозов – быстрое увеличение автомобильного парка страны и далеко не современные технологии переработки нефти, не позволяющие вырабатывать дополнительное количество высококачественных моторных топлив. Но, делая прогноз, следует учитывать структуру будущего автотранспортного парка: какую долю будут составлять автомобили, работающие на бензинах, дизельных и альтернативных (газ, спирты, ДМЭ и др.) топливах.

Кроме того, необходимо учитывать и такой важный фактор, как соотношение платежеспособности населения и цен на бензин. До распада СССР объем производства автомобильных бензинов достигал 65 млн т/год (в два раза больше, чем в настоящее время), но дефицит имел место вследствие низкой цены на бензин.
 

Наблюдаемый сегодня в стране рост цен на нефтяные моторные топлива при сохранении низкой платежеспособности населения может привести к снижению объемa их продаж и применению различных «альтернативных» суррогатов.
 

В Европе при дефиците производства дизельного топлива (импортируют из России) и перепроизводстве автомобильных бензинов (экспортируют в США) цена на моторные топлива в два раза выше, чем в России, при том, что затраты на переработку нефти ниже. В США потребление энергоресурсов превышает в 1,56 раз собственное производство, а недостающее количество импортируется из других стран. При этом цена на моторные топлива значительно ниже, чем в Европе. Уровень потребления моторных топлив на душу населения в различных странах [2] приведен на рисунке.
 

В зависимости от численности и степени дизелизации перспективного автопарка, а также доли применения альтернативных моторных топлив следует соответственно наращивать выработку либо бензинов, либо дизельных топлив за счет внедрения соответствующих процессов.
 

Путем применения разумного государственного регулирования (налоги, пошлины, акцизы и др.) следует сориентировать дальнейшее развитие автотранспорта и  нефтеперерабатывающей промышленности на обеспечение экологической безопасности, рациональное использование энергетических ресурсов и исключение возможных кризисных ситуаций.
 

За рубежом интенсивно ведутся работы по снижению расхода топлива, переводу  автомобилей на альтернативные виды топлив, особенно из возобновляемого растительного
сырья, созданию гибридных двигателей, а к 2015 г. планируется создание принципиально новых двигателей на топливных элементах, в которых используются водород и кислород (стоимость этих автомобилей едва ли будет приемлемой для российских автолюбителей). Широкое применение находят биодизельное топливо и денатурированный топливный этанол.

 

При их использовании полностью сохраняется естественный биологический круговорот веществ, так как продуктами сгорания являются вода и диоксид углерода, которые усваиваются растительной биомассой, являющейся сырьем для их производства.
 

В России в 2006 г. выработано 34,1 млн т автомобильных бензинов, в том числе: АИ-80 (А-76) – 31,3%; АИ-92 – 55,0%; АИ-95 – 13,3% и АИ-98 – 0,4%. Нефтеперерабатывающая промышленность страны успешно решает задачу удовлетворения внутреннего спроса, обусловленного особенностями конъюнктуры внутреннего рынка нефтепродуктов. Поэтому ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых моторных топлив определяется требованиями имеющегося автомобильного парка.
Российские НПЗ полностью прекратили производство этилированных автомобильных бензинов, и основная масса бензинов способна обеспечить потребности автомобилей,
отвечающих европейским нормам Евро-2. На ряде предприятий имеется техническая возможность выработки отдельных партий бензинов для автомобилей, соответствующих Евро-4, что позволяет полностью обеспечить потребность поступающей в Россию зарубежной автомобильной техники. Однако необходимо стимулировать этот процесс и не уступать российский рынок зарубежным нефтяным компаниям. Понятно, что транспортные расходы при поставке бензинов из Европы в Россию значительно меньше, чем при экспорте в США.
 

Увеличение автопарка страны приведет к необходимости изменения ассортимента вырабатываемых бензинов – прекращение производства бензинов АИ-80 (А-76) и перевод
автомобилей, потребляющих эти бензины, на газ; увеличение производства бензинов марок АИ-95 и -98 европейского качества.
Для обеспечения растущей потребности в бензинах марок АИ-95 и -98 необходимы модернизация отечественных НПЗ и освоение новых технологий. Ряд нефтяных компаний (ЛУКОЙЛ, Славнефть, Сургутнефтегаз и некоторые другие) ведут необходимые работы в этом направлении и можно надеяться, что отечественные НПЗ обеспечат страну бензинами требуемого качества.
Низкое качество отечественных моторных топлив – результат проведенной административной реформы, которая привела к ликвидации существующей ранее системы контроля за качеством производимой и реализуемой продукции. Новая рыночная экономика (по замыслу авторов реформ) благодаря конкуренции должна самообеспечивать повышение качества выпускаемых товаров.
Однако в действительности этого не наблюдается.
Например, в Москве, где самая высокая конкуренция на рынке моторных топлив, по заявлению мэра Ю.М. Лужкова, на автозаправочных станциях (АЗС) реализуют этилированный бензин вопреки закону РФ о запрете его применения.
Почему же за рубежом при отсутствии государственного контроля качество продукции выше, чем в России? Гарантию качества там обеспечивают путем сертифицирования предприятий-изготовителей по стандартам на системы управления качеством (ISO 9001–2000) и на системы управления охраной окружающей среды (ISO 14004–2004). Их применение носит добровольный характер, но продукция предприятий, не имеющих сертификатов, практически не может попасть на рынок. Более того, в Европе, например, добровольные национальные стандарты или их отдельные положения могут переходить в обязательные, что обеспечивает постоянный рост качества продукции.
 

В России же в настоящее время более полутора тысяч производителей моторных топлив. Но в лучшем случае только 30–50 крупных предприятий способны получить вышеуказанные международные сертификаты. На этих предприятиях, как правило, присутствуют представители заказчика, контролирующие процесс производства горючесмазочных материалов. О каком качестве может идти речь, если основная масса «производителей моторных топлив» занимается «доработкой» низкооктановых бензинов примитивными способами.
 

Разработка и введение в действие специального технического регламента (федерального закона) «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горючесмазочным материалам» по замыслу должны предотвратить производство суррогатного топлива и минимизировать количество токсичных выбросов в окружающую среду. Однако регламент предусматривает лишь некоторое ужесточение норм на показатели, включенные в действующий при сертификации ГОСТ Р 51313 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», а также обязательность информирования потребителя о качестве топлива на АЗС и предоставляет возможность заводам-изготовителям использовать красители для выпускаемого неэтилированного бензина. Последнее требует дополнительных затрат на производство и способствует образованию отложений красителей в топливной системе двигателя и емкостях для хранения и транспортирования бензинов. Окрашивание бензинов, как и информация на АЗС о наличии в них добавок и присадок, к повышению качества не приведет. Более того, по заявлению разработчиков,
вопрос о качестве остается вне рамок регламента и будет по#прежнему объектом рыночных отношений. Поэтому ожидать, что после принятия указанного специального
регламента качество отечественных автомобильных бензинов, реализуемых на АЗС, будет соответствовать требованиям автомобилестроителей, не приходится.
 

Список литературы
1. Углеводородные и альтернативные топлива на основе природных газов. Учебное пособие. М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. С. 173.
2. Технология переработки нефти. Часть I (под редакцией О.Ф. Глаголевой, В.М. Капустина) / М.: Химия, Колосс, 2005. 27 с.

 

В.Е. ЕМЕЛЬЯНОВ, д-р техн. наук (ОАО «ВНИИ НП»)