Интернет - портал
Маркет
Деловой Журнал
Пишем о технологиях, которые двигают отрасль
Повышаем продажи, продвигая бренд
Отражаем научный взгляд на энергетику будущего
вперед
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572

USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

10 мин
404

Планирование обработки танкеров в порту Приморск

Приведен пример четкого взаимодействия структурных подразделений ООО «Спецморнефтепорт Приморск» со всеми сторонними службами и организациями, участвующими в процессе обработки танкеров в порту Приморск.

Планирование обработки танкеров в порту Приморск

Приведен пример четкого взаимодействия структурных подразделений ООО «Спецморнефтепорт Приморск» со всеми сторонними службами и организациями, участвующими в процессе обработки танкеров в порту Приморск.

Более восьми лет на северо-западе трубопроводной системы компании «Транснефть» без сбоев и срывов планов транспортировки нефти и графиков подачи и расстановки тоннажа работает ООО «Спецморнефтепорт Приморск». С начала эксплуатации 27 декабря 2001 г. и по декабрь 2008 г. объемы перевалки и, соответственно, объемы услуг ОАО «АК "Транснефть", возросли с 12 млн т нефти в год до 74 млн т. За это время обработано 3549 танкеров и отгружено на экспорт 346,201 млн т нефти.
Фактически за 2008 г. перевалка нефти в танкеры в порту Приморск составила
73,926 млн т. Среднее количество заходов танкеров в порт Приморск - 61 танкер в
месяц, а партия нефти, отгружаемой на танкер, в среднем составила 100 тыс. т.
Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск при перевалке
нефти в танкеры взаимодействует со многими участниками внешнеэкономической деятельности - государственными службами и предприятиями, базирующимися в порту
Приморск и выполняющими возложенные на них определенные функции:
- администрация морского порта обеспечивает государственный надзор за безопасностью плавания судов в акватории порта и организацию ледокольных и лоцманских проводок танкеров;
- пограничная служба координирует работу пункта пропуска при перемещении
судов, юридических и физических лиц через государственную границу РФ;
- таможенная служба координирует работу пункта пропуска при перемещении
партии нефти, подлежащей вывозу за пределы РФ, и оформление на нее документов;
- агентские компании, представляющие интересы судовладельцев и фрахтователей,
обеспечивают жизнедеятельность и связь с внешним миром команд иностранных
судов, обрабатывающихся в порту Приморск;
- экспедиторские компании, представляющие интересы грузоотправителей, оформляют документы с представителями ОАО "АК "Транснефть" и в таможенной службе по выпуску груза за пределы страны;
- ООО "Приморский торговый порт" оформляет грузовые операции с грузоотправителями, обеспечивает взаимодействие судов с буксирной компанией ЗАО "Совфрахт-Приморск" по вопросам швартовки, отшвартовки, эскортирования судов и с ЗАО "Морской портовый сервис" по вопросам экологической безопасности при ведении грузовых операций.
Для организации четкого взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности в порту Приморск в 2002 г. был разработан и утвержден ОАО
«АК "Транснефть" "Регламент обработки морского тоннажа, перевалки нефти, мероприятий по обеспечению экологической безопасности при дебалластировке судов и
приема с судов льяльных, хозфекальных вод, судовых отходов в ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск". В 2007 г. редакция этого регламента была дополнена и утверждена.
Документ определил порядок взаимодействия всех структур и служб, а также нормировал временные параметры каждой операции при обработке морского тоннажа.
Прием и перевалка нефти в порту Приморск осуществляется ООО "СМНП Приморск" на основании договоров по оказанию услуг на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов, заключаемых ОАО "АК "Транснефть" с нефтяными компаниями, графиков подачи и расстановки тоннажа в порту, утверждаемых в установленном порядке, оперативных указаний ОАО "АК "Транснефть", а также действующих на нефтепроводном транспорте руководящих нормативных
документов.


Ежедневно товарно-транспортной службой ООО «СМНП Приморск" готовится
проект плана обработки танкеров в порту Приморск. Он формируется при наличии
следующих документов и информации, которые являются необходимым и обязательным требованием для постановки танкера к причалу:
- графика подачи и расстановки тоннажа на текущий месяц;
- маршрутного поручения ОАО «АК "Транснефть", оформленное под конкретнуюпозициюграфика подачи и расстановки тоннажа в порту Приморск;
- наличие письменного подтверждения из головных офисов ОАО МН о фактическом приеме нефти в системуМН ОАО "АК "Транснефть";
- диспетчерской сводки ООО «СМНП Приморск" о наличии товарной нефти и свободной емкости в резервуарном парке;
- диспетчерская сводка ООО «Приморский торговый порт" об ожидаемых подходах танкеров и их технических характеристиках;
- информации от агентских компаний по подходам танкеров;
- информации от экспедиторских компаний о ресурсах, определенных грузоотправителем к погрузке на танкер;
- сводки погоды Гидрометцентра Санкт-Петербурга, предоставляемой Службой капитана порта Приморск;

- информации о ледовой обстановке по Финскому заливу в зимнюю навигацию,
предоставляемой Службой капитана порта Приморск;
- письменного согласования с ОАО «АК "Транснефть" (в случае опоздания либо
досрочного прибытия танкера в порт) о постановке данного танкера под погрузку не
в ущерб танкерам других нефтяных компаний, прибывающих по графику.
Для постановки танкера к причалу и планирования обработки необходимо своевременное выполнение перечисленных требований в полном объеме. В настоящее время
порт Приморск доступен всесезонно и круглосуточно для судов длиной до 307 м, шириной до 55 м с осадкой до 15,85 м. Для судов, покидающихБалтийскоеморе, осадка судна с
грузом лимитируется фарватером глубоководного пути "Т" пролива Каттегат - 15,0 м.
Планирование обработки танкеров в порту производится ежедневно на совещании в ООО "СМНП Приморск" под руководством заместителя генерального директора по товарноранспортным операциям с участием представителей всех заинтересованных сторон: администрации морского порта Приморск, таможенной и пограничной служб, агентских и экспедиторских компаний, ООО «Приморский торговый порт".
В повестке дня обсуждаются следующие вопросы:
- соответствие технических характеристик прибывающих танкеров требованиям
порта;
- дата и время подхода каждого танкера, направляющегося под обработку в порт и
соответствие дате позиции Графика подачи и расстановки тоннажа в порту Приморск;
- соответствие заявленных ресурсов под погрузку на танкер позициям Графика;
- в зимнюю навигацию решаются вопросыполедокольнойпроводке танкеров, направляющихся в порт и выходящих из порта;
- при необходимости оптимизации процесса обработки танкера, решается вопрос
об оформлении документов на рейде, как на приход, так и на отход танкера.

При этом учитываются погодные условия - скорость ветра, высота волны, а также время суток (связано с пересменой дежурных смен).
После обсуждения и корректировки План обработки танкеров в портуПриморск
подписывается представителями всех заинтересованных сторон, согласовывается руководителем товарно-транспортной службы и утверждается генеральными директорами
ООО «Спецморнефтепорт Приморск", ООО «Приморский торговый порт», ООО «БалттрансСервис" и капитаном порта Приморск.
На основании Плана обработки танкеров в порту Приморск диспетчерской службой ООО"СМНППриморск» производится расчет режимов налива судна и совместно со
службой главного энергетика оформляется заявка на корректировку потребления электроэнергии в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих в
ОАО «АК "Транснефть".
Капитаны нефтеналивных судов через агентирующие компании сообщают в ООО
"СпецморнефтепортПриморск", ООО"Приморский торговый порт» и в Службу капитана порта Приморск за 72, 48, 24, 12 и 4 часа о времени подхода судна к о. Гогланд (якорная стоянка № 16), о. Сескар (якорная стоянка № 10) или бую № 6 (место взятия лоцмана), а во время зимней навигации дополнительно сообщают о времени подхода к точке формирования каравана (ТФК).
Если время подхода меняется более чем на 2 ч, информация о новом времени подхода
передается незамедлительно. Кроме того, не позднее чем за 72 ч капитан танкера предоставляет также следующую информацию:
- оТТДсудна (технические данные) - год постройки, флаг, дедвейт, габариты прием-
ных клинкетов, высота борта, ледовый класс, конструкция корпуса (двойной борт,
двойное дно), наличие танков под изолированный балласт, мощность силовых
установок;
- видах и количестве судовых отходов, подлежащих сдаче; количестве балласта на
танкере; количестве танков с балластом;

- местах приема и/или смены балласта;
- предварительном карго-плане с учетом времени откатки балласта;
- максимальном количестве груза, которое может быть погружено на танкер до разрешенной объявленной осадки или осадки по грузовую марку.
Капитан судна через агента подает заявки для ЗАО «Совфрахт-Приморск» на
эскортный буксир и необходимое количество буксиров по исполнению буксирного
обеспечения швартовых операций и иных работ, определенных нормативными документами порта Приморск.
По окончании морского перехода капитан судна через своего агента передает нотис
о готовности судна к обработке с указанием даты и времени захода в порт.
Технологический процесс перевалки нефти в порту Приморск состоит из нескольких циклов и включает в себя:
- прием нефти в резервуарный парк порта от ООО «Балтнефтепровод» через два коммерческих узла учета нефти, учет нефти по которым является основной схемой. Прием нефти осуществляется с помощью систем измерений количества и показателей качества нефти, которые установлены в конечных точках магистральных нефтепроводов Ярославль - Кириши - Приморск и Палкино - Кириши - Приморск. Резервной схемой учета является учет по резервуарному парку. Качество нефти определяется в аккредитованной
химико-аналитической лаборатории.
- подготовку судовой партии нефти, отгружаемой на танкер. Прием нефти осуществляется в резервуары одной группы, затем производится двухчасовой отстой,
замеры уровня нефти и отбор проб.
В химико-аналитической лаборатории делается анализ отобранной пробы. Качество
нефти должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51858-2002. Зная процентное содержание балласта, просчитывается масса нетто партии нефти, готовой к отгрузке.
Вместе с агентами, экспедирующими нефть грузоотправителей, определяется балансирующий ресурс. Зная количество заявленного груза по маршрутным поручениям, диспетчер ООО «СМНП Приморск» производит предварительный расчет партии груза.
- отгрузка подготовленной партии нефти на танкер. Погрузка танкера производится в соответствии с карго-планом (план погрузки), представленным капитаном танкера, где указывается начальная, основная и завершающая производительность, заявленный объем к погрузке и какой стороной (берег-судно) будет инициироваться остановка погрузки. Карго-план согласовывается с диспетчером ООО «СМНП Приморск» с учетом заявленного режима потребления электроэнергии. Количество нефти, погруженное на судно, определяется с помощью систем измерения количества и показателей качества нефти в соответствии с «Рекомендациями по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти» и «Рекомендациями по метрологии - Р 50.2.040-2004 ГСИ.Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов.Основные положения». Все имеющиеся системы измерения количества и показателей качества нефти прошли испытания с целью утверждения типа как измерительные системы и поверены государственной метрологической службой.
Резервной схемой учета при погрузке нефти являются резервуары товарного парка ООО «СМНП Приморск» и ультразвуковые счетчики, прошедшие испытания с целью утверждения типа как средства измерения и поверенные государственной метрологической службой;, а также танки наливных судов при наличии градуировочных таблиц, утвержденных в установленном порядке, и известном значении судового
поправочного множителя К, учитывающего отклонение значения полной вместимости
танкера от ее расчетного калиброванного значения за счет различных факторов (неточность градуировочных таблиц, наличие неудаленных остатков, деформация танков и т. п.).

Планирование обработки танкеров в порту Приморск производится с учетом времени обработки каждого танкера, которое состоит из времени на операции, проводимые до начала погрузки, времени, затраченного на погрузку и времени на операции, проводимые после окончания погрузки.
Операции до начала погрузки включают в себя:
- швартовку танкера;
- работу комиссии государственных контролирующих служб;
- составление мастером по наливу совместно с капитаном судна карго-плана погрузки и согласование его с диспетчером ООО «Спецморнефтепорт Приморск»;
- осмотр и прием грузовых танков;
- осмотр и отбор проб из танков с изолированным балластом;
- анализ проб балластной воды;
- заполнение и подписание листа контроля безопасности на судне и берегу при грузовых и бункеровочных операциях.
- шланговку и опрессовку стендеров.
Для обеспечения оптимизации времени обработки судов по согласованию с пограничной и таможенной службой шланговка, отбор проб изолированного балласта, осмотр и прием нефтяных танков, оформление чек-листа совмещаются с работойкомиссии по оформлению прихода судна (через 10 мин после начала ее работы). Затраченное
время на операции, проводимые до начала погрузки, составляет в среднем 5 ч.
Погрузка танкера. Время, затраченное на погрузку танкера, составляет в среднем
от 12 до 19 ч, в зависимости от производительности погрузки танкера. Соблюдение режима погрузки танкера (согласно заявленному капитаном танкера каргоплану и заказу потребления электроэнергии) осуществляет диспетчер ООО «СМНП Приморск» и заключается он в следующем:
- первые 30 мин погрузка ведется самоналивом с производительностью в пределах
2000 м3/ч;
- основной режимпогрузки производится с интенсивностью 6000-12000 м3/ч;
- последние 30 мин погрузка ведется самоналивом с производительностью в пределах 2000 м3/ч.
Среднее время погрузки танкеров за первое полугодие 2008 г. составило 14 ч.
Операции после окончании погрузки включают в себя:
- отбор проб, химический анализ, замер и подсчет погруженной партии нефти по системам измерения количества и показателей качества нефти и резервуарному
парку;
- замер и подсчет груза на судне;
- дренаж и отшланговка стендеров;
- оформление грузовых документов (таймшит, коносамент и др.);
- работа комиссии государственных контролирующих служб;
- отшвартовка танкера.
Для оптимизации процесса обработки танкеров в портуПриморск была применена
схема по оформлению документов (работа пограничных и таможенных служб, агентских и экспедиторских компаний) на рейде.
Если при обычной схеме обработки танкера общее время нахождения судна у причала
составляло 24 ч, то при оформлении документов на рейде время нахождения судна у
причала составило 18 ч.
ООО «СМНП Приморск» и должностное лицо таможенного органа участвуют в определении количества и показателей качества нефти (включая использование СИКН, ультразвуковых счетчиков и резервуарных замеров). По результатам произведенных измерений представитель общества подписывает акт приема-сдачи нефти по позиции «СДАНО», а представитель экспедирующей компании от лица грузоотправителя, с указанием номеров доверенностей, по позиции «ПРИНЯТО».
После проведения всех операций и подписания грузовых документов дается команда на отшвартовку танкера.
В заключение следует отметить, что увеличение объемов перевалки нефти на экспорт через портПриморск до 74 млн т нефти в год стало возможным благодаря четкому взаимодействию структурных подразделений ООО «Спецморнефтепорт Приморск»
со всеми службами и организациями, обеспечивающими бесперебойную работу
порта.



Автор: Ю.Г. Егоров


Подпишитесь