USD 92.92

+0.34

EUR 103.2191

-0.16

Brent 74.03

+0.58

Природный газ 2.872

0

7 мин
...

Испытания безвзрывной тонкослоевой технологии добычных работ на Сокольско-Ситовском карьере известняка

Испытания безвзрывной тонкослоевой технологии добычных работ на Сокольско-Ситовском карьере известняка

Сокольско-Ситовское месторождение известняков и глин расположено в непосредственной близости от г. Липецк и является сырьевой базой ОАО «Липецкцемент».

Поверхность месторождения представляет собой полого-холмистую равнину с абсолютными отметками от 130 до 160 м, рассеченную овражно-балочной сетью при общем понижении в направлении русла реки Воронеж.

Климат района умеренно-континентальный. Среднегодовая температура воздуха +5.1°C. Продолжительность периода со среднесуточной температурой выше 0°C – 218 дней. Максимальные температуры: зимой –39°C, летом +39°C. Среднегодовое количество осадков – до 630 мм, промерзание почвы – до 1.5 м.

В геологическом строении месторождения принимают участие карбонатные породы Елецкого и Лебедянского горизонтов верхнего девона, железисто-глинистые породы различных горизонтов юрского возраста, песчаноглинистые отложения нижнего мела, а также неогеновые и четвертичные отложения, представленные песками, глинами и суглинками.

Елецкий горизонт представляет основной продуктивный комплекс известняков, пригодных для цементной и металлургической отраслей промышленности. Известняки светлого и светло-серого цвета, с желтоватым оттенком, средней крепости, трещиноватые, мелкозернистые, нередко пористые и кавернозные. Неровности кровли известняков объясняются карстовыми явлениями. Карстовые полости наполнены песчано-глинистыми материалами и обломками известняков.

В связи с карстовыми явлениями, снижающими качество известняков, полезная толща условно разделена на два горизонта: верхний – мощностью 5–18 м и нижний – 9–11 м. В карьере эти горизонты отрабатываются раздельными уступами гор. 117 м и гор. 105 м. Закарстованность верхнего горизонта – 12%, нижнего – 7%.

В пределах поля карьера общая мощность известняков изменяется от 14 до 28 метров (в среднем – 21 м).

Запасы известняков по состоянию на 1.01.2006 г. по категориям А+В+С1 составляют 117026 тыс. т.

Месторождение с 1963 г. эксплуатируется ОАО «Липецкцемент», с 2004 г. – ООО «Липецкое карьероуправление». В работе находятся 6–7 уступов, которые разрабатываются экскаваторами ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-5А. Транспортировка полезного ископаемого (известняк, глина) на завод и вскрышных пород на отвал осуществляется карьерными автосамосвалами БелАЗ-540 и БелАЗ-548.


Горные работы в карьере ведутся по транспортной системе разработки с применением на добычных уступах буровзрывного рыхления. Буровзрывные работы выполняются подрядной специализированной организацией. Добычные уступы делятся на подуступы, высотой равной высоте черпания экскаватора.

Вскрышные породы разрабатываются тремя уступами и вывозятся в одноярусный внутренний отвал, оборудованный бульдозерами ДЗ-110, Т-15.01 и Т-35.01. Высота отвала 14.5–16 м, в среднем – 15 м.

Решение о проведении опытно-промышленных работ по технологии безвзрывной комбайновой отработки известняков Сокольско-Ситовского месторождения было принято на встрече специалистов «Виртген-Интернационал-Сервис» и «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» с учетом положительного опыта эксплуатации комбайнов Wirtgen Surface Miner на Джегутинском месторождении известняка (ОАО «Кавказ­цемент»).

Основные цели работ: установление исходных данных для оценки целесообразности разработки месторождений комбайнами Wirtgen Surface Miner; уточнение в этих условиях эксплуатационных параметров и параметров технологических схем, влияющих на техническую и эксплуатационную производительность комбайна в условиях безвзрывной выемки различных типов известняка.

Для проведения опытных работ были выбраны два участка на добычных уступах карьера и намечены схемы ведения горных работ. Комбайн 2200 SM был доставлен 17 марта 2006 г. В течение первых двух дней был выполнен монтаж машины (кабины, разгрузочного конвейера и скрепляющей верхней конструкции безопасности), а также стыковка запиточных магистралей. Рабочий орган комбайна (фрезерный барабан) оснащен 76 поворотными резцами модели W47 K17. Затем комбайн был перемещен в забой.

Для первоочередного проведения опытно-промышленных работ был выбран участок, расположенный на отметке 117 м в северо-западной части карьера, ограниченный в южной части выработанным пространством и в северной части – нижней бровкой уступа 117–133 м. Площадка начиналась со стороны съезда с основной откаточной дороги, далее следовал поворот с радиусом около 30 метров с по­степенным выходом на отметку площадки. На фото 1 видна структура верхнего уступа, сложенного мелко- и среднеблочными массивами известняка. На заднем плане, справа от комбайна, виден фрагмент массивной крупноблочной структуры, слагающей нижний уступ, кровлю которого разрабатывает комбайн. На фото 2 показана проходка второй добычной полосы вдоль оконтуривающей участок выработки. Впереди видна нижняя бровка верхнего добычного уступа.

Параметры участка: длина до поворота – 180 м и от поворота до выхода на рельеф – 160 м, ширина – от 10 до 60 м.

В течение 19 марта 2006 г. было начато выравнивание микрорельефа площадки с регистрацией всех эксплуатационных параметров комбайна. Учитывая особенности площадки, горные


работы были начаты со стороны съезда с основной откаточной дороги карьера и далее проходилась оконтуривающая выработка вдоль северо-западной границы участка с отсыпкой ограждающего вала конвейером. В дальнейшем этот вал будет служить ограждением транспортной бермы на горизонте 117 м вдоль выработанного пространства.

После проведения оконтуривающей выработки, комбайном были сделаны несколько проходов, выравнивающих рельеф. В комплексе с комбайном работало два автосамосвала БелАЗ-548 (42 т), которые выполнили 62 рейса. При этом среднее время погрузки одного самосвала составляло 4.9 мин.

Комбайн работал в основном по челночной схеме, предусматривающей по окончанию фрезерования полосы разворот комбайна и фрезерование в обратном направлении.

В период с 19 по 27 марта 2006 г. было проведено изуче-на, проверку гидросистемы, снятие выносных нивелироние эксплуатационных параметров работы комбайна, вли-вочных устройств (компьютеров). яющих на его производительность, а также затраты време-За период работы с 19 по 27 марта комбайн был заправни на выполнение различных операций. В ходе хрономет-лен дизтопливом в объеме 2900 л и наработал со дня перражных наблюдений регистрировалось время работы ком-вой заправки 43 моточасов. Удельный расход топлива за пебайна при фрезеровании, затраты времени на маневры риод работ на первой площадке составил 67.44 л/час. комбайна и на обмен автосамосвалов под погрузкой. Регис-Результаты хронометражных наблюдений и расчетов техтрировались также продолжительность простоев по раз-нологических и эксплуатационных параметров работы комличным причинам, а также затраты времени на текущее байна с различным фронтом работ представлены в табл. 1. (ежесменное) обслуживание, включающее прогрев систем Эксплуатационные параметры рассчитаны исходя из комбайна (30–40 мин), заправку дизельным топливом следующего: (около 10–20 мин), очистку гусениц и конвейера от налип-Эксплуатационное время (Тэ = Тф + Тр + Тз) складывается ших и смерзшихся пород, профилактический осмотр узлов из времени фрезерования с погрузкой (Тф), времени на

разворот в конце рабочего хода (Тр) для работы в обратном направлении (или времени холостого хода), времени на обмен автосамосвалов под погрузкой (Тз). Эксплуатационная производительность – производительность (т/час) за эксплуатационное время. Техническая производительность – производительность (т/час) за время фрезерования и погрузки.

В процессе работ было установлено, что время погрузки самосвала грузоподъемностью 42–45 т составляло от 5.36 до 4.2 мин. Время на обмен машин под погрузкой по мере наработки навыков у водителей изменялось от 0.67 до 0.21 мин.

Зарегистрированные техническая и эксплуатационная производительности составили соответственно 470 и 318 т/час, что свидетельствует о том, что массив крупноблочных известняков средней прочности может успешно разрабатываться комбайнами Wirtgen Surface Miner.


Отбор проб для их последующего рассева производился в середине каждого из участков штабеля, соответствующего устойчивому режиму работы комбайна. Пробы в этих местах отбирались по всему сечению штабеля с пересечением всех его слоев, от вершины до основания треугольника сечения.

Пробный материал пропускался через два сита, расположенных друг над другом, с ячейками, соответственно, 100×100 мм и 50×50 мм.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в рассматриваемых горнотехнических условиях (крупноблочный массив известняков средней крепости) на выход фракции <50 мм в наибольшей мере влияет глубина фрезерования: с увеличением глубины фрезерования от 15 до 25 см наблюдается рост выхода фракции с 84–85% до 91.89%.

Одновременно в лаборатории предприятия были проведены рассевы проб фракции <50 мм, результаты которых сопоставлены с результатами, полученными в среднем за 2005 г. при работе по традиционной технологии горных работ.

Как видно из табл. 3 выход пылевидных классов известняка, добытого комбайновым способом, значительно меньше,

 


чем при традиционной технологии – с БВР и дроблением. Учитывая это, можно прогнозировать снижение частоты забивания бункеров и течек мелкофракционным материалом.

Горные работы по безвзрывной технологии были продолжены на вышележащем уступе (площадка гор. 133 м), где полезная толща представлена мелко- и средне блочным известняком. Размеры площадки составляли 190×10…20 м. Микрорельеф характеризовался перепадом отметок до 0.4–0.6 м. Частично поверхность площадки была покрыта насыпным материалом. C 29 по 31 марта выполнялись работы по выравниванию поверхности площадки с удалением насыпного материала. В этот период комбайн работал в комплексе с одним автосамосвалом, что привело к значительным его простоям. Всего было удалено около 2000 м3. Осложняющее влияние на работу комбайна на этом уступе оказала повышенная обводненность участка.

По мере расширения площадки создавались условия для производительной работы комбайна. В конечном итоге было добыто и отправлено на переработку около 5 тыс. т известняка.

В последний день опытно-промышленных работ были выполнены аналогичные рассевы известняка, добытого комбайном из мелко- и среднеблочного массива.

Заключение

При разработке двух уступов, сложенных, мелко- и среднеблочным массивами известняка прочностью 30–70 МПа, комбайн модели 2200 SM показал себя достаточно надежной и производительной машиной. Техническая и эксплуатационная производительности составили соответственно 330 и 258 т/час, что свидетельствует о том, что массив СокольскоСитовского месторождения может успешно разрабатываться комбайнами Wirtgen Surface Miner модели 2200 SM.

Выполненные рассевы проб известняка показали, что применение комбайна позволит полностью исключить из технологической цепи процессов буровзрывные работы и стадию дробления. При этом выход мелких (пылевидных) классов существенно уменьшается.



Автор: М. Пихлер, Президент фирмы Wirtgen International GmbH