Применение термоусадочных манжет для внешней изоляции сварных стыков труб трубопроводов с внешним 2- и 3-слойным полиэтиленовым покрытием является в настоящее время наиболее передовой технологией при проведении изоляционных работ.
Для этих целей разработана целая гамма термоусаживающихся изоляционных материалов марки «Тиал». Оригинальность данной системы заключается в том, что она предусматривает подбор материала для любого типа покрытия трубопровода.
Преимущества изоляционного покрытия «Тиал» заключается прежде всего в возможности их применения в суровых климатических условиях, в устойчивости к высоким нагрузкам грунтов и ультрафиолетовому облучению, в химической стойкости к различным реагентам.
Благодаря применению эпоксидного праймера применение материала «Тиал» позволяет создать как двухслойное, так и трехслойное покрытие.
При монтаже термоусаживающих манжет «Тиал-М» применяется технология «мокрого» праймера, что позволяет сократить время на установку манжеты. За счет уникального адгезийного (клеевого) слоя достигается высокая степень сцепления и повышенная устойчивость к отслаиванию.
Материалы «Тиал» поставляется в удобной упаковке и готовы к применению: манжеты «Тиал-М» имеют длину в соответствии с диаметром трубопровода, укомплектованы замковыми пластинами «Тиал-ЗП», длина замковой пластины определяется шириной манжеты «Тиал-М» и ленты «Тиал-Л». Она предназначена для «замыкания» в «кольцо» (вокруг зоны сварного стыка труб) мерного отрезка термоусаживающей ленты. Манжеты «Тиал-М» укомплектованы также праймером и комплектом инструмента для нанесения изоляции. Изоляция двух стыков осуществляется следующим образом:
нанесение термоусаживающей манжеты на сварной стык двух труб;
тепловая обработка нанесенной манжеты.
При этом манжета плотно охватывает зону сварного стыка, повторяя рельеф сварного шва.
Термоусаживающиеся материалы «Тиал» в зависимости от цели применения разделяются на следующие виды:
«Тиал-М» - термоусаживающая манжета для антикоррозионной защиты сварного шва предварительно изолированных стальных трубопроводов Ø 57-1420 мм. Верхний полиэтиленовый радиационно-химически модифицированный слой обладает свойством термоусадки, на него нанесен термоплавкий клеевой слой из композиции сополимера этилена с винилацетатом, обладающий высокой адгезией и сопротивлением к отслаиванию;
«Тиал-Л» - термоусаживающая лента для базовой изоляции трубопроводов и антикоррозионной защиты отводов, переходов, тройников и других деталей трубопровода. Лента имеет двухслойную конструкцию (полиэтиленовая основа и термоплавкий адгезив), что дает возможность применять его с жидким праймером, образуя трехслойную антикоррозионную защиту, изоляция производиться методом спиральной намотки.
«Тиал-Р», «Тиал-З» - ремонтные материалы для восстановления нарушенного заводского полиэтиленового покрытия трубопровода. Ремонтная заплата «Тиал-Р» представляет собой двухслойную конструкцию, состоящую из высокопрочного полиэтилена и клеевого слоя - севилена с вплавленой в него армирующей стеклосеткой.
Покрытия на основе термоусаживающих лент «Тиал» прошли испытания на соответствие ГОСТ Р 1164-98, ГОСТ Р 51164-98, DIN 30672, сертификацию по международному стандарту качества DIN ЕN ISO 9001: 2000-12. Эти покрытия выбраны компаниями АК «Транснефть», ОАО «НК Роснефть» и «ТНК-ВР» как основной изоляционный материал при реализации своих проектов на территории России. Работы по использованию термоусаживающих манжет «Тиал» можно проводить в трассовых условиях.
При сборке труб под сварку необходимо применять наружные центраторы. Прихватки необходимо наносить равномерно по периметру стыка после нанесения и просушки шликера МК-5 на соединяемые кромки изнутри трубы перед их стыковкой (сваркой).
Если трубы имеют внутреннее силикатно-эмалевое покрытие, то для обеспечения антикоррозионной защиты сварного стыка изнутри сборка труб осуществляется следующим образом:
на внутреннюю поверхность трубы наносится шликер (эмаль МК-5);
нанесенный шликер должен высохнуть;
торцы свариваемых труб прижимают друг к другу;
сварка по фаске производится обычным способом;
под действием энергии сварки внутри трубы формируется антикоррозионное покрытие по всей поверхности контакта соединяемых труб.
Режимы сварки стыкового соединения должны обеспечивать полное оплавление ранее нанесенного на внутреннюю поверхность труб (торец) высохшего слоя эмалевой фритты (шликер МК-5).
Предлагаемые технологии антикоррозионной защиты сварных швов позволяют трубопроводам работать долговечно и надежно.
Автор: Б. Н. Дегтярев