Модель расчета эффективности транспортных альтернатив (на примере проекта NORD STREAM) - Экономика, финансы, рынки - Neftegaz.RU
...

Модель расчета эффективности транспортных альтернатив (на примере проекта NORD STREAM)

Научный руководитель профессор Андреев А.Ф.

Модель расчета эффективности транспортных альтернатив (на примере проекта NORD STREAM)

В данной работе представлены основные результаты работы на тему: «Модель расчета эффективности транспортных альтернатив (на примере проекта Nord Stream, также известного как „ Северный поток“).

План доклада:
•    Цели работы;
•    Описание проекта Nord Stream, на примере которого сделаны основные расчеты;
•    Исходные данные/предпосылки;
•    Описание самой модели;
•    Выводы и результаты.

Целью работы является разработка экономической модели, позволяющей экспресс-методом сравнить стоимость транспорта газа различными способами (на примере проекта Nord Stream) и провести анализ полученных результатов.

Несколько слов о самом проекте:
 
Рис. 1 Карта проекта Nord Stream

Nord Stream — принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу, минуя территорию третьих стран, что позволяет исключить возможные транзитные риски, политические риски и снизить стоимость транспортировки. Газопровод Северный поток состоит из наземной (Грязовец — Выборг 917 км.) и морской (Выборг – Грайфсвальд, Германия 1200 км.) частей. Ввод в эксплуатацию первой нитки „ Северного потока“ пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год намечен на 2011 год. Строительство второй нитки  газопровода к 2012 году приведет к увеличению его пропускной способности до 55 млрд. куб. м.
Проект Северный поток является стратегически значимым как для России, так и для потребителей Западной Европы, так как позволит обеспечить организацию надежных и бесперебойных поставок на длительную перспективу без риска срыва поставок по вине транзитных стран.
Целевыми рынками поставок по „ Северному потоку“ являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.
Благодаря прямому соединению крупнейших в мире запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой, „ Северный поток“ сможет удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности в импортируемом газе.
В связи с этим еще в декабре 2000 года решением Европейской Комиссии проекту „ Северный поток“ был присвоен статус „ TEN“ (Трансевропейские сети), который был в очередной раз подтвержден в 2006 году. Это означает, что трубопровод „ Северный поток“ представляет собой ключевой проект по созданию важнейших трансграничных транспортных мощностей, направленный на обеспечение устойчивого развития и энергобезопасности Европы.
Одной из основных сырьевых баз для поставок по газопроводу „ Северный поток“ станет Штокмановское газоконденсатное месторождение.
Проект „ Северный поток“ реализует совместное предприятие Nord Stream AG, образованное с целью планирования, строительства и последующей эксплуатации морского газопровода.
8 сентября 2005 года в Берлине между „ Газпромом“ и немецкими компаниями BASF AG и E.ON AG было подписано принципиальное соглашение о строительстве газопровода „ Северный поток“. В соответствии с документом партнеры создали совместное предприятие Nord Stream AG, в капитале которого „ Газпрому“ принадлежит 51%, Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas – по 20%, N.V. Nederlandse Gasunie – 9%.

«Nord Stream и South Stream необходимы для обеспечения потребности Европы в импорте газа. Очень важно, чтобы эти проекты получили поддержку всех стран Евросоюза.”- Канцлер Германии Ангела Меркель, письмо к председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу
“ Впервые российские газовые месторождения и российская система транспортировки газа будут напрямую связаны с немецкой, а, значит, — с системой трубопроводов ЕС. Говоря об этом газопроводе, мы имеем в виду начало реализации общей энергетической стратегии России и Германии. Она включает все этапы, начиная с добычи и транспортировки газа и кончая его продажей. Это выгодно для всех.” — Алексий Миллер, Заместитель Председателя Совета директоров, Председатель Правления ОАО „ Газпром“.

Исходные данные/предпосылки
В рамках этой работы была рассмотрена часть Выборг – Грайфсвальд, потому что именно в этой части проекта могут быть рассмотрены различные варианты транспортировки газа.

Как показано на рисунке 2, в работе было рассмотрено два альтернативных варианта транспортировки российского природного газа в Германию: морской газопровод и поставки газа в сжиженном виде СПГ- танкерами. Вариант сухопутного газопровода был исключен из рассмотрения в связи с тем, что противоречит концепции создания нового газотранспортного маршрута без пересечения границ третьих стран.
 
Рис. 2 Альтернативы поставок

Несколько слов о финансовой части работы:
Вся работа проводилась в 2 этапа:
1)    Сначала определялась стоимость транспортировки единицы объема газа при прокладке морского газопровода от г. Выборг до г. Грайфсвальд.
2)    Затем стоимость транспортировки газа в сжиженном виде.
•    В рамках данной модели решалась также логистическая задача определения необходимого количества СПГ-танкеров для транспортировки заданного объема поставок.
Данные для проведения расчетов были взяты из открытых источников.
Исходными данными для расчета необходимого количества СПГ-танкеров являются: расстояние транспортировки, скорость движения метановоза, время на загрузку и разгрузку, неснижаемый остаток газа в емкостях, расход в пути, объем танкера и проектная мощность СПГ-завод (за вычетом нужд).
 
Алгоритм расчета необходимого количества СПГ-танкеров выглядит следующим образом:
 
В результате проведенных расчетов можно сделать вывод, что для реализации варианта проекта Nord Stream необходимо 4 СПГ-танкера.

Исходными данными для расчета стоимости транспортировки единицы объема газа морским трубопроводом являются: капитальные, операционные затраты, объем транспортируемого газа, протяженность маршрутов, и др.
Алгоритм расчета транспортного тарифа для трубопроводного варианта выглядит следующим образом:
 

Исходными данными являются: мощность ГТС, капитальные затраты на строительство терминала СПГ, закупку СПГ-танкеров и регазификацию.
Алгоритм расчета транспортного тарифа для варианта СПГ выглядит следующим образом:
 

Проведенные в рамках работы экономические расчеты позволяют  сделать следующие выводы:
•    Стоимость транспортировки единицы объема газа морским трубопроводом составляет $3.32, а в виде СПГ = $4.40.
•    Таким образом, расчеты подтвердили, что вариант прокладки морского трубопровода, который является принятым инвестиционным решением проекта, является более экономически привлекательным по сравнению с вариантом СПГ.

И в заключение следует сказать, что те цели, которые были изначально поставлены — достигнуты. Были получены результаты стоимости транспортировки единицы объема газа для обеих транспортных альтернатив. Результаты подтвердили выбранное инвестиционное решение. Помимо этого, была подготовлена модель, которую можно использовать и для других проектов, изменив исходные параметры.
 

Автор: Золотова Д.Н.

Источник : РГУНиГ им.И.М.Губкина