В данном докладе представлены основные результаты работы на тему: «Расчет альтернатив реализации Штокмановского проекта и SWOT
— анализ».
План доклада:
— Цели работы;
— Несколько слов о Штокмановском проекте;
— SWOT-анализ реализации Штокмановского СПГ (СПГ – сжиженный природный газ) проекта;
— Альтернативы реализации проекта и выбор наиболее экономически эффективной из них;
— Выводы и результаты работы.
Целью работы является выявление оптимальной комбинации трубопровод/СПГ для реализации Штокмановского проекта и анализ полученных результатов. Методология - проведение SWOT-анализа реализации Штокмановского СПГ проекта, а также сравнение стоимости транспорта газа различными способами. В рамках данной работы решалась также логистическая задача определения необходимого количества СПГ-танкеров для транспортировки заданного объема поставок.
Несколько слов о Штокмановском проекте
Рис. 1. Место расположения Штокмановского месторождения
Важным этапом прединвестиционной фазы любого проекта является сравнение всех альтернатив его реализации. Газ Штокмановского месторождения предполагается частично направить на новые для России рынки сбыта в виде СПГ и частично — в Европу по газопроводу Nord Stream. Таким образом, существует проблема определения оптимального сочетания объемов производства СПГ и поставок сетевого газа при реализации Штокмановского проекта.
Проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Это месторождение станет ресурсной базой для поставок российского газа, как трубопроводного, так и полученного с использованием СПГ-технологий, на рынки Атлантического бассейна.
Месторождение
Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, на северо-востоке от Мурманска на расстоянии около 600 км. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Запасы месторождения по категории С1+С2 составляют 3,8 трлн. куб. м газа и около 37 млн. тонн газового конденсата.
Основные характеристики проекта
Проект разработки Штокмановского месторождения предусматривает ежегодный объём добычи около 70 млрд. куб. м. природного газа и 0,6 млн. тонн газового конденсата. Это сопоставимо с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу – Норвегии.
Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд. куб. м. природного газа в год, начало поставок по газопроводу в 2013 году, сжиженного природного газа – в 2014 году.
Возможность постоянной добычи – 25 лет, рентабельной разработки – 50 лет.
Транспортная составляющая проекта включает строительство морского трубопровода, протяженностью 580 км. и двух ниток газопровода Видяево-Волхов (протяженностью 1336 км и диаметром трубы 1200 мм либо 1400 мм, рабочим давлением 9,8 МПа), по которым газ станет поступать в газопровод «Nord Stream» или в ЕСГ.
Помимо сухопутного газопровода предусматривается также сооружение завода по сжижению газа в п. Видяево (635 км от ШГКМ) и его морская транспортировка на рынки Северной Америки и Европы. На берегу планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа, состоящего из одной или двух производственных линий номинальной производительностью 7,5 млн.тонн/год, строительство резервуаров хранения СПГ общей вместимостью до 640 000 мі (емкость одного резервуара составит 160 000 м3), и портового транспортно-технологического перегрузочного комплекса со специализированным морским портом. В Видяево портовая инфраструктура частично уже существует, кроме того, там имеется удобный морской вход, нужные глубины для приема танкеров, низкое судоходство, развитая транспортная, энергетическая, социальная и жилищная инфраструктура.
Доставка сжиженного природного газа потребителю предполагается судами-газовозами объемом 215 000 м3.
21 февраля 2008 года «Газпром», Total и StatoilHydro подписали Соглашение акционеров о создании Компании специального назначения Shtokman Development AG. В капитале компании «Газпрому» принадлежит 51%, Total – 25%, StatoilHydro – 24%.
SWOT-анализ реализации Штокмановского СПГ-проекта
Таблица 1
SWOT-анализ при реализации СПГ-проекта в рамках разработки Штокмановского месторождения
ВОЗМОЖНОСТИ:
Значение SWOT-анализа заключается в том, чтобы оценить влияние происходящих изменений в отрасли на всех участников рынка. Проекты СПГ относятся к мега-проектам, которые оказывают влияние на экономику страны в целом.
В таблице 1 предоставлен достаточно широкий перечень преимуществ, недостатков, возможностей и угроз, характеризующих Штокмановский СПГ-проект. Основными возможностями проекта являются диверсификация, улучшение политических отношений, выход на новые рынки, что является стратегически важным для России. Развернувшиеся процессы либерализации национальных рынков природного газа способствуют диверсификации поставок и повышению конкуренции. В условиях глобализации вопросы объединения разрозненных региональных рынков природного газа являются наиболее актуальными.
Касательно недостатков можно сказать, что производство и сбыт СПГ требует взаимосвязанной технологической цепочки, обеспечивающей стабильность поставок, следовательно, реализация проекта требует строительства полной инфраструктуры в течение долгого времени и связано с трудностями эксплуатации. Т.о. отсутствие опыта России в реализации СПГ-проектов и технологическая сложность являются основными угрозами.
Второй отличительной чертой, характеризующей недостатки, являются экономические аспекты. Проекты по созданию производства и транспорта Штокмановского СПГ капиталоемкие, требуют специальных схем финансирования, сохраняют зависимость от долгосрочных контрактов по сбыту СПГ. Развернувшееся строительство заводов по сжижению в последние годы может к 2010 г. привести к перепроизводству и большому количеству незаконтрактованной продукции, т.е привести к невостребованности такого объема газа. Усиление конкуренции и борьба за рынки сбыта может привести к резкому снижению цен.
Особое внимание необходимо уделить подготовке высококвалифицированных специалистов для освоения арктических месторождений. Так, для того чтобы добывать 150 млн. тонн углеводородного сырья в нефтяном эквиваленте, необходимо иметь более 100 тысяч специалистов, а вузам страны— ежегодно выпускать 1 тысячу инженеров.
Масштаб месторождения может рассматриваться с точки зрения сильной и слабой стороны.
Т.о. уже здесь можно сделать вывод, что проекту необходимы западные партнеры и технологии (что мы уже видим на практике: StatoilHydro & Total), необходимы долгосрочные контракты реализации. Я считаю, что преимуществ больше, чем недостатков, и можно уже перейти непосредственно к расчетам альтернатив реализации проекта, с учетом варианта СПГ.
Альтернативы реализации проекта
Таблица 2
Альтернативы реализации Штокмановского проекта
Как видно из таблицы 2, разница заключается в том, на какой фазе проекта мы производим СПГ: на первой, второй или третьей.
Расчеты предложенных к рассмотрению альтернатив
Для расчетов была использована финансово-экономическая модель, созданная для конференции «Нефть и газ
— 2008» и представленная в апреле 2008 г. на студенческой научной конференции. Модель позволяет рассчитать стоимость транспортировки природного газа из начальной точки в конечную.
В рамках модели расчета транспортных альтернатив решалась также логистическая задача определения необходимого количества СПГ-танкеров для транспортировки заданного объема поставок.
Исходными данными для расчета необходимого количества СПГ-танкеров являются: расстояние транспортировки, скорость движения метановоза, время на загрузку и разгрузку, неснижаемый остаток в емкостях и расход в пути, объем танкера. На рисунке 2 показан алгоритм расчет необходимого количества СПГ-танкеров для реализации Штокмановского месторождения на различные рынки сбыта. Результаты расчета показаны в таблице 3. Количество танкеров затем закладывается в капитальные затраты на танкерный флот реализации СПГ-проекта.
Рис. 2. Алгоритм расчета необходимого количества СПГ-танкеров
Таблица 3
Рынки сбыта Штокмановского СПГ
На рисунке 3 показана блок-схема расчета транспортного тарифа для варианта СПГ/трубопровод, при вводе производства СПГ на различных этапах реализации проекта согласно таблице 2. Результаты расчетов представлены в таблице 4 и на рисунке 4.
Исходными данными для расчета стоимости транспортировки единицы объема газа для различных транспортных альтернатив являются: капитальные и операционные затраты по трубопроводу, мощность ГТС, капитальные затраты на строительство терминала СПГ и закупку СПГ-танкеров. объем транспортируемого газа, протяженность маршрутов.
Рис. 3. Алгоритм расчета транспортного тарифа для варианта СПГ/ТП
Таблица 4
Полученные результаты стоимости альтернатив
Рис. 4. Стоимость транспортировки по вариантам
По результатам проведенных расчетов видно, что 3 вариант реализации проекта является наиболее экономически эффективным.
Выводы
Проведенные в рамках данной работы экономические расчеты позволяют сделать следующие выводы: для реализации варианта проекта Штокман понадобится 6 СПГ-танкеров для поставки газа в Европу, 10 СПГ-танкеров в США и 4 в Великобританию (для 1 фазы реализации проекта). Выявлена самая удачная комбинация трубопровод/СПГ для реализации проекта Штокман, состоящая из реализации СПГ-проекта в третьей фазе разработки месторождения. На основании SWOT-анализа можно сделать выводы, что при реализации СПГ-проекта возможностей больше, чем недостатков. Тем более, что иностранные партнеры уже привлечены, что также будет являться гарантией сбыта газа.
Результаты работы
• Составлен SWOT-анализ реализации Штокмановского СПГ проекта, на основании чего сделаны выводы/рекомендации.
• Доработана экономическая модель для расчетов, созданная для конференции «Нефть и газ
— 2008» и представленная в апреле 2008 г. на студенческой научной конференции.
• Получены стоимости транспортировки единицы объема газа для 3х вариантов реализации проекта.
• Проведен анализ полученных результатов.
Список использованной литературы:
1. “ Principles of Project Finance”, E.R. Yescombe, 2002.
2. “ Managing Projects Large and Small”, Harvard Business Essentials, 2004.
3. “ Оценка эффективности и планирование проектных решений в нефтегазовой промышленности”, А.Ф. Андреев, М., 1997.
4. Oil and Gas Journal.
5. Нефтегазовая вертикаль.
6. www.gazprom.ru.
7. www.bp.com.
8. www.iea.com и др.
Автор: Золотова Д.Н.