USD 94.3242

+0.25

EUR 100.2787

+0.34

Brent 86.97

-0.49

Природный газ 1.742

+0.03

...

Омский НПЗ - современный нефтегород

Жизнь в городе обычно напоминает гигантский муравейник. Все спешат по своим делам. Тысячи автомобилей ползут по загруженным дорогам, повсюду движение и суета. Не удивительно, что городская жизнь утомляет и раздражает многих, но таковы реалии. Местам большого сосредоточения людей не могут быть тихими и выглядеть безупречно, если только это не особые города.

Омский НПЗ - современный нефтегород

Жизнь в городе обычно напоминает гигантский муравейник. Все спешат по своим делам. Тысячи автомобилей ползут по загруженным дорогам, повсюду движение и суета. Не удивительно, что городская жизнь утомляет и раздражает многих, но таковы реалии. Местам большого сосредоточения людей не могут быть тихими и выглядеть безупречно, если только это не особые города.


Огромное промышленное предприятие это тоже, по сути, город. Ему присущи все те же признаки мегаполиса: развитая инфраструктура, городское хозяйство со всеми его коммуникациями и сложностями, транспорт, учебные заведения и опасности которые могут подстерегать его жителей на улицах. Но при всей схожести гигантский завод сильно отличается от обычного города, здесь свои особые правила существования. Вся его жизнь подчинена исключительно производству. Завод функционирует не сам по себе, а с определенной целью. У каждого подразделения есть своя цель и задача. Краткосрочная, долгосрочная и все эти цели сводятся к единому плану развития предприятия. Поэтому в нефтегороде порядка и осмысленной работы гораздо больше, чем в любом другом среднестатистическом городе.


Большое население и территория - верные признаки мегаполиса. С наступление рабочего дня улицы города обычно заполняются людьми и машинами. Общественный транспорт загружен пассажирами, вечно спешащими по своим делам. В промышленном городе работа идет круглые сутки. Здесь трудится до 10 тыс. человек, но ни больших скоплений народа, ни пробок в автобусах тут нет и на остановках никто долго не стоит. Протяженность асфальтированных дорого на заводе гиганте 165 км. Это примерное расстояние от Москвы до Твери. В любую погоду, круглые сутки по ним ходит общественный транспорт. На омском НПЗ имеется 8 маршрутов которые занимаются доставкой, как на работу, так и с работы рабочих и два основные маршрута которые ходят во время рабочего процесса с 9 до 14 часов дня. Всего в арсенале существует 20 автобусов. Из них 2 резервные и 18 всегда в работе.


Нефтяной город занимает гигантскую территорию почти 1200 гектаров, это крупнейшее по площади предприятие в мире. Но в отличии от всех обычных городов он разрастался по степенно, а сразу раскинулся на огромном участке земли. Как и многие предприятия в советском союзе этот завод гигант был построен за короткие сроки буквально в чистом поле.
Большая протяженность коммуникаций на большой территории, пожалуй, минус, но с другой стороны любые строительные или ремонтные работы не доставляют на них неудобств соседним строениям. Наши предки были умные и планировали на долгие годы вперед. Огромная программа модернизации, которая сейчас идет своим ходом и как раз эти территории, которые были заложены ранее, они сейчас начинают использоваться под объекты нового строительства.


В этом городе вряд ли перекроют автомагистраль из-за ремонта теплотрассы, к тому же здесь не допускается использованием личного транспорта, так что дорогие полностью свободны. Их убирают и чистят с завидной постоянностью. Снегопад здесь не застает коммунальщиков врасплох, да и техники для его уборки всегда хватает.


Здесь чуть-чуть больше уделяется этим вопросам, потому что если вдруг случиться какая-либо авария, то спецсредства и техника должна доехать до этих установок незамедлительно. Есть жестко правило, что в течение часа-двух при выпадении снега или каких-то друг природных явлений, должен быть обеспечен доступ к объектам.


Большой завод требует столько же энергии, сколько город с населением в сотни тысяч человек. Но здесь еще никогда не отключали свет и не ограничивали подачу электричества, слишком много зависит от него. За 60 лет работы этот нефтегород ни разу не останавливал свою работу даже на час! Переработка идет круглосуточно. Основные потребители это потребители первой категории. Это означает то, что перерыв электроснабжения невозможен. Он может быть возможен только на время срабатывания автоматики и автоматических выключателей, которое происходит за доли секунды.


Для энергоснабжения завода-города была построена отдельная ТЭЦ. Со временем когда мощности предприятия увеличились в разы пришлось ввести в строй еще одну станцию. Сегодня постоянное энергоснабжение обеспечивает сразу несколько автономных источников. Это предприятие запитано по трем источникам ТГК-11, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и Межрегиональные электрические сети. Потребление энергии предприятием ежечасно составляет более 186 мегаватт. Даже если один из трех поставщиков по какой-то причине выйдет из строя, его нагрузку тут же подхватят двое других и энергоснабжение будет стабильным. Автоматика и мощные источники бесперебойного питания сделают это так что все произойдет незаметно и никак не отразится на работе предприятия.


Потребность людей в нефтепродуктах растет с каждым годом. Увеличивается количество автомобилей, производится все новые товары на основе нефтяного сырья. Объемы добычи и переработки черного золота постоянно растут. Осваиваются новейшие технологии и процессы. ВУЗЫ в разных городах страны готовят специалистов для этой отрасли, ведь работать в ней хотят многие. Свое собственное учебное заведение есть и в этом нефтегороде. Учебный центр это своего рода место, куда люди приходят на повышение квалификации, на переаттестацию, на обучение новой профессии. Например сейчас Французский Институт Нефти ведет занятия по гидрокрекингу. Студенты начали ходить с этого года, они начали посещать учебный центр в рамках открытия базовой кафедры. Базовая кафедра открылась на базе Омского Технического Университета.
Здесь преподают и теорию и практику. В аудитории есть специальные тренажеры, эмитирующие электронные комплексы управления перерабатывающими установками. Повышать квалификацию сюда приходят всей сменой. Операторы должны работать единой комнатой. Для создания реальных условий, здесь даже визуально воссоздали на стенах интерьер объеденной операторной, а весь процесс тренировки проходит в наушниках, так что подсказок быть не может. Имитируется работы по рации, с одной стороны процесс приближен к реальному, а с другой стороны это немного дисциплинирует. Т.е для того чтобы не засоряли эфир для посторонних разговоров во время отработки используются наушники.


Как и в любом мегаполис, жизнь в этом городе не безопасна. Здесь нет преступности или дорожных происшествий, зато любой пожар может обернуться катастрофой для всего завода.
В товарном парке учебная тревога, загорелся резервуар с нефтепродуктом объемом 2000 тонн. Подразделение из 5 пожарных машин выезжает по тревоге. У него есть жесткий норматив. Не более 10 минут от поступления сигнала до начала тушения. В нефтегороде исключительно свои пожарные части, оборудованные именно для тушения горючего продукта. Смачивающие вещества позволяющие сделать мыльную воду, чтоб вода при тушении пожара прилипала к этой конструкции и обеспечивала изоляцию зоны горения от поступающего кислорода из воздуха. Есть также специальные порошки и порошковые тушения для того чтобы при пожарах с газом который нельзя потушить пеной тогда применяют порошки. Эти машины готовы нести до 40 тонн воды и пены. В обычных городах в условиях застройки и дорожных пробок, как правило, используют автомобили гораздо меньших размеров и возможностей. Специальное оборудование способно поднять эту пена на высоту резервуаров в 30 метров и дальность пенной струи составляет до 70 метров, а водной до 100 метров.


В условиях обычного города регистрируют до 600 возгораний в год. Здесь за 5 лет был зафиксирован только 1 случаи. На заводе делают все, чтобы не допустить даже малейшего возгорания. Его цена может оказаться слишком высокой. На таком предприятии не должно быть не просто разлитых нефтепродуктов или каких-то утечек, но и не должно быть сухой травы, мусора и тд. Поэтому здесь нет мелочей. Дороги тоже должны быть в исправном состоянии, очищены, не заставлены и различные другие профилактические мероприятия позволяющие обеспечить безопасность предприятия в целом.


Это лишь тренировка, но в отличие от городской пожарной службы, все учения здесь проходят на действующих объектах в условиях максимально приближенных к реальным. Спасенные от условного пожара резервуары самые маленькие на предприятии. Есть тут и гигантское хранилища размером с 10 этажный дом. Ежегодно на этом заводе производят более 20 млн тон самой разной горючей продукции. Бензины, дизельные топлива и керосины. Кроме того это и коксы, газы, серная кислота и многое другое. Нефть настолько важный продукт что мы благодаря ей летаем, ездим одеваемся и много чего производим.


С наступлением темноты нефтезавод постепенно преображается. Повсюду загораются тысячи огней. Это не праздничная иллюминация для красоты, а именно технологическое освещение. Все огромные установки должны быть хорошо видны тем кто круглосуточно следит за их работой. Объединенная операторная это сердце нефтезавода, отсюда происходит управление основным технологическими мощностями. Отсюда из главного центра оператор видит не только ход технологического процесс, но и любые изменения вокруг. Как и в каждом городе здесь повсюду установлены незаметные камеры, которые призваны обеспечить безопасность горожан. Видеонаблюдение позволяет следить при обнаружении каких-то пропусков, парений, запарений или движения посторонних лиц, осуществить запись и оценить что происходит в данной точке установки. Это помещение завода настоящая крепость, попасть сюда посторонним практически не реально. Оно надежно защищено от любых нежелательных воздействий, словно бункер командного пункта, ведь от его работы зависит жизнь всего нефтегорода и ближайших окрестностей. Любой взрыв на окружающих установках это здание выдержит, толщина его монолитных стен 1,2 метра. Двери выполнены в специальном взрывозащищенном исполнении, масса каждый двери 1,8 тонн. Это позволяет безопасно прекратить все процессы на установке при внештатных ситуациях на самой установке.


Производство горючих продуктов всегда связано с риском. Любая утечка может спровоцировать взрыв или пожар. Здесь есть собственная газоспасательная служба, она и МЧС, и ГОРГАЗ, и Скорая Помощь. Специфика работы заключается в проведении аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде. В тоже время они работают как обычное аварийно-спасительное формирование. Оказывается помощь при получении различных травм, несчастных случаев, ДТП, разрушений и тд.


Спасатели бегут к месту происшествия, произошла утечка газа. В задымленной комнате отряд обнаруживает пострадавшего и тут же оказывает ему первую помощь, одновременно устраняя последствия аварии в условиях слабой видимости. В наличии отряда имеется гидро и пневмо инструмент для проведения аварийно-технических работ, высотное оснащение и приборы для контроля воздушной среды. Имеются также средства для оказания помощи пострадавшим. Пострадавшего быстро уносят из опасной зоны. Такие тренировки спасателей проходят постоянно, к тому же они сами регулярно обследуют опасные объекты. Выявляются наличие пропусков, загазованности, нарушений по газовой безопасности. Благодаря постоянному мониторингу и проверкам выезд бригады за год составляет 2-3 раза в год.


Загазованность и тяжелый воздух. Во всех без исключений крупных городах экология оставляет желать лучшего. Казалось бы на нефтехимическом предприятии и подавно должно быть дышать не чем. Однако противогазов и респираторов здесь никто не носит, это устаревший стереотип. Хотя еще 20 лет назад экологическая обстановка вокруг завода и на его территории вызывала серьезные опасения.
За период с 2009 года на 30 процентов сократились те выбросы, которые производятся в атмосферу, причем производятся по регламенту. Применяются современные технологии, которые сокращают эти выбросы. Используются новые реагенты, и катализаторы что соответственно дает положительный эффект. Служба экологического контроля по несколько раз в день объезжает свои посты на территории завода и за его пределами тоже. Специалисты берут пробы воздуха, иногда воды и почвы. Образцы подвергаются тщательному химическому анализу.

Отбор производится по 13 загрязняющим веществам. В их число входит сероводород, углеводороды диоксид серы, окислы азота и ряд других показателей. В нефтегороде тратят гигантские сумма на улучшение экологии воздуха. Любые выброс в воздух здесь стараются сократить до минимума. Трудно представить, чтобы в любом крупном городе обязали все автомобили перевести на газ. На заводе была проведена большая работа по оптимизации работы печей с точки зрения перехода на газообразное топливо. Газ сжигается более эффективно с меньшим выделением вредных веществ.


Дымящиеся трубы соседних ТЭЦ иногда принимают за выбросы нефтезавода, но здешние экологи уверяют, что на их территории гораздо чище, чем в любом промышленном городе, где ежедневно его загрязняю тысячи машин, а здесь даже представители животного мира чувствуют себя комфортно.


В лабораториях, где специалисты контролируют качество продукции ежегодно выполняется до миллиона самых разных химических испытаний и опытов. Множество наименований нефтепродуктов от топлива до всевозможных катализаторов. Для каждой товарной партии бензина контролируется 13 показателей качества, для каждой товарной партии дизельного топлива контролируется 20 показателей качества. Казалось бы вот где точно есть риск надышаться всякой химией так это в подобной лаборатории, но концентрация подобных веществ очень далеко от предельного значения. Выбросы вредных вещества не превышают требований ПДК, о чем свидетельствует и наличие комнатных растений в помещениях лабораторий т.е им здесь очень хорошо.


На собственном ж\д терминале, который работает на этом нефтяном городе вопрос вредных выбросов решается с помощью современных технологий. Топливо здесь заливают в цистерны так чтобы не допустить его минимальных испарений в атмосферу. Основная особенности установки в том, что налив на этой установке производится закрытым способом с отводом паров нефтепродуктов, на установку рекуперации углеводородов. Т.е пары углеводородов превращаются в жидкую фазу и отводятся в товарный парк. Иными словами - все, что стремиться улетучиться улавливают и снова возвращают в резервуары. К тому же это позволяет избежать даже малейших потерь продукции при отгрузке. Подается нефтепродукт под большим давлением, но перелить здесь через край невозможно. Автоматика как на бензоколонке вовремя остановит подачу топлива. А еще весь процесс налива происходит под прицелом стволов - пожарных лафетов.

Здесь существует три системы защиты данной установки от пожара. Это водяное тушение т.е дренсерное орошение вагон-цистерн, чтобы они охлаждались, порошковое тушение непосредственно на вагон-цистерны в которых произошло возгорание и пенотушение, лафетные стволы которых располагаются как внутри эстакады так и по периметру установки. Каждую цистерну на этой установке заземляют, чтобы статическое электричество, которое возникает при движении топлива по трубам, не стало причиной возгорания. А сами трубопроводы и прочие наливные механизмы на этой установке хорошо обогреваются, ведь порой им приходится работать в 30 градусный мороз. Все узлы и механизмы которые могут замерзнуть т.е это поворотные краны, воздушные клапаны - они все обогреваются кабелем электрическим по принципе теплых полов и сверху они укрыты матами.


Подобно другим городам этот завод-город растет и развивается, становясь с каждым годом все современнее и технологичнее. Здесь что-то строится и что-то обновляется, каждый день работают тысячи людей и множество различной техники, но при этом он как большой часовой механизм в котором все на своем месте работает четко и без сбоев.