USD 97.5499

0

EUR 106.1426

0

Brent 75.97

+0.75

Природный газ 2.71

-0.07

7 мин
...

Система защиты морских акваторий и прибрежных зон от загрязнения нефтью

Система защиты морских акваторий и прибрежных зон от загрязнения нефтью

Состояние морской среды в Приморском крае, особенно в южной ее части вызывает серьезные опасения. Владивосток - один из немногих городов в РФ, не имеющих очистных сооружений, в результате чего ежесуточно десятки тонн опасных для здоровья людей веществ поступают в Амурский залив.
Существовавшие ранее законы и другие нормативные акты, с течением времени утратили свою действенность, многие механизмы контроля и побуждения к бережному отношению к окружающей среде перестали действовать, чем пользуются недобросовестные предприниматели. С тем, чтобы сделать систему защиты моря от загрязнения действенной, необходимо современные отношения организаций-загрязнителей с природоохранными организациями перевести в экономическую плоскость, подкрепленную законодательной базой.
Из всех загрязняющих веществ нефть и ее производные являются одними из наиболее опасных и распространенных. Нефтепродукты попадают в море различными путями:
• несанкционированные разливы нефти при проведении погрузо-разгрузочных операций и при бункеровке морских судов;
• аварийные ситуации на береговых объектах и морских судах;
• утечки с береговых баз хранения нефтепродуктов;
• сбросы нефтесодержащих льяльных вод;
• сбросы нефтесодержащих отходов береговых объектов через канализационные системы и др.
Все загрязнения можно разбить на две большие группы:
• хроническое (постоянное) загрязнение. Характеризуется малыми и трудно обнаруживаемыми выбросами нефтепродуктов в море. Источники: канализационное хозяйство населенных пунктов, утечки с баз хранения нефтепродуктов, а также сбросы нефтесодержащих льяльных вод;
• залповые сбросы (разливы) нефти. Причинами разливов нефти, как правило, являются ошибки или нештатные ситуации при проведении погрузо-разгрузочных работ или бункеровке, а также аварийные ситуации на береговых объектах или морских судах.
Граница между двумя видами нефтяного загрязнения весьма расплывчата, однако, такое разделение необходимо для дальнейшего формирования основных понятий предлагаемой системы.
Залповые сбросы нефти в море представляют собой достаточно серьезные инциденты, особенно если масштабы разлива велики. Значительные объемы нефтепродуктов, попадая в море, могут перемещаться на значительные расстояния под воздействием внешних условий, загрязняя обширные прибрежные акватории и береговую полосу, где в основном сконцентрированы наиболее чувствительные к загрязнению ресурсы. Частота повторения таких инцидентов невелика, а значительный разлив нефти вблизи берегов Приморского края пока маловероятен. Однако после того, как масштабы добычи нефти на сахалинском шельфе возрастут, риск таких аварий также увеличится, особенно для северных акваторий Японского моря.
Постепенное загрязнение моря менее заметно, его источники многочисленны и разбросаны вдоль береговой полосы и сконцентрированы, в основным, на берегу. Этот вид загрязнения морских акваторий нефтью является в настоящее время наиболее существенным для прибрежных вод, омывающих берега крупных городов и портов.
В общем случае систему защиты морских акваторий и прибрежных зон от загрязнения нефтью можно представить в виде некой организационной структуры, опирающейся на три базовых блока (см. рис.)
Научно-методическое обеспечение - представляет собой комплекс обоснованных методик и рекомендаций по предотвращению загрязнения, проведению очистных операций и ликвидации последствий нефтяного загрязнения. Развитие научно-методического обеспечения играет одну из решающих ролей в вопросах формирования всей системы и, как правило, предшествует созданию остальных базовых блоков.
Второй блок представляет собой комплекс нормативного обеспечения функционирования системы, который включает в себя серию нормативных документов, регламентирующих взаимодействие подразделений внутри системы, а также совместная работа с другими организациями, привлекаемыми для ликвидации последствий нефтяного загрязнения. Нормативная база имеет свою иерархию, включает в себя федеральные, местные законы и подзаконные акты, ведомственные инструкции и методики, обязательные готовые формы отчетности и порядок обмена информацией. Эта база во многом определяется научными разработками и методиками, первого блока.
Третий базовый блок - ресурсная база, основа системы, включающий в себя комплекс ресурсов, использование которых позволяет решать оперативные задачи при проведении мониторинга состояния морской среды, очистных мероприятий и ликвидации последствий разлива нефти. Ресурсная база включает в себя:
• материальные ресурсы (техника, средства связи, оборудование и др.);
• людские ресурсы (квалифицированный персонал, менеджеры, операторы оборудования, рабочая сила);
• финансовые ресурсы (резервы, система страхования);
• информационные ресурсы (справочная и оперативная информация, система сбора и передачи данных и др.)
Третий базовый блок во многом зависит от первых двух и оказывает на них свое воздействие.
Если внимательно проанализировать сложившуюся ситуацию в деле защиты моря и берегов Дальнего Востока от загрязнения нефтью, то можно сделать ряд выводов.
1. За время прошедшее с момента развала Советского Союза система защиты морских акваторий и прибрежных зон от загрязнения нефтью претерпела ряд негативных изменений:
• отсутствие должного финансирования привело действующую до перестройки систему на грань полного разрушения;
• ресурсная база распалась на множество фрагментов, получивших разных владельцев;
• среди потенциальных загрязнителей появились зарубежные компании;
• нормативная база осталась прежняя, а так как перестали действовать многие более глобальные законы, то она практически перестала выполнять функции регулирования взаимоотношений.
1. Научно-методическое обеспечение сохранилось в прежних разработках, но при этом оно практически не использует современные достижения науки, в частности, шагнувшие далеко вперед информационные технологии.
2. Законы и другие нормативные документы, хорошо работавшие в эпоху всеохватывающей государственной собственности на средства производства, перестали работать. В настоящее время требуется совершенно иной подход к вопросу организации Системы, который бы учитывал сложившиеся рыночные условия.
3. Иным должен стать подход и к формированию ресурсной базы. Основное бремя расходов должны взять на себя потенциальные загрязнители.
В сложившейся ситуации, когда многократно возрастает риск крупного разлива нефти вблизи берегов Дальнего Востока, а хроническое загрязнение достигло угрожающих масштабов, государство в лице своих природоохранных органов, должно взять на себя заботу о совершенствовании Системы защиты морских акваторий и прибрежных зон от загрязнения нефтью. Учитывая отнюдь не блестящее положение в экономике, стратегически правильным направлением может стать формирование такой нормативной базы и такой системы контроля, при которых потенциальные загрязнители были бы заинтересованы в развитии ресурсной и научно-методической основ системы защиты моря от загрязнения.
Перед группой авторов проекта закона Приморского края "О защите морских акваторий и прибрежных зон от загрязнения нефтью" была поставлена цель разработать основы нормативной базы системы, которая позволила бы поддерживать чистоту прибрежных акваторий и ликвидировать аварийные РН за счет средств организаций - потенциальных загрязнителей.
Учитывая принципиальную разницу между порядком и организацией уборки хронического загрязнения и порядком ликвидации аварийного РН, было признано целесообразным создание двух соответствующих подсистем, которые опираются на одну ресурсную базу и объединены единым нормативным документом.
Законопроект предполагает, что местные органы власти, используя имеющиеся в регионе технические и людские ресурсы, должны взять на себя обязанность по очистке акваторий и берегов от хронического загрязнения, а также по ликвидации незначительных разливов нефти при неизвестном источнике.
В функции этой подсистемы входит:
• организация мониторинга состояния морской среды с целью своевременного обнаружения загрязнения и выявления его источника;
• реализация прав, предусмотренных законодательством РФ и Приморского края в отношении источника загрязнения;
• проведение очистных мероприятий.
Так как уборка акватории и берегов от хронического загрязнения возлагается на местные органы власти, то они становятся заинтересованными в уменьшении издержек бюджета, и начинают уделять больше внимания системе мониторинга и обнаружения источников загрязнения, активизируется также работа по предотвращению загрязнения со стороны муниципального хозяйства. При этом на договорных условиях используются силы и средства специализированных подразделений, которые сформированы в рамках подсистемы ЛРН.
Формирование подсистемы ЛРН может быть проведено в следующем порядке: 1) выявляются организации - потенциальные источники РН; 2) им вменяется в обязанность обеспечить наличие ресурсов для ликвидации РН заранее определенного масштаба [1], возможные сценарии развития событий и способы реагирования должны быть проработаны в соответствующих планах ЛРН; 3) организация - потенциальный загрязнитель - формирует ресурсную базу (включая финансовые средства для компенсации ущерба) ЛРН, и поддерживает ее в состоянии готовности. Обязанность (для потенциальных загрязнителей) формирования резерва финансовых средств на случай инцидента запустит механизм экологического страхования, а часть аккумулируемых в страховых фондах денег будет направляться на снижение рисков.
Вместе с тем, многие потенциальные загрязнители не в состоянии сформировать и содержать собственную ресурсную базу, достаточную для реагирования на РН определенного законодательством масштаба. Самый беглый анализ приводит к мысли, что это очень большие затраты.
Здесь законопроект предоставляет право нефтяным и транспортным компаниям, оперирующим в непосредственной близости друг от друга на объединение своих ресурсов и на разработку объединенных планов ЛРН. Такое объединение усилий существенно снизит нагрузку на отдельное предприятие и будет способствовать формированию ресурсной базы системы ЛРН в регионе.
Необходимо сформировать рынок услуг по ЛРН, на котором потенциальные загрязнители будут сами определять себе партнеров на случай РН. Государство должно взять на себя лишь контроль за этим процессом.
При разработке законопроекта группа авторов постаралась исключить возможность монополизации управления ресурсами системы ЛРН, поскольку это неизбежно приведет к резкому росту стоимости их применения. Предполагается, что законопроект позволит разработать нормальные правила игры, в которых государству отводится роль контроля состояния морской среды и соблюдения законов участниками процесса. Создается самонастраивающаяся система с сильно развитыми горизонтальными связями, использующая рыночные механизмы.
За рамками настоящей работы осталось участие российской системы ЛРН в международных планах по реагированию на масштабные РН. Здесь существует достаточно проработанная система, в которой решающую роль играет Госморспасслужба РФ. Формирование соответствующих региональных систем поднимет роль нашего государства в этом процессе.
Литература
1. Правительство Российской Федерации, Постановление от 21 августа 2000 г. N 613.



Автор: С.Ю. Монинец, ДВГМА