USD 77.7325

0

EUR 85.7389

0

BRENT 25.82

+0.08

AИ-92 42.42

+0.01

AИ-95 46.35

0

AИ-98 51.09

+0.03

ДТ 47.67

-0.01

315

Система мер по осуществлению готовности сил и средств к ликвидации последствий аварийных разливов нефти (на примере республики КОМИ)

Система мер по осуществлению готовности сил и средств к ликвидации последствий аварийных разливов нефти (на примере республики КОМИ)

Республика Коми относится к региону, где производятся работы по добыче и транспортировке нефти. На ее территории, а также территории Ненецкого Автономного округа находится Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, на которой открыты и осваиваются десятки нефтяных и газовых месторождений. Первые промышленные месторождения нефти были открыты в 30-х годах ХХ века. В 2005 году в Тимано-Печоре было добыто более 23 миллионов тонн нефти, а в 2010-2011 годах планируется объем добычи в 35-37 миллионов тонн. Крупнейшими компаниями, осуществляющими добычу нефти на территории Республики Коми являются ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Роснефть». По территории Республики Коми проходит магистральный трубопровод ОАО «Транснефть» Усинск-Ухта-Ярославль, по которому в 2005 году было перекачано 18 миллионов тонн нефти. Добыча нефти в Тимано-Печорской провинции, ее транспортировка по межпромысловым и магистральному трубопроводам, безусловно связаны с риском разливов нефти.

Примером этого может служить авария, произошедшая в 1994 году на нефтепроводе Возей-Головные сооружения, в результате которой по подсчету иностранных специалистов на земную и водную поверхность вылилось более 300 тысяч м3 нефтесодержащей жидкости. Нефтесодержащей жидкостью было залито более 70 гектаров земель, большей частью представляющих собой заболоченную поверхность, через которую протекали многочисленные ручьи. Этот аварийный разлив специалисты расценивают как один из крупнейших разливов на суше. Для ликвидации разлива нефти в 1994 году под гарантию Правительства РФ нефтяной компанией «Коминефть» был взят кредит в размере 125 миллионов долларов. В рамках этого кредита было закуплено необходимое оборудование для локализации и сбора аварийно разлитой нефти, приглашены иностранные специалисты для организации работ по ликвидации последствий аварии, построен новый нефтепровод взамен аварийного. Последствия аварии ощутили на себе жители деревень расположенных на берегах рек Колва, Уса и Печора, громадный ущерб был нанесен животному и растительному миру. В конце 1994-начале 1995 года с целью недопущения распространения нефтяного загрязнения в период весеннего паводка были выполнены работы по локализации аварийно разлитой нефти, а в дальнейшем — в течение 1995-1996 годов совместными усилиями российских и иностранных специалистов в полном объеме были собраны основные мобильные концентрации нефти, тем самым была предотвращена экологическая катастрофа в регионе.

Авария 1994 года в Республике Коми показала необходимость создания системы реагирования на разливы нефти, которая позволила бы при крупной аварии организовать привлечении необходимых ресурсов и квалифицированного персонала для своевременного реагирования. Исходя из опыта, приобретенного в процессе выполнения работ по ликвидации последствий аварии 1994 года, Главой Республики Коми был издан Указ №455 от 31.12.1998 года «О создании республиканской системы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов». Составными частями данной системы стали:
- технические средства для локализации и очистки нефтяного загрязнения, закупленные в рамках Чрезвычайного займа Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, находящиеся в собственности ОАО «Коминефть», а затем ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»;
- специализированное профессиональное аварийно-спасательное формирование «Природа», специалистами которого выполнен большой объем работ по ликвидации последствий аварии 1994 года - от очистки нефтяного загрязнения до переработки собранных нефтяных шламов;
- ежегодно развертываемая двухуровневая система защиты от нефтяного загрязнения бассейнов рек Колва, Уса и Печора, включающая в себя многорядные боновые заграждения, а также плавсредства: катера-бонопостановщики, судно-нефтесборщик, баржи с необходимым для реагирования на аварийные разливы оборудованием и емкостями для размещения собранной нефтесодержащей жидкости.

Финансирование работ по поддержанию функционирования республиканской системы осуществляется за счет отчислений нефтяных компаний.

В Республике Коми разработан «Регламент приемки нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ», в котором определены критерии приемки земель после проведения работ по очистке нефтяного загрязнения и рекультивации земель.

Все вышеперечисленные меры нормативного регулирования — Указ Главы РК «О создании республиканской системы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» и регламент приемки земель, позволили своевременно и без иностранной помощи ликвидировать последствия таких крупных аварий, связанных с разливом нефти, как: авария на нефтепроводе диаметром 530 мм ДНС-А-УПН НГДУ «Усинсктермнефть» в 1996 году, авария на магистральном нефтепроводе ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» АК «Транс-нефть» Уса-Ухта в районе дюкерного перехода через реку Уса в 1998 году, авария на нефтепроводе ПМТ-150 ООО «Северное Сияние» (территория Ненецкого АО и Республики Коми) в 2003 году и других, а также сдать республиканской комиссии очищенные от нефтяного загрязнения и рекультивированные земли общей площадью около 900 гектаров. Это существенно улучшило экологическую обстановку на территории производственной деятельности нефтяных компаний и, в первую очередь, — в местах разливов нефти аварии 1994 года.

С целью дальнейшего развития уже созданной республиканской системы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на муниципальном уровне принимаются постановления, определяющие обязанности нефтяных компаний по защите водных бассейнов рек от аварийных разливов. Этими документами предусмотрено создание рубежей превентивного развертывания локализационных сооружений, а также организация подготовки сил и средств для реагирования на возможные аварийные разливы нефти.

Основной задачей рубежей превентивного развертывания локализационных сооружений является:
- Защита водных объектов от негативного воздействия аварийного разлива нефти на окружающую природную среду и недопущение распространения нефтяного загрязнения.
- Выполнение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации №613 от 21.08.2000 года «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» срока (4 часа) для развертывания локализационных сооружений и предотвращения распространения нефтяного загрязнения при попадании аварийно разлитой нефти в водные объекты

В условиях бездорожья, отсутствия систем раннего обнаружения утечек нефти на нефтепроводах создание рубежей превентивного развертывания локализационных сооружений, а также постов реагирования на аварийные разливы нефти, укомплектованных квалифицированным персоналом и необходимым оборудованием, является единственно возможной эффективной мерой, позволяющей максимально снизить негативные последствия аварийных разливов нефти.

Рубеж превентивного развертывания представляет собой систему стационарных управляемых боновых заграждений (рисунок 1), установленных на водотоках исходя из оценки риска аварийного разлива нефти и статуса особо охраняемых зон, определяемых местными органами управления и природоохранными органами. Так, на территории Усинского района предусмотрено семь рубежей превентивного развертывания. Пост реагирования при рубеже развертывания обеспечивается необходимым оборудованием для сбора нефти на первом этапе до подхода основных сил, на нем круглосуточно находятся несколько аварийных спасателей (от 2 до 6).

Рисунок 1. Стационарные управляемые боновые заграждения на рубеже развертывания в районе 40 километра реки Колва

На посту реагирования предусмотрено сооружение гидроизолированного котлована для временного размещения нефтесодержащей жидкости, собираемой во время проведения работ по ликвидации аварийного разлива нефти. Таким образом, рубеж превентивного развертывания локализационных сооружений и находящийся при нем пост реагирования позволяют:
- Произвести локализацию нефтяного загрязнения в максимально сжатые сроки.
- Приступить к откачке аварийно разлитой нефти из ловушки локализационного сооружения во временный котлован.
- Снизить до минимума экологический ущерб от разлива нефти.
Вывод:

На территории субъектов Российской Федерации, на которых осуществляется добыча и транспортировка нефти в условиях отсутствия развитой сети автомобильных дорог (Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Коми), единственно возможной мерой, позволяющей максимально снизить ущерб от аварийных разливов нефти, является создание рубежей превентивного развертывания локализационных сооружений на водотоках, наиболее потенциально опасных с точки зрения возможного нефтяного загрязнения. При разработке планов ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) этих субъектов Российской Федерации необходимо использовать опыт Республики Коми по созданию рубежей превентивного развертывания локализационных сооружений и постов реагирования на аварийные разливы нефти.

Автор:

Источник : ООО СПАСФ Природа


Система Orphus