USD 76.4667

0

EUR 90.4142

0

BRENT 42.07

+0.43

AИ-92 43.39

-0.01

AИ-95 47.26

0

AИ-98 53.07

+0.01

ДТ 47.77

+0.03

1345

Способы управления и ориентирования забойной компоновки при бурении скважин с применением колонны гибких труб (Coiled Tubing)

Эффективность процесса бурения и качество строительства наклонных и горизонтальных скважин во многом определяются возможностью оперативного управления режимом работы и ориентирования забойного оборудования с целью поддержания оптимальных параметров режима бурения и проводки скважины по заданной траектории. Особенно важное значение приобретает этот вопрос при бурении скважин с использованием колонны непрерывных труб, наматываемых на барабан, в связи с их существенно меньшей крутильной жесткостью и невозможностью вращения колонны, что приводит к значительным трудностям при установке заданного угла отклонителя и его стабилизации в процессе бурения. Указанные особенности использования колонны гибких труб (КГТ) приводят к необходимости обеспечения и поддержания более высокого уровня точности таких параметров режима бурения, как осевая нагрузка на долото и расход промывочной жидкости, а также их согласованного регулирования. Как показывают расчеты и практика бурения скважин, под действием реактивного момента забойного двигателя происходит закручивание бурильной колонны, которое при гибких трубах может достигать нескольких оборотов, что затрудняет начальную установку заданного угла отклонителя и тем более его поддержание в процессе бурения. Реактивный крутящий момент зависит от осевой нагрузки на долото, создаваемой, как правило, преимущественно частью веса бурильной колонны и частично осевой гидравлической силой забойного гидродвигателя, пропорциональной перепаду давления на нем и, соответственно, зависящей от расхода промывочной жидкости. Сравнительно небольшие изменения осевой нагрузки приводят к существенным изменениям угла закручивания колонны и, соответственно, положения отклонителя. Так, например, при бурении скважины с длиной ствола 3000 м трубами 0 60,3 мм в породах средней твердости изменение осевой нагрузки на 1 кН приводит к повороту корпуса забойного двигателя на 60?.

Автор:

Источник : КОЛТЮБИНГ, Технологическое приложение к журналу НЕФТЬ И КАПИТАЛ