USD 73.1987

+0.98

EUR 86.8942

+0.9

BRENT 74.42

-0.46

AИ-92 45.72

+0.01

AИ-95 49.52

0

AИ-98 55.67

0

ДТ 49.77

0

1515

Эффективное использование ресурсно-производственного потенциала Западной Сибири в реализации энергетической стратегии России до 2020 года

Эффективное использование ресурсно-производственного потенциала Западной Сибири в реализации энергетической стратегии России до 2020 года

По материалам международного форума ?Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты?. Представляя Западно-Сибирскую нефтегазоносную провинцию, являющуюся базовым регионом российской нефте- и газодобычи, хочу остановиться на ключевых вопросах, определяющих целевые ориентиры развития ТЭК. Начиная с середины 1970-х годов, Западная Сибирь занимает место базовой нефтегазодобыва-ющей провинции в экономике сначала Советского Союза, а теперь Российской Федерации. К настоящему времени на территории Западной Сибири добыто более 8,3 млрд. т нефти и 10,9 трлн.м3 природного газа, что составляет 50% и 80%, соответственно, от накопленной добычи данных видов 'углеводородного сырья по стране. Распределение разведанных запасов нефти и газа, их добычи по регионам нашей страны убедительно свидетельствует, что ни на сегодняшний день, ни в обозримом будущем, альтернативы Западной Сибири в России нет. Начиная с середины 60-х годов, основной прирост запасов углеводородного сырья России осуществлялся на территории Западной Сибири. В лучшие годы на территории округа бурилось почти 3 млн. метров поисково-разведочных скважин и выполнялось 55 тыс.км сейсмопрофилей. С начала 1990-х годов картина катастрофически изменилась. В 1994 году мы практически достигли дна, как нам тогда казалось. Объемы бурения упали до 320 тыс.м в год. Становление системы отчислений на ВМСБ позволило получить первые положительные результаты - началось увеличение объемов геологоразведочных работ, и, как следствие, прирост запасов. В результате непродуманного по своим последствиям шага, связанного с отменой ВМСБ, объемы финансирования геологоразведочных работ вновь резко сократились. В бюджетах добывающих регионов России, средств для финансирования геологоразведочных работ в необходимых физических объемах нет. Нефтяные и газовые компании также сегодня не способны компенсировать объемы, которые ранее финансировались за счет ставок ВМСБ. В результате с 1993 г. идет невосполняемая приростами запасов добыча как нефти, так газа. По-прежнему, мы проедаем то, что было создано в советское время, т.е. при госплановской системе. По итогам 2002 года доля Западной Сибири в российской добыче нефти превысила 69%, в добыче газа - 94%. В разработку введены 228 месторождений, большинство из которых (207) находится в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Более чем 30-летняя история освоения углеводородных богатств Западной Сибири демонстрирует уникальность ресурсно-производственного потенциала этого огромного региона. Так, выработанность начальных суммарных ресурсов нефти составляет менее 15%, газа - менее 10%, а третьего ценнейшего углеводородного компонента - газового конденсата - чуть больше 1%. Тезис о том, что Западная Сибирь не только не исчерпала своих возможностей, но и в достаточно длительной перспективе останется ядром отечественной нефтегазодобывающей промышленности; иллюстрируется следующими положениями. 1. Доля Западной Сибири в текущих разведанных запасах углеводородов России составляет: 70% по нефти, более 75% по газу и почти 65 % по газовому конденсату. 2. Оценка перспективных и прогнозных ресурсов Западной Сибири превышает текущие запасы природного газа почти в 2 раза, жидких углеводородов - в 3.5 раза. 3. Из 707 открытых месторождений нефти и газа в разработку пока введены менее одной трети. 4. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах создана мощная производственная и транспортная инфраструктура, обеспечивающая добычу и поставки углеводородного сырья потребителям внутри страны и за рубежом, а сами указанные территории остаются зонами стратегических интересов большинства вертикально-интегрированных компаний страны. Вышеизложенное является серьезным основанием для существенной корректировки целевых ориентиров Энергетической стратегии, как в региональном аспекте, так и в части прогнозных уровней добычи нефти и газа по России в целом. Так, проведенные расчеты дают оценку возможных уровней добычи нефти к 2020 году по Ханты-Мансийскому АО - 200-220 млн.т. Значительные перспективы связаны с добычей жидких углеводородов - нефти и газового конденсата в северной части Западной Сибири. В 2002 году добыча нефти в Ямало-Ненецком автономном округе превысила 36 млн.т. Всего за годы освоения извлечено 518 млн.т, что составляет 20% от текущих разведанных запасов нефти и всего 4% начальных суммарных ресурсов. Анализ состояния ресурсной базы и планов производственной деятельности нефтедобывающих компаний, действующих на территории ЯНАО, дает основание прогнозировать к 2020 году достижение уровней добычи нефти - 50-55 млн.т. Практически не затронуты разработкой запасы такого ценного вида углеводородного сырья как газовый конденсат. Сейчас добывается 5 млн.т конденсата при разведанных запасах 1,2 млрд.тонн. Наращивание его добычи до 30-35 млн.т в год связаны с вовлечением в разработку запасов ?жирного? конденсатосодержащего газа глубоких горизонтов. В целом добыча в Ямало-Ненецком автономном округе жидких углеводородов может быть доведена до 85-90 млн.т в год при сохранении этого уровня далеко за пределами 2020 года, что позволит обеспечить суммарную добычу жидких углеводородов по стране - 400-430 млн.т без вовлечения в активное освоение зон континентального шельфа и других малоизученных районов. Обобщение прогнозных оценок добычи углеводородов в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Тюменской, Томской и Новосибирской областях, дают основания утверждать, что именно Западная Сибирь еще на долгое время останется центром Российской нефтяной промышленности. Это же касается и природного газа, поскольку, несмотря на постепенное истощение крупнейших разрабатываемых месторождений - Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского -только в Надым-Пур-Тазовском районе, имеющем развитую инфраструктуру производства и транспорта газа, текущие разведанные запасы составляют 22 трлн.м3. Это в два раза превышает накопленную добычу газа в округе за 30 лет освоения. Еще 10,5 трлн.м3 запасов газа сосредоточено на полуострове Ямал, где в ближайшие 10 лет будет сформирован новый мощный центр газодобычи. Следует учитывать и то, что помимо разведанных запасов Россия располагает в недрах Западной Сибири еще 64 трлн.м3 предварительно оцененных запасов, перспективных, прогнозных ресурсов газа и 38,4 млрд.т аналогичных ресурсов нефти, подготовка которых к промышленному освоению требует проведения геологоразведочных работ и предусматривает: 1.Активизацию геологоразведочных работ и расширенное воспроизводство ресурсной базы; 2.Вовлечение в разработку новых месторождений газа и нефти; 3.Комплексное использование ресурсов недр: - решение проблем наращивания добычи конденсатосодержащего газа и газового конденсата; - вовлечение в хозяйственный оборот запасов низконапорного газа; 4.Развитие инфраструктуры транспорта углеводородов. Основным газодобывающим предприятием, которое работает в Западной Сибири, является ОАО ?Газпром?. На сегодняшний день на территории округа разведанными запасами газа в количестве почти 5 трлн.м3 обладают, помимо дочерних предприятий ОАО ?Газпром", 34 независимых недропользователя, сейчас добывающих более 40 млрд.м3 газа в год. Их суммарная ресурсная база оценивается в 12 трлн.м3. Перевод в промышленные категории предварительно оцененных запасов и перспективных ресурсов газа при достигнутой в округе эффективности поисково-разведочных работ позволит дополнительно вовлечь в разработку около 4 трлн.м3. Максимальные добывные возможности независимых предприятий в районах развитой инфрастуктуры и тяготеющих к ним оцениваются в 160-180 млрд.м3 в год. Это придает деятельности независимых предприятий чрезвычайно важную роль в развитии газодобывающей отрасли не только в Ямало-Ненецком автономном округе, но и в России в целом. Именно сейчас складывается ситуация, которая может стать переломной в развитии газовой промышленности России. Изменение структуры отрасли, связанное со стремлением крупных нефтяных компаний и самостоятельных газодобывающих предприятий внедриться на газовый рынок, требует, в свою очередь, решения ключевой задачи - обеспечения возможности транспорта газа в направлении основных его потребителей в европейской части страны и за рубежом. В настоящее время система магистральных газопроводов способна транспортировать за пределы Ямало-Ненецкого АО 560-580 млрд.м3 газа в год. Газ независимых предприятий в условиях падения добычи по базовым месторождениям-гигантам позволит обеспечить эффективное использование высвобождающихся газотранспортных мощностей. Серьезной проблемой, без решения которой не может быть обеспечено стабильное функционирование газовой отрасли, является современное состояние газотранспортных систем. Первый газопровод с территории округа построен в 1972 году. На сегодня магистральная газовая сеть насчитывает 19 ниток труб большого диаметра. Продолжительность их ?жизни? с каждым годом искусственно удлиняется. Сначала в качестве нормативного назывался 30-ти летний срок эксплуатации, потом он был увеличен до 40 лет, а теперь - уже до 45 лет. Специалистам понятно, что какой бы комплекс ремонтно-восстановительных мероприятий ни проводился, начиная с 2017 года, в округе начнется выбытие мощностей, позволяющих транспортировать газ на внутренний рынок России и далее в страны Европы. Возникает вопрос: на кого могла бы быть возложена та огромная работа, которая необходима по ремонту существующих магистралей, и строительству новых. Повторяется ситуация, когда мы сверхиспользуем достижения наших предшественников, мало что оставляя будущим поколениям. Принципиальной проблемой газовой отрасли станет ситуация с остаточным низконапорным газом вырабатываемых месторождений, недостаточно обсуждаемая в настоящее время. По мере разработки газового месторождения давление газа в пласте снижается. В определенный момент возникает ситуация, когда низкое давление газа, поступающего из скважин, не позволяет подавать его в магистральные газопроводы без дорогостоящих подготовительных мероприятий. В результате такой газ становится слишком дорогим и неконкурентоспособным при поставках за пределы округа. В целом в категорию низконапорного попадает 15-20 % извлекаемых запасов природного газа, общий его объем только по разрабатываемым месторождениям Ямало-Ненецкого автономного фуга превысит 2 трлн.м3, а в целом по округу составит более 5 трлн.м3. Уже к 2007 году 90 млрд.м3 низконапорного газа останется на Вынгапуровском месторождении. К 2020 году - 310 млрд.м3 - на Медвежьем. К 2025 году эта проблема станет массовой. Только на Уренгойском месторождении в категорию низконапорного попадет 920 млрд.м3 газа. Сегодня в стране нет представления о том, что такое низконапорный газ, хотя перспективными направлениями его использования являются энергетика, химия, сжижение или превращение газа в жидкость. В современном динамично развивающемся мире энергетический сектор занимает особое положение. За последние 10 лет мировое потребление первичных энергоресурсов увеличилось на 11% и достигло в 2001 году 9,1 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. Наиболее быстрорастущим сегментом мирового топливно-энергетического баланса является природный газ. С 1990 по 2001 год его потребление возросло на 22%, а доля в суммарном потреблении энергетических ресурсов увеличилась с 22.5% до 23.7%. Еще более высокими темпами росло газопотребление в странах Европы. За 10 лет оно увеличилось на 38.8%, составив в общем потреблении энергетических ресурсов 22.3% в 2001 году против 17.1% в 1990 году. Общий объем потребления в Европе составил в 2001 году 470 млрд.м3. К сожалению, те преобразования, которые имели место после распада Советского Союза, негативно повлияли на развитие газовой отрасли. Если до 1990 года практически весь мировой прирост добычи газа осуществлялся за счет Советского Союза, то в дальнейшем ситуация изменилась. Мы вышли ?на полку?, в то время как остальной Мир продолжал развиваться. К 2020 году мировая добыча газа достигнет 4,6 триллионов кубометров в год, в то время как даже оптимистический вариант энергетической стратегии России ставит планку в 700 млрд.м3. Слайды наглядно иллюстрируют, что перспективы расширения мирового газового рынка не связаны с нашей страной. Да, на сегодня Россия - великая газовая держава, мы добываем 24% мирового газа. Однако уже в 2020 году доля России составит лишь 15%, и из разряда ?великих? мы становимся рядовой страной, которая просто добывает газ. При прогнозируемом возрастании европейского спроса на газ к 2020 году в 1.8 раза анализ современных тенденций развития газового рынка Европы дает неутешительную для нашей страны картину. В1995 году суммарные поставки газа в европейские страны составили 216 млрд.м3. Из них 30.9% пришлось на Норвегию, Нидерланды и Данию. Доля России составила 51.7%. 15.9% поставил Алжир, 5% - прочие страны (Ливия, Австралия, ОАЭ). Увеличение в 2001 году суммарных поставок до 271,4 лрд.м3 расставило несколько иные акценты в газоснабжении Европы. К числу внутрирегиональных поставщиков добавилась Великобритания, а доля североевропейских стран в общем объеме поставок газа составила 36%. Поставки из Алжира возросли до 19%, иных экспортеров (Ливия, Нигерия, Катар и др.) - до 5%. Доля России снизилась до 43.5%. Постепенная утрата Россией положения доминирующего поставщика газа в Европу происходит на фоне подъема газодобычи в странах Северной Европы и особенно резкого ее наращивания в странах Северной Африки. Поданным последних исследований североевропейские страны к 2010 году будут обеспечивать только 13% поставок газа в Европу. Прогноз экспортных возможностей стран Северной Африки (Алжира, Ливии и Египта) дает оценку 95 млрд.м3 к 2005 году против сегодняшних 64 млрд.м3. К 2010 году объем поставок газа из Африки в Европу с подключением Нигерии и Анголы может составить 54 млрд.м3. Учет экспортного потенциала стран Ближнего Востока, чьи доказанные запасы оцениваются в 50 трлн.м3, а также планы наших среднеазиатских соседей позволяют прогнозировать существенное обострение конкурентной борьбы на европейском газовом рынке. При этом доля российского газа в европейском потреблении будет неуклонно снижаться - с 43% в 2001 до 32% в 2010 году. Даже увеличение объема российского экспорта в дальнее зарубежье до 160 млрд.м3 не сможет преодолеть фактического вытеснения нашей страны из Европы. Активизация промышленного производства в России и сохранение энергоемкости ВВП на уровне 2001 года предполагает увеличение внутреннего потребления газа в стране к 2005 году до 480 млрд.м3. С учетом суммарного экспорта газа в 205 млрд.м3 при планируемых в Энергетической стратегии уровнях добычи газа уже в 2005 году возникает дефицит поставок газа. Мы разделяем мнение академика Конторовича, о том, что газовая отрасль могла бы давать 800-850 млрд.м3 газа в год. Именно эта величина должна быть принята как ориентир, стимулирующий развитие отечественной промышленности при активном продвижении интересов России на рынки стран как Европы, так и Азиатско-тихоокеанского региона. В заключении считаю необходимым подчеркнуть уникальный ресурсно-производственный потенциал Западной Сибири, который позволяет на длительную перспективу рассматривать его в качестве главной нефтегазодобывающей базы страны, не имеющей альтернативы в лице районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также континентального шельфа, а также перечислить ключевые меры государственной политики, направленные на реализацию Энергетической стратегии России: 1. Повышение роли государства в организации эффективной деятельности природоресурсного комплекса. 2. Решение задач воспроизводства сырьевой базы углеводородов. 3. Разработка программы регионального изучения (параметрического бурения и региональной сейсморазведки). 4. Завершение к 2003 году количественной и экономической оценки ресурсного потенциала России. 5. Формирование новых центров газо- и нефтедобычи. 2007 год - начало разработки месторождений полуострова Ямал. 6. Вовлечение в разработку новых объектов в традиционных районах добычи. 7. Комплексное использование ресурсов недр: - решение проблем наращивания добычи конденсатосодержащего газа и газового конденсата - вовлечение в хозяйственный оборот запасов низконапорного газа. 8. Совершенствование нормативно-правовой базы недропользования и механизмов налогового стимулирования в сфере развития ресурсной базы.

Автор:

Источник : Сибирский научно-аналитический центр