USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 73.08

0

Природный газ 3.224

+0.03

8 мин
...

Работа на буровой платформе

На Земле под водой находятся огромные запасы нефти и газа, но до сих пор никто не мог работать на таких глубинах даже в нормальную погоду, не говоря уже о плохой. На обычной буровой платформе, как правило, работают 120 человек: 2 бригады по 60 человек. Каждая смена длится по 3 недели подряд. Затем 3 недели отдыха на берегу, а бурение продолжают другие команды.

Работа на буровой платформе

Морская буровая платформа (МП) ведет поиск нефти 24 часа в сутки, 7 дней в неделю,365 дней в году.

Бурение для добычи нефтепродуктов - очень дорогое занятие. Чтобы пробурить хотя бы 1 скважину требуется 10ки млн долл США. Поэтому чрезвычайно большое значение имеет тщательное планирование.

Обычно все начинается с того, что в виртуальной лаборатории геологи изучают запасы нефти и простыми математическим анализом ищут оптимальное место для бурения. Виртуальное пространство позволяет находиться почти внутри объекта как фильме, который дает возможность зрительно оценить как располагаются нефтяные пласты и как они выглядят глубоко под океанским дном.

Нефть не лежит в подземных бассейнах. Она находится в пористых каменных слоях типа песчаника в микроскопических промежутках между песчинками. Так же и природный газ: он просачивается сквозь песчаник, пока не оказывается заперт сквозь расположенными сверху между непроницаемыми слоями горной породы.

Таким образом, самое сложное - это обнаружить песчаники, потому что в них содержится нефть. Используя это 3-мерное оборудование, геологам гораздо легче искать нефтеносные пласты.

Новейшее поколение буровых вышек, которые просачиваются сквозь песчаные пласты, не обязательно должно вести бурение вертикально. Эти машины могут располагаться горизонтально или даже под углом. Цель - с помощью одной из скважин попасть как можно в большее количество нефтяных запасов.

Скважина попадает в один, а затем в другой песчаник. Инженеры проводят дискуссию и изучают виртуальную реальность, чтобы было легче пройти через массивы песчаных пластов. Если повернуть рисунок немного кверху, то становится видно, как легко она проходит через массив, чтобы потом попасть в пласт песчаника. Это доказывает ценность использования такого метода.

Пользуясь новейшими технологиями, геологи анализируют данные сейсморазведки, чтобы выбрать лучшее место для скважины.

Причина поиска нефти или газа в таких местах объясняется тем, что в них высокая концентрация. Если в таком виртуальном смоделированном пространстве будет найдено триллион кубических футов газа, то это позволит в течение целого года отапливать 6 миллионов домов.

Первая серьезная задача, стоящая перед буровиками - пробурить скважину на 4000 метров ниже морского дна, чтобы найти газовый или нефтяной резервуар.

Пилотная скважина

На любой буровой вышке во время работы главным местом является буровая площадка. В первую очередь делается так называемая пилотная скважина в 30 см в диаметре. Это дает возможность проверить опасные утечки газа и дает возможность подтвердить данные, полученные от сейсмической разведки. Буровое долото опускается вниз путем наращивания буровых труб. Первые несколько секций, так называемые Низ Бурильной Колонны или НБК оснащены электронными датчиками и мотором бурового долота. Эти секции необходимо тщательно соединять вручную.

На новейшем поколении буровых вышек весь остальной процесс, кроме сбора НБК, происходит автоматически. Буровой мастер наблюдает за данным процессом из специальной будки. Сначала бурится пилотная скважина диаметром в 12,4 дюйма.

Главная бурильная труба или колонна свисает с бурильного крана, который называется с верхним приводом. По мере того, как буровая колонна опускается сквозь буровую площадку, труба-упаковщик подносит следующую трубу. Новый кусок трубы навинчивается на существующую колонну. Затем под бдительным оком бурильщиков соединение затягивается. Раньше это было самой опасной частью работы и многие буровики лишались пальцев, завинчивая крепления в звенящие трубы, теперь весь этот процесс автоматизирован. Вся тяжелая работа в прошлом: на смену пришли кнопки и сенсорные экраны. Буровики более 24 часов будут опускать более 60 труб, чтобы достичь тихоокеанского дна на глубине 1700 метров.

Когда бур упрется в каменистый грунт, буровикам придется совершить один из сложнейших трюков - занять фиксированное положение над конкретной точкой океанского дна.

Смена экипажа на буровой платформе

Каждые три недели на буровой площадке происходит смена экипажа. Работающие в море долетают до платформы за 90 минут. Вертолет взлетит сразу после дозаправки, поэтому времени на то, чтобы заскучать, нет. С новым вахтовым методом благодаря наличию электронной почты, интернета и телефона связь с буровиками работает постоянно, поэтому можно заранее все обсудить. Допустим, требуется обсудить дополнительные вопросы и мало вероятно, что при наличии вертолета это возможно, который летает туда и обратно. Смена идет очень быстро.

Одна из главных задач капитана - обеспечить устойчивое положение буровой платформы над выбранным местом на дне моря. Такая платформа используется на очень больших глубинах, где невозможно использовать якорь для крепления за грунт.

Спустив буровую колонну к океанскому дну, он находится в свободном плавании. В любую погоду платформа должна оставаться четко в намеченной точке. Для этого проверяется вся возможность работы систем до появления шторма. После этого начинается поиск нефти.

Динамическая система позиционирования или ДСП удерживает буровую платформу в одной точке над скважиной, которая находится на глубине 1700 метров. До 6 спутников глобального позиционирования одновременно отслеживают платформу и определяют ее малейшее смещение относительно поверхности моря. Динамическая система позиционирования посылает сигнал каждому из подруливающих устройств, сообщая с какой силой им необходимо работать и в каком направлении. С их помощью буровая платформа автоматически подстраивается и возвращается на исходную точку, указанную в программе.

Система настолько мощная, что способна удерживать платформу на одном месте даже при 15 метровых волнах в штормовом ветре.

Платформа построена очень надежно и оснащена мощными двигателями, а так же высокотехнологичным оборудованием позиционирования. А генераторы для двигателей вырабатывают такую мощность, что могли при желании обеспечивать энергией маленький городок. Когда поднимется ветер или волнение, платформа, конечно же, будет раскачиваться несколько больше, но это предусмотрено. Большая часть оборудования уже проходила испытание при тестировании на заводе, но не в таких масштабах и не таких условиях. Теперь все будет проверяться на более высоком уровне. Мы будем делать то же самое, но на больших глубинах с более крупным масштабом. Все это завязано на буровую установку, целью которой является добыть нефть. Это главная цель, а все остальное подчинено этой цели: сделать дырку в Земле. Оборудование, отвечающее за вертикальное положение, большей частью находится под водой. Спустившись на 24 м к основанию пантонов, буровик оказывается за водонепроницаемыми дверями.

Напомним еще раз, что буровая платформа - это одна гигантская буровая машина, в которой используется 760 км кабелей, 180 км труб гудят неустанно, обеспечивая работу подруливающих устройств и двигателей буровой установки. Если Вы подниметесь на этаж выше, то увидите море на глубине 24 м. Платформа оснащена 6-ю подруливающими устройствами по 3 каждым понтоном. Работу каждого обеспечивает собственный гигантский электромотор.

При вращении турбобура всего лишь на 5% дает развитие усилия до 4 тонн, это где-то 28 оборотов/минуту. Максимальная скорость вращения бура - 750 оборотов. Со всеми 6-ю моторами, работающими на полную мощность, платформа производит усилие в 600 тонн. Ежесуточно она сжигает 62500 литров топлива.

В поисках нефти такая платформа самый крупный пожиратель горючего. Двигаясь крейсерской скоростью 11 км/час, платформа потребляет 235 л/ 1 км. Пока погодные условия спокойны, работа идет. В любом случае рабочие справятся с любым штормом, Работа на нефтяной морской платформе требует определенной выносливости: время идет медленно, работа тяжелая, здесь шумно, грязно и опасно. Поэтому никто не идет сюда за штормами. Здесь очень тесная семья - своя команда. Закончив 12 часовую смену, можно идти в душ, питаться или спать в течение 8 часов. Так что свободного времени остается 2-3 часа, в это время можно делать что хочешь. Но основная часть времени -это сон и еда.

Хотя все функции буровой платформы сосредоточены вокруг нее, настоящий центр активной жизни - это курительная комната.

На морской платформе занятий немного: азартные игры и спиртное запрещены. Но петь или курить можно, правда в одной небольшой комнате без окон. Время летит быстро, насыщенная жизнь.

Когда работаешь по 12 час/сутки, нужно есть, а времени на отдых остается совсем немного.

Пока часть экипажа расслабляется наверху, другие на вахте следят за тем, что происходит внизу. Помогает им в этом дистанционный управляемый аппарат - ДУА. ДУА обеспечивает прямую видеотрансляцию в диспетчерскую и способен отслеживать операции на глубине до 4000 метров. Вся техника концентрируется вокруг бурового долота, потому что оно первым встречается с нефтью. Когда оно находит нефть - счастливы все нефтяные компании. В этом устройстве применяется множество различных технологий. Когда буровое долото впервые достигает океанского дна, платформа начинает пробивать первую скважину.

Но на нефтяной платформе не услышишь хлопков шампанского, только удары металла о металл. Бурение продолжается. Долото пробивается сквозь первые слои камней и работа замедляется. Между наращиванием длины каждой буровой трубы длиной 30 метров проходит 1,5 часа. Верхний двигатель толкает и вращает колонну буровых труб, которые могут достигать 10000 метров. Кроме того, буровое долото получает дополнительное вращение от гидравлического мотора, укрепленного на конце трубы. В центр трубы закачивается специальная жидкость, называемая буровым раствором. Это смесь воды, глины и химикатов. Она попадает на турбину мотора бурового долота и уносит с собой наверх куски породы, измельченных в процессе бурения.

Для рабочих бурение идет круглосуточно. Это грязная, шумная, холодная, мокрая и потенциально очень опасная работа.

Суровые погодные условия

Буровая платформа сконструирована так, что отвечает самым суровым погодным условиям

Он может выдержать скорость ветра 110 км/час. Это 11 бальный шторм по шкале Бофорта - волны высотой 30 м. Выше этого бурение должно прекращаться. Если ситуация станет усугубляться, буровая колонна должна быть поднята, чтобы платформа боролась со штормом в свободном плавании. В случае необходимости труба может быть просто перерезана менее чем за 40 секунд. Условия конечно суровые, но и оплата высока. Все одержимы одной задачей - продолжать бурение. Какой бы ни была погода - буровиков она не касается, они работают 24 час/сутки. Единственное, что может их остановить, сила волн и высота качки, которую испытывает платформа. Дождь, ветер, снег или лед - ничто ее не остановит. Волны вздымают и все заливается брызгами.

Теоретически, платформа должна выдержать шторм, который случается раз в 100 лет. То есть самые худшие условия, которые только можно придумать. Мы говорим о волнах, которые бывают раз в 100 лет. Но на это существует статистика, а буровики должны выдержать все. Погоду не выбирают. Мы должны считаться с ней, хотим мы этого или нет.

Если на нефтяной платформе происходят несчастные случаи, это катастрофа, от которой спасения нет. Чтобы остановить непрекращающийся фонтан нефти или газа, потребуются недели. После каждой катастрофы принимаются значительные усилия для обеспечения безопасности платформ. Должна быть двойная система безопасности. В случае пожара или взрыва экипаж должен эвакуироваться и использованием самых совершенно герметичных спасательных катеров. Он спроектирован так, что может идти сквозь огонь, газ или нефть. Каждый, кто работает в таких условиях, должен пройти 5-и дневные тренировки по безопасности, в том числе научиться пользоваться спасательным катером.

В нем Вы может выжить столько, насколько хватит пресной воды. Запас воды и пищи здесь на 6 суток, шансы на то, что работая в нефтяной промышленности, рабочий пробудет в нем как можно долго, малы. Поэтому все точно знают, где вы находитесь в момент несчастного случая. В большинстве случаев через 26 часов состояние моря позволяет возобновлять спасательные работы. В случае опасности спасательный катер станет спускаться, сгибая стартовую стрелу как рыболовную удочку. Когда катер достигает поверхности воды, стрела освобождается и выталкивает катер в сторону от опасности. Если Вы хотите работать на буровой платформе, Вам прежде всего, необходимо научиться покидать тонущий вертолет.