В 2011 году компания «НОВАТЭК», приняла решение о строительстве завода по отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании в районе крайнего севера. Впервые в стране подобный проект реализуется за полярным кругом. Планируется, что перевозить газ будет флот танкеров-газовозов, курсирующий по Северному морскому пути. Новый порт Сабетта на северо-востоке полуострова станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта Ямал СПГ, создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России.
В июле этого года ОАО "Межрегионтрубопроводстрой" определено исполнителем проведения Росморречфлотом в 2014 - 2019 годах работ по строительству основных объектов морского порта Сабетта. О ходе работ рассказал исполнительный директор ОАО «МРТС» А. Коликов.
- Один из крупнейших проектов на Ямале - Ямал СПГ, цель которого в создании современного производства сжиженного природного газа, на Южно-Тамбейском месторождении. Ключевой логистический центр проекта - морской порт Сабетта, единственным исполнителем по строительству объектов основного периода которого выбрана компания «МРТС». Какие работы необходимо провести?
- Предстоят работы по строительству основных объектов морского порта Сабетта в составе ледозащитного сооружения (корневая часть в границах искусственного земельного участка с берегоукреплением). Кроме того, будет сооружена технологическая эстакада.
На данный момент на этом объекте практически завершено строительство четырех причалов, которые уже принимают десятки тысяч тонн грузов.
- Каковы основные этапы строительства, что включает каждый этап?
- Строительство порта Сабетта условно было разделено на два этапа - «Сабетта-1» и «Сабетта-2»
Первый этап - это строительство объектов подготовительного периода морского порта Сабетта, включавший в себя возведение причальной стенки и четырех причалов различного назначения для приема судов различных классов.
Кроме того, была создана инфраструктура временного порта - здания, сооружения, ограждения, кабельные эстакады трансформаторная подстанция, резервуары сточных вод, очистные сооружения дождевого стока, дизельная электростанция, септики, насосная станция пожаротушения, блок-контейнер для электротехнического оборудования KHC и т. д.
В данный момент эти причалы уже принимают большое количество грузов, необходимых для строительства объектов основного периода и завода СПГ. Особенностью этого периода можно назвать то, что строительство пришлось начинать на голом берегу, в отсутствии какой-либо инфраструктуры, на большом удалении от логистических центров. Нужно учесть также, что навигация в этих широтах длится всего 3 месяца и требует проводки судов ледоколом, что затрудняет логистику.
Второй этап - это строительство объектов основного периода, включающий в себя строительство основного порта, технологической эстакады и ледозащитного сооружения.
- На каком моменте находятся работы сейчас, и когда планируется сдача объекта?
- Недавно, мы приступили к работе над общепортовыми сооружениями, которую планируем завершить в этом году. Выполнена отсыпка технологической дамбы - порядка 400 метров в сторону моря. Также в рамках строительства объектов основного периода морского порта Сабетта наша компания начала возведение юго-восточного ледозащитного сооружения для последующего строительства технологической эстакады и причалов для отгрузки газа и газового конденсата. Эстакада будет состоять из десяти секций, на данный момент работа ведется по первым четырем секциям.
- Сабетта - это арктический порт, какие, в связи с этим, могут возникнуть сложности и за счет чего они будут решаться?
- Основными сложностями известными по опыту подготовительного периода, можно назвать удаленность объекта от логистических баз, короткий период навигации, низкие зимние температуры, вечная мерзлота.
Уникальность проекта в том, что строительство осуществляется с нуля, на побережье отсутствует инфраструктура, а период навигации, позволяющий доставлять тяжеловесные грузы составляет всего 3-4 месяца. Климатические условия арктической зоны крайне суровы: высокие скорости ветра, частая непогода, низкие температуры 72 широты. По требованию заказчика 1 м2 причала должен выдерживать нагрузку не менее 10 тонн.
Логистические сложности решаются путем тщательного планирования состава и графика поставок необходимого оборудования и строительных материалов. Вся используемая техника закупается новой и в специальном арктическом исполнении, что обеспечивает должную отказоустойчивость. Жизненно важные элементы инфраструктуры поселка строителей, такие как дизельные электростанции дублируются. Для решения проблемы нестабильных грунтов используются специальные технологии строительства.
- Ранее МРТС принимала участие в подготовительных работах по строительству порта. Расскажите об этом подробнее.
- В рамках подготовительного этапа по строительству порта Сабетта, реализуемого в рамках проекта Ямал СПГ, силами ОАО «МРТС» на необустроенном побережье, в условиях вечной мерзлоты, была сооружена причальная стенка и четыре причала разной функциональной направленности. С июня 2014 года причалы принимают десятки тонн грузов, предназначенных для строительства завода СПГ и основных сооружений морского порта.
- Работы приходится проводить в особой экологической зоне, насколько сложно соблюдать при таких работах природоохранные стандарты?
- За сохранение благоприятной экологической обстановки в районе строительства, в компании отвечает Отдел охраны окружающей среды и согласования проектов (ООС и СП), являющийся структурным подразделением ОАО «МРТС». Для того, чтобы защитить природу побережья Ямала при строительстве порта, ежегодно разрабатываются и приводятся в действие планы по охране и восстановлению природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. Специалистами отдела ООС и СП осуществляется непрерывный экологический контроль и мониторинг объектов окружающей среды.
Для экологически безопасной деятельности на строительстве порта Сабетта компания регулярно проводится инструктаж сотрудников, по мерам сохранения окружающей среды; организовано круглосуточное дежурство специалистов-экологов на объекте; организована система канализования хозяйственно-бытовых сточных вод; функционируют две станции биологической очистки сточных вод модульного типа; организован раздельный сбор горючих и негорючих отходов строительства и ТБО (твердых бытовых отходов); организованы площадки для временного складирования отходов строительства и ТБО; используется инсинератор (мусоросжигатель) для термического обезвреживания жидких и твердых отходов III - V класса опасности; получена лицензия на обезвреживание отходов на территории ЯНАО.
Все возводимые объекты морского порта в районе пос. Сабетта на п-ове Ямал прошли государственную экспертизу на безопасное воздействие на окружающую среду.
- Чье оборудование вы используете?
- Для строительства объектов подготовительного периода были использованы:
Гидромолоты IHC S-280, Delmag D62-22, Junttann HHK 7/9A
Буровые установки KATO PF-1200-YSVII
Вибропогружатель PVE 52M и PVE 110M
Гусеничные краны Liebherr 1100, Kobelko CKE1350, CKE1800, CKE2500
Кроме того использовалась техника для земляных работ и вспомогательная техника.
Планируется, что порт Сабетта будет обрабатывать порядка 30 млн. тонн грузов за год и эксплуатироваться круглогодично. Проект предусматривает морскую транспортировку около 16 млн. тонн СПГ и до 1,35 млн. тонн газового конденсата в год. Выход на проектную мощность ожидается в 2018 году. Порт будет связан с газовым месторождением «Южно-Тамбейское» и заводом по производству СПГ. Сабетта станет крупнейшим в истории современной России центром формирования портовой инфраструктуры для освоения морских месторождений нефти и газа. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале.
Автор: А. Коликов, Исполнительный директор ОАО