USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 74.65

+0.31

Природный газ 3.394

+0.03

21 мин
...

Буровые установки - лучший акселератор для добычи энергии

Людям нужны источники энергии. Ежедневно мы расходуем более 80 млн баррелей нефти и до 7 млрд кубометра природного газа.

Буровые установки - лучший акселератор для добычи энергии

Тысячу лет Северное море пользовалось дурной славой. Здесь наблюдали 25 метровые волны. Поиск нефти и газа здесь почти не возможен. Но под его дном находится 15 миллиардов баррелей нефти и 5 триллионов кубометра природного газа. Чтобы добраться до этого запаса нужны нефтяные супер-платформы, а именно буровые установки.

Людям нужны источники энергии. Ежедневно мы расходуем более 80 млн баррелей нефти и до 7 млрд кубометра природного газа.

Но находить газ становится все трудней: Новые месторождения газа куда меньше, чем было открыто раньше. Кризис вынуждает нефтедобывающие компании вести поиск в самых опасных местах на планете для добычи нефтепродуктов. Таким местом, к примеру, относится Северное море. Штормовая зона между Британскими островами и Скандинавией.

Буровая установка - это монстр весов в 9 тысяч тонн, может бурить скважины более 7 км. Его прочный корпус и опора предназначена для работы в суровых условиях. Такая броня не обходима, потому что уголок Атлантики отличается свирепым нравом.

С 1980 года на Северном море погибло около 50 нефте и газодобытчиков. Эта прискобрная статистика известна каждому нефтянику. Эти ребята готовы заступить на двухнедельную смену.

Для того, чтобы добраться до буровой установки, на них должны быть одеты специальные костюмы, которые удерживают тепло тела. Если при перелете на вертолете до установки они вдруг окажутся на воде, то без этих костюмов они смогут продержаться 30 минут, а через час они умрут. Крушение вертолета случается редко, но это постоянная угроза. За последние 20 лет более 60 нефтяников погибли из-за крушения вертолетов. Это печальный факт и у тех ребят есть время поразмыслить над этим. Поездка может занимать более часа. Когда становится видна установка, возвышающаяся над водами подобно острову, все мысли обращаются к предстоящей работе.

Цель буровой установки- она должна пробиться к месторождению газа стоимостью почти 250 миллионов долларов. Эта буровая установка - охотник за нефтью. Она прекрасно подготовлена для выполнения своей задачи: добычи нефти и газа, залегающего в нескольких километров под морским дном.

Она не похожа на корабль: в каждом ее углу имеется 100-метровая выдвижная опора. Когда установка залегает района залегания нефти, мощные моторы опускают моторы в воду. Они достигают дня и установка достигает необходимого положения. Три опоры предают установки такую устойчивость, что она способна бурить во время шторма. Это важно, потому что современные буровые установки предназначены для бурения в такую погоду.

45 метровая буровая вышка пробивает скважину к нефтяным и газовым карманам, образовавшийся в каменной толще. Но чтобы бурение было возможным, необходимо иметь 80 рабочих. Поэтому в ней располагается четырех этажный жилой блок. Под ним находится стальной корпус, полностью заполненный оборудованием. 6 дизельных двигателей мощностью 1200 лошадиных сил каждый обеспечивают работу установки и освещения 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Ежедневные затраты могут достигать 60 тысяч долларов. Каждая задержка в работе оборачивается большими убытками. Именно поэтому техника и люди работают на пределе возможностей. Нефтяники работают две недели подряд 20-часовыми сменами. Затем вертолет вывозят из буровой установки людей на неделю, а потом все повторяется. Любая работа здесь сопряжена с постоянной угрозой увечий, переломов и даже смерти.

Риск велик, но и деньги большие. За шесть месяцев здесь могут зарабатывать до 100 тысяч долларов. Это привлекает рабочих со всего света: из Литвы, с Мальты, Норвегии, Франции. В общей сложности из 9 стран. Это очень тяжелый труд, потому что супер сооружения работает без остановок.

Но даже если обнаружено большое месторождение - этого будет недостаточно. Все морские буровые установки, а их более 500, не удовлетворят всемирного спроса. Поэтому таких установок строят все больше и быстрее. Но для их супер-строительства нужны гигантские сооружения и верфи для массового производства морских монстров.

Одна такая верфь находится в юго-восточной Азии. На западной конечности Сингапура. На ней строят больше всех морских буровых установок, чем где бы то ни было. На некоторых верфях работают несколько сотен человек. Сюда ежедневно приходят 4 тысячи рабочих. Площадь верфи равна площади 38 футбольных полей. Она раскинулась на 28 футбольных гектаров и производит здесь только морские буровые установки. В этом гигантском доке можно поставить 4 олимпийских бассейна.

Проектирование буровых установок

Сингапурская компания строит почти половину всех буровых установок, расположенных на Земле.

Чтобы сохранять свою долю рынка они применяют смелую стратегию - в благоприятное время она строят как можно больше. Они знают, что когда цены на топливо подскочат, они продадут столько буровых установок, сколько захотят сделать. Но строить надо быстро, пока рынок не остыл. На обычной верфи строят одновременно пару установок. Эта же предназначена одновременно сразу для 20 буровых установок. Их стоимость варьируется от 130 до 400 млн долларов.

И что самое интересное: от заказчиков нет отбоя. Умножьте эту сумму на 20 буровых установок и получите колоссальные время и деньги, исчисляемые миллиардами долларов. Одна ошибка, ведущая к катастрофе, может разорить компанию и обрадовать конкурентов.

Верфи от Миссисипи до Кореи с удовольствием перехватят заказ. Компании, являющиеся лидерами в этой гонке, есть что терять. Но у этой Сингапурской компании есть преимущество - более чем 35 летний опыт установок в условии тропической жары и влажности. Слова "тропическая жара" определяют темпы производства. Когда строишь такие установки, любая ошибка может сорвать график, поэтому компания десятилетиями совершенствовала методы работы.

Компания, производящая буровые установки, пытается рационализировать производственный процесс, чтобы строит безопаснее, дешевле, лучше, а главное быстрее. Чтобы ускорить этот процесс, они строят буровые установки в кибер-пространстве. Целая группа инженеров работает над новейшей программой по созданию морского оборудования.

Если бы такой проект был осуществлен, то была бы катастрофа. Инженерные компьютерные программы позволяют исправить это одним движением мышки.

Пример: проект морская буровая установка. Высота - 60 м, длина - 158 метров, 5-и этажный. Это новое поколение высокоэффективных буровых установок. Она будет более глубже и быстрее буровых установок. Но проект пока расходится в стадии разработки. Группа инженеров ежедневно пересматривает план площади, расположенных под вышкой для выявления ошибки. Чаще всего при проектировании труба может быть проложена так, что не может упираться дверь.

Когда проверка проекта закончится, компьютер будет контролировать все стадии по мере того, как разработка будет претворяться в жизнь. На это уйдет 18 месяцев, если все пойдет по плану. Сначала нужно вырезать стальные пластины определенного размера и форм. Эту работу контролирует компьютер, используя данные из проекта. Программа так же создает чертежные планы, которые рабочие используют на всех стадиях разработки платформы.

Сооружения буровой установки похожи на решения головоломок. Только это гигантская головоломка из 25 тысяч стальных фрагментов. И от того как она сложится будет зависеть сотня жизней.

Не смотря на эффективные технологии и участие в строительстве одной остановки 800 рабочих, пройдет 6 месяцев, прежде чем стальные пластины превратятся в стальные секции буровой установки.

Эта секция - часть корпуса, где установят громадные насосы с размером в локомотив длиной 20 м и весом более 55 т. Готовые секции доставляют в сухой дом, где их собирают и приваривают одну к другой, пока установка не начнет обретать окончательную форму.

За сборкой последует самый сложный этап - спуск морской буровой установки из дока на воду. Строительство этого сооружения завершится через полгода и тогда оно присоединится к всемирной флотилии "Бурящее дно" в поисках нефти и газа.

В Северном море, как правило, бурение скважины осуществляется с помощью стационарной платформы.

Подготовка буровых установок

Стационарная платформа - это сооружение, расположенное справа. Их устанавливают по рекомендации ученых, определяющих, где наибольшее содержание нефти и газа. Как правило, она уже соединена с работающими скважинами, откуда топливо по трубам доставляется на берег. Если же нужна новая скважина, то пробурить ее сама платформа уже не сможет.

Именно для этого и необходима современная буровая установка, так как другие просто не справятся с этой работой. Работа заключается в том, чтобы подняться над высотой 7 этажей. Огромные электромоторы поворачивают мощные шестерни, поднимающие корпус из воды к небу. Самоподъемная буровая установка может расположиться над стационарной платформой и начать бурение.

Кажется это просто как поднять домкратом автомобиль. Но поднять громадную установку- это все равно что поднять 7 тысяч автомобилей, балансируя на сваях в открытом море.

Многие инженеры имеют все основания для волнения, когда готовят буровую установку к подъему.

36 электромоторов по 12 каждую опору медленно поворачивают гигантские стальные шестерни.

Чтобы не произошло заклинивание, рабочие смазывают направляющие, по которым пройдут шестерни. Одна заклинившая шестерня остановит процесс, который еще не начался. После этого буровая установка начинает подниматься.

Через 60 напряженных минут установка достигает высшей точки - 25 метров над водой.

Но она еще не готова к бурению. Специальную буровую вышку нужно установить на стационарную платформу с помощью огромного подвижного элемента. После чего в отверстие платформы бур можно будет опустить на дно.

Эту операцию проводит высококвалифицированный специалист, который контролирует действие 4-ых мощных поршней, медленно выталкивающих 40-а тонный подвижной элемент на стационарную платформу. Каждый поршень способен переместить 6 бульдозеров. Они настолько мощные, что за ними надо присматривать. Все 4 поршня должны двигаться синхронно, чтобы элемент двигался по прямой. Если хотя бы один из поршней будет двигаться быстрее, то элемент заклинит и операция сорвется. На это может уйти больше часа. Наконец подвижной элемент занимает нужное место, и это супер сооружение наконец готово к бурению новой скважины.

Принцип действия буровой платформы

Ученый указали место для бурения, но чтобы пробиться к газовой или нефтяной залежи породы понадобится несколько недель, если залежь вообще найдут. Во время бурения команда должна быть очень внимательна и угроза несчастного случая или смерти нависает над всеми, кто работает на буровых установках в Северном море.

Когда гигантская буровая платформа бездействует, ежедневные потери составляют 50 тысяч долларов. Но даже когда она занимает рабочую позицию, бурение еще не начинается. Дело в том, что бурильщики должны поднять на буровую вышку более 500 секций трубы.

Бурильные трубы одна за другой уйдут на несколько километров в дно. Дли на каждой секции 10 метров. Вес - почти полтонны. Это большая работа.

Чтобы поднять трубы на вышку и опустить на буровую площадку рабочие затрачивают немало усилий.

Буровая площадка

Буровая площадка - одно из самых опасных мест на буровой установке. Старший мастер должен контролировать не только весь процесс, но и контролировать и отвечать за безопасность каждого рабочего. Качающаяся труба может нанести неосторожному рабочему травму. Старший мастер должен думать не только о безопасности, но и о сроках.

"Вы время бурении мы всегда пользуемся постулатами экономики, " - говорит один из старший специалистов, работающий на буровой площадке. Чтобы работа шла быстрее бурильщики заранее соединяют трубы по 3 сегмента и располагают их на краю буровой площадки. Когда трубы готовы, можно начинать бурение. Наконец-то пора с помощью буровой установки зарабатывать деньги. Нет никакой гарантии, что скважина даст нефть или газ. В отдаленных районах половина пробуренных скважин не дают ничего. Чтобы увеличить шансы на успех, старший мастер должен собрать команду опытных бурильщиков.

Команда может обнаружить почти в 5 километров под морским дном новую залежь природного газа. Но чтобы добраться до нее, придется пробурить наклонно 45 каменных слоев.

Увеличивая или уменьшая вес бурильной трубы, старший мастер может изменять направление движения буровой коронки. Такой громадный вес сгибает даже стальную трубу. Мастер должен быть осторожен, так как в каменном дне много карманов с водой. Если бур войдет в одну из них, то большое давление просто вытолкнет воду, которая может разрушить скважину с такой силой, что может повредить даже буровую установку.

Мастеру приходится проводить бур между этими карманами как иголку, которая находится в нескольких километров от него, и которую он не видит. Ему приходится полагаться на приборы, оборудование, головку бура стоимостью 30 тысяч долларов и мотор 1000 лошадиных сил, способный вращать почти семисот тонную трубу.

Когда бур опустится на морское дно, скоро он начнет врезаться в камень и залежи газа. Опустив одну секцию трубы, буровики соединяют с ней следующую. Это продолжается до тех пор, пока они не достигнут цели. Это может произойти через 2 месяца, если все пойдет хорошо.

Бурильщик должен внимательно следить за приборами. Падение давления или измерения скорости бурения может означать приближающуюся аварию.

Обрушение стенок скважины означает, что бур застревает в нескольких километрах под морским дном.

Буровой раствор

Но у бурильщиков есть секретное оружие против обрушения стенок скважины - буровой раствор. На буровой площадке буровой раствор повсюду. Но в нем нет грязи и берут его не с морского дна. Это смесь химических веществ, которую закачивают в скважину для смазки бура.

Буровой раствор выполняет секретную функцию - он уплотняет стенки скважин и предотвращает их разрушение. Для каждой скальной породы, через которую проходит бур, нужен разный буровой раствор. Используя неподходящую смесь, можно сломать буровую головку и разрушить скважину.

Для этого в команде есть специалист по буровому раствору, который не имеет права на ошибку. В своей лаборатории, расположенной в корпусе буровой установки, специалист снова и снова испытывает различные смеси, пока не подбирает идеальный состав. Затем бурильщики изготавливают полумиллиона литров раствора. Этого достаточно, чтобы заполнить 5 плавательных бассейнов. Буровой раствор как кровь в бурильный системах циркулирует нефть в нефтяной вышке. Сначала три гигантских раствора подают раствор на буровую площадку и закачивают в буровую трубу.

Достигнув дна скважины, он вырывается через отверстие буровой коронки в скважину заполняет ее и возвращается по трубе наверх, несся с собой буровой шлам (водная суспензия, твёрдая часть которой состоит из продуктов разрушения горных пород забоя и стенок скважины, продуктов истирания бурового снаряда и обсадных труб, глинистых минералов)

Когда буровой раствор и шлам поднимается на верх, их направляют в три машины, которые отделяют шлам от бурового раствора, потому что высокотехнологичный раствор очень дорогой и используется не один раз.

Существующие правила позволяют сбрасывать буровой шлам обратно в море. Если бы использовался токсичный буровой раствор каждый кусок породы пришлось бы везти на берег, чтобы не допустить загрязнение окружающей среды. Раньше нефте-/ газодобывающие компании выбрасывали токсичные отходы в море, но сегодня они действуют с больше ответственностью. Сегодня при добычи нефти в океане ее оказывается всего 5% в качестве отходов от ее общего количества.

Избежать загрязнение можно только тогда, когда система применения бурового раствора действует безупречно. Кроме того, это ключ к безопасности. Если в то время, когда бур отталкивается на залежь при родного газа в скважине недостаточно бурового раствора, газ может стремительно пойти наверх и загореться. Газовый фонтан - кошмар каждого бурильщика.

Летом 1988 года взрыв уничтожил в Северном море целую нефтяную платформу и показал всему миру опасность морского бурения. Утечка газа вызвала взрыв. который оказался настолько сильным, что времени на организованную эвакуацию не было. Погибло 167 из 225 рабочих. Большинство отравилось токсичным дымом. Расследование выявило нарушения многочисленных правил безопасности и стало причиной ряда изменений. Этот случай на Северном морк был страшный, но к несчастью, не последний случай такого рода.

Сегодня на многих участках буровых установок ученые и работники участвуют в бесконечных учениях по безопасности. Могут отрабатываются действия на случай обрушения мостков и ранения бурильщика, жизнь которого висит на волоске. травмы могли получить и другие, поэтому нужно пересчитать всех, кто находится на платформе. Буровой мастер и его помощник должны проверить все ли на месте. В учебное время участвуют все работники буровой установки.

Команда готова к чрезвычайной ситуации. Для этого есть специальный борт, которому не страшны штурмовые волны. Скоростные катера для спасения людей, упавших в море и спасательные суда, которые 24 часа в сутки кружат вокруг буровой установки в ожидании катастрофы. Это учения, но они создают ощущения реальности.

Благодаря им во время реальной угрозы люди сэкономят время и возможно во время реальной угрозы возможно спасут многие человеческие жизни.Если бы пришлось вызывать вертолет, то он прилетел бы через 45 минут. Столько же времени заняла бы дорога до ближайшей больницы. Факт неутешительный, но такова реальность жизни на нефтяной платформе. Безопасность - предмет постоянной заботы.

Не только в Северном море, но и на Сингапурской верфи здесь борются со стихией, чтобы спустить на воду целую буровую установку на воду целой и невредимой.

В Северном море в 150 километрах от Нидерландов многие нефтяные платформы готовятся к бурению морского дня. Многие знают, что в нескольких километрах под ним находятся залежи газа. Это опасная работа. Тем временем в Юго-Восточной Азии в Сингапуре верфи строят морские буровые установки нового поколения. Это тоже опасная работа. На верфи несчастные случаи не редкость.

Строители работают в опасных условиях, далеко над землей. Ультра-фиолетовой излучение от сварочной горелки может повредить глаза. Над головой раскачивается груз, который может стать смертоносным. Чтобы уберечь людей руководство верфи ежедневно проводят собрания, на которых по-военному инструктируют рабочих по технике безопасности.

Собранная в нефтяном доке нефтяная платформа готова к транспортировке

Только что собранная в сухом доке нефтяная платформа к буксировке. Ее нужно переместить на несколько сот метров к причалу, где рабочие еще полгода будут достраивать установку.

Проблема при транспортировке буровой установки

Но есть одна проблема - одна из трех супер платформ. которую нужно вывести из дока.

Две другие загораживают ей дорогу. Одна самоподъемная буровая установка, другая полупогружная. Теоретически уладить эту проблему несложно. Надо заполнить весь док водой. Платформы всплывут. Затем нужно открыть ворота и отбуксировать их одну за другой. На самом деле это очень сложна задача. Это невероятно сложный процесс. На вывод трех платформ отведено два дня. Это опасная операция. Размеры буровых установок очень большие, расстояние между ними маленькое и если во время буксировки они столкнутся или ударятся о стены дока, будет катастрофа. Необходимо быть очень осторожным, потому что малейшее повреждение нефтяных установок или дока будет стоить нам миллионы долларов. операцию по выводу платформы с дока называют спуском на воду. Их необходимо вывести именно сейчас, потому что пространство сухого дока - это самая ценная недвижимость верфи.

Чтобы производственный процесс продолжался согласно плану, сухой док надо освободить для следующей серии буровых установок. Однако неосторожность при выводе платформа с дока может принести серьезные последствия окружающей среде. После сборки корпуса в доке остаются много обрезков меди и стали. Здесь ужасный беспорядок. Если в доке не прибраться, то металлический мусор может загрязнить Сингапурский или другой пролив. К утру рабочие заканчивают работу. Они устанавливают красный флаг, означающий что они готовы заполнять док водой. Это больше напоминает струйку, чем фонтан. При такой скорости док будет заполняться водой всю ночь. А время идет.

К утру уровень воды в доке может подняться всего на 6 метров. Этого мало. Неожиданная задержка обернется дополнительными затратами и потерей времени. Это операция должна быть сделана в срок и всегда сопряжена с риском. Это может сделать не каждый. Это требует большого мастерства. Выводит установку надо так, чтобы она ни за что не задела. Везти ее надо очень плавно и медленно. Но везти ее плавно будет затруднительно, если во время этой операции будет идти ветер и дождь. Если налетит буря, вывод установки из дока придется остановить, а это может нарушить плотный график. Три буксирных судна стоят на готове. У морских буровых установок нет двигателей, с помощью которых они могли бы выйти из дока. Медленные, едва заметные ворота дока начинают опускаться.

Наконец сами буксиры берутся за дело: полупогружная буровая установка начинает двигаться на открытую воду. Но удача может отвернуться, если Боги погоды не на его стороне. Чтобы предотвратить неправильное перемещение полупогружной и других установок, необходимо закрыть ворота дока, пока погода не нормализуется . Если шквалистый ветер стихает, то необходимо сразу же пользоваться благоприятным моментом. Буровые установки необходимо отбуксировать в гавань. Установка может быть на столько большой, что даже самые мощные буксиры не могут набрать скорость.

Пока погода не изменилась, к воротам подтягивают все буровые установки. Если повезет, то ветер даст возможность им поработать. Вывести другие установки может оказаться поздно и придется ждать следующего утра. Когда платформа достигает своего места, нужно завершить строительство и для этого ее устанавливают на три платформы. Но подъемное устройство еще не испытывалось. Если оно откажет, это будет большой неудачей. При тестировании запускают 36 моторов. Буровая установка впервые достигает своей высоты. Даже если установка выдерживает испытание, работа не прекращается. Впереди еще 6 месяцев упорного труда. Работа продолжается. Ее ждут большие испытания в Северном море.

При бурении гигантская морская установка пробурила более 3 тысяч метров. После этого проверяют фрагменты выбуренного грунта, взятого из скважины. Их осмотр покажет через какой скальный слой пробивается бур в данный момент. Если это прочный гранит или мрамор, то это может стать причиной медленного бурения. Правда причиной медленного бурения может стать неподдающаяся бурению скважина. Тогда рабочие потеряют более 40 дней, а компания - более 2 млн долларов. Выявить проблему можно, только если поднять 3000 м буровой трубы. Это самое неприятное в работе бурильщика. Надо поднять трубу, отсоединить и установить на краю буровой площадке все 20 метровые секции. Это тяжелая грязная работа.

Буровой раствор всюду. Приходится доставать из воды более трех тяжелый секций. Такая трудная работа одним бурильщиком не под силу. Для этого ему приходит на помощь механическая рука (кран), помогающая установить трубу на место. Направлять его действия - дело рискованное. Луди у нижнего края трубы сверху кажутся муравьями и их очень тяжело распознать. Поэтому необходимо полагаться на видео-монитор и жесты.

Не смотря на меры предосторожности, это опасная операция. Если рабочий ослабит захват механической руки слишком рано, то труба просто упадет на рабочего. Извлечение всех труб из скважины занимает более 8 часов. Эти большие усилия могут быть напрасны, если рабочие нее смогут выяснить причину возникновения проблемы медленного бурения. Обычно при подъеме последней трубы становится понятно, что стало причиной медленного бурения. Как правило, это поврежденная головка бура. При осмотре чаще всего обнаруживается отсутствие нескольких алмазных резцов. Буровая головка с алмазными резцами, вращающаяся в скважине, может серьезно повредиться даже после нескольких часов работы.

Бурильщики устанавливают новую буровую головку и закрепляют на первой трубе. Они отправляют новую буровую головку в скважину и снова соединяют 300 труб. Пройдет еще 8 часов, прежде чем головка достигнет дна скважины. Бурение должно продолжаться, но они потеряли драгоценное время.

Изнурительный день

Когда на буровой площадке дела не ладятся, бурильщики работают с удвоенной энергией. после 12 часов работы и 8 часов сна оставшиеся 4 часа отдыха проходят незаметно. В это время рабочий приводит себя в порядок. Человек чувствует как белка в колесе. Почти все бурильщики делят между собой крошечную каюту с коллегой, но они редко видят друг друга. Один работает в дневную смену, другой по ночам .Во время еды людям просто не хватает ил на разговоры. После ужина бурильщики стараются как следует отдохнуть. Но о работе забыть трудно. Ты находишься в замкнутом пространстве. Куда не пойдешь - все напоминает о том, что Ты на работе. Даже на палубе скучающему по дому бурильщику остается смотреть на море и надеяться, что оно пролетит быстро.

Рабочие отдыхают как могут: занимаются бодибилдингом, отдыхают на массажных креслах, общаются с друзьями, даже смотрят детские фильмы. Со временем рабочие становится одной семьей и как бывает во многих семьях устают от долгого общения. Но в этом есть и свои плюсы: две недели полного труда сменяются двумя неделями отдыха в доме. Ради большой зарплаты рабочим приходится идти на большой риск. От холодной воды Северного моря их защищают только три тонкие опоры.

Опоры для буровых установок

Опора - самая важная часть морской буровой установки. Платформа Александра Килон доказала это, когда рухнула в Северное море во время шторма в 1980-ом году. Погибло 123 человека. Причина - треснувшая опора. Одна дефектная деталь опоры может привезти к катастрофе. Создание опоры, способной выдерживать суровые погодные условия, - очень сложная задача. Такая задача стоит перед инженерами Сингапурской верфи. Главный инженер испытывает виртуальную модель опоры в виртуальном шторме. В зависимости от увеличения или уменьшения нагрузки на опоры, цвет изображения на мониторе компьютера меняется. Красное означает наибольшую нагрузку.

Определив с помощью анализа места, которые подвергаются наибольшей нагрузке, инженеры изменяют конструкцию опоры с целью ее усиления. Новая секция опоры готовится к отправке платформы, которые выводят из дока. Ее высота 34 метра, а весит она столько же, сколько 35 слонов. Как же установить на буровую установку такую длинную тяжелую конструкцию. Ни один из кранов на верфи не справится с этой задачей. н помощь приходит Геркулес.

Этот плавучий кран высотой 25 метров - один из самых больших в мире. Он настолько мощный, что может поднять сразу десяток секций опоры. Но закрепить их на кране очень сложно. На помощью приходят люди-пауки. Обычно работая на высоте, они пользуются страховочными ремнями или мостками. Но эти люди хорошо подготовлены и не используют эти приспособления.Они легко взбираются по 30-метровой лестнице. Поднявшись на высокую платформу, люди-пауки прикрепляют канаты, свисающие с крана, на каждом углу опоры. Ее опускают на твердую землю. Начинается подъем. Свисающая с огромного крана 34-метровая опора кажется игрушкой.

Кран приближается к буровой установке и ее команда готовится принять очередную секцию опоры. Рабочие устанавливают новую секцию на старую. Теперь их необходимо соединить прочнейшим сварным швом. В ближайшие недели объединение секций продолжится, пока они не поднимутся на 130 метров. Это чуть ниже пирамиды Хеопса. Но для завершения строительства морской платформы одной установки опор мало. Срок ее сдачи неминуемо приближается.

В распоряжении рабочих Сингапурской верфи остается немного времени. На главной палубе буровой установки очень часто лежит нагромождение больших конструкций, а внизу нужно еще установить приборы и оборудование. Объем работы колоссальный. Руководитель должен следить за всеми рабочими и делать все, чтобы буровая установка была построена вовремя. В сухом доке в ее строительство принимало бы участие более 800 человек, но для завершения работ руководителю нужно всего лишь 300. Руководить такой работой большая нагрузка на нервы, даже при благоприятных условиях руководитель должен одновременно быть в разных местах. Естественно он не уверен, что его рабочие смогут сделать все до срока сдачи объекта. Например, превратить эту железную коробку в морской отель на 122 человека, оборудовать кают-компанию с кухней хорошего ресторана, где одновременно будут работать 50 голодных бурильщиков.

А еще это буровая площадка. Пока это каркас с бурильным оборудованием, висящим в пустой буровой вышке. Но как только платформа окажется над запасами нефти работа здесь закипит. В Северном море морская буровая установка непрерывно продолжает работу. Буровая головка вращается в 3,5 км от платформы. Можкт возникнуть очередная сложная ситуация: головка может приблизиться к водяным карманам, где находится соленая вода под очень высоким давлением. Если бур войдет в один из них, то вода устремится вверх, полностью разрушит скважину и повредит буровую платформу.

Рабочий должен провести бур между опасными зонами. Изменяя вес буровой трубы, он может изменять направление движения буровой головки. Но когда бур удален на 3 км, приходится действовать почти в слепую.

Информацию у местонахождении бура передает зонд, находящийся рядом с головкой. Если рабочий внезапно теряет сигнал зонда, то команда не сможет определить на каком расстоянии от кармана находится бур. Это очень опасно. Бурение немедленно прекращается. Они проверяют оборудование, надеясь, что это всего лишь сбой в программе компьютера. Но если сигнала по-прежнему нет, до дело не в компьютерной программе, а в зонде, сигнал которого не доходит.

Придется опять поднимать трубу из скважин - все 400 секций в течение 8 часов. Чаще всего зонд стоимостью 700 тысяч долларов просто застревает в трубе. Рабочие понимают, что это высокоготехнологичное оборудование и поэтому с ним пытаются работать осторожно. Если же зонд не поддается, то приходится применять силу. Когда зонд вытащен, на его ремонт нет времени, поэтому рабочие просто используют запасной. Зонд всегда показывает опасность прохождения бура между водяными карманами.

Когда наконец-то газ найден в недрах Северного моря, осуществляется сбор извлечение буровой трубы. Потом скважину соединят с трубопроводом, идущим к берегу. Задача морской буровой установки будет выполнена,ее снимут со стационарной платформы и отбуксируют к новому месту работы в штормовом Северном море.