Нефть - основа современной жизни. Она во всем: в нашей пище, в наших домах, в наших автомобилях. Это важнейший предмет мировой торговли. Но что было бы, если бы вся нефть на Земле вдруг исчезла. Какими станут наши города? Как мы будем жить? Что будет с нами самими? Представьте, что случилось непоправимое - на нашей планете не осталось ни капли нефти.{
Последствия
Нефть. Последние 150 лет люди активно добывают нефть, универсальное ценное топливо которое сделало наш мир таким, каким мы его знаем. Нефтяное месторождение на реке Керн в Калифорнии содержит более 500 млн барр нефти. Этого хватило бы для всей Америки на целый месяц. Что будет, если все это пропадет? И то же самое произойдет по всему миру от Саудовской Аравии и Северного моря до нефтяных песков Канадской провинции Альберте. Представим, что нефть, необходимая для машин, самолетов и заводов, вся нефть, скрытая под землей вот-вот исчезнет.
Из недр земли поступил тревожный сигнал. Мы добыли более триллиона баррелей нефти и, как считается, что еще столько же осталось. Еще вчера один завод перерабатывал примерно 300 тыс барр/год, и вдруг ничего не осталось. Нефтяной кризис, которого так долго боялись, наконец, наступил. Результаты будут непоправимы. Теперь наш мир изменится навсегда.
1 день спустя после начала нефтяного кризиса
Нефть перевозят в танкерах. И сейчас тысячи таких судов везут нефть по всему миру. Страны экспортеры, в том числе Россия и Саудовская Аравия, срочно отзывают свои суда. Для США это тяжелый удар, ведь эта страна - крупнейший импортер в мире. Ежедневно в США перерабатывается более 8 млн барр нефти, но потребляется в 2 раза больше. И вдруг оказалось, что стране не хватает этих 8 млн барр. Люди понимают, что, возможно, это последний шанс заправиться.
Так было во время нефтяного кризиса 1973 г, когда на заправках по всей Америке не хватало бензина. И теперь более 100 тыс заправок оказались без топлива. То же самое происходит на заправках по всему миру. Цены на бензин взлетели до небывалых высот. У многих стран есть нефтяные запасы. Только в США имеется 725 млн барр нефти сырца. Правительство принимает особые меры, чтобы сберечь остатки нефти. И самолетам, и кораблями, и поездам нужно топливо, которое производится из нефти. Остановлены все перевозки, кроме самых необходимых. На дорогах пусто, авиарейсы отменены. 4 млн пассажиров со своими билетами не смогут вылететь. Сотни тысяч тонн грузов тоже останутся в аэропортах. И грузовые, и пассажирские перевозки полностью прекратились.
Экономический крах не заставил себя ждать. Людей охватила настоящая паника, сильнее, чем после теракта 11 сентября. Правительство США вынуждено остановить биржевые торги. Акции нефтяных компаний обесценились.
В США более 400 тыс человек работают на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, и теперь все они оказались не удел.
Никто не знает, что будет дальше. Тысячи заводов, не связанных с нефтяной промышленностью, также закрылись. Миллионы людей остались без работы. В США ежедневно расходовалось 10 супертанкеров нефти на самые разные нужды. Только на одном сталелитейном заводе сжигалось более 1 тыс барр/сутки. Но теперь нечем разжигать домны, и не из чего делать сталь. А без стали не будет новых домов, не будет автомобилей. Но дело не только в стали. Нефть - одна из самых полезных ископаемых на планете. За миллионы лет под воздействием высокой температуры и давления из останков растений и животных образовывалась черная жидкость, из которой можно делать все, что угодно: от зубной пасты до помады, от полиэстера до пластика, но теперь она исчезла.
Исчезновение нефти сказалось на всех сферах нашей жизни - на здравоохранении , питании ,энергоснабжении. Но самое страшное еще впереди.
5 дней спустя после начала нефтяного кризиса
В стране введено чрезвычайное положение, и Нацгвардия патрулирует улицы. Прошло всего 5 дней, как исчезла нефть. Жизнь людей всего мира разрушена. Все продуктовые склады Северной Америки закрыты. Из одной только Калифорнии отправлялись 1,3 тыс грузовиков развозивших свежие овощи и фрукты по всей стране. Они доставляли продукты на центральные склады, откуда их развозили по магазинам, но теперь грузовики нечем заправлять. Сильнее всего пострадали крупные города, такие как Нью-Йорк. В год один человек съедает столько, сколько можно вырастить на поле для американского футбола. До исчезновения нефти поход в магазин был обычным делом для всех американских граждан. Но теперь у дверей магазинов стоят вооруженные охранники. Когда-то 30% овощей не попадали на прилавки из-за плохо товарного вида. Но сейчас люди берут продукты любого качества. Почти 25% овощей и фруктов импортировались из других стран. Но это 5 дней назад, а теперь продукты не достать.
На фермах тоже свои трудности. Нужно как-то прокормить животных. Взрослая корова ежедневно съедает 45 кг корма, свинья 3,5 кг. Но теперь корм не поставляют, и животные умирают от голода. Ненадежная система энергоснабжения полностью разрушена. Электричество невозможно выработать без угля. 40% электричества производится на электростанциях, где сжигается уголь. Например, английская станция использовала уголь из США, по стране его транспортировали на поездах. Электричества, полученного от одного вагона угля, хватает на сутки снабжения небольшого города. Но теперь, когда нет топлива, поезда встали. В США повсюду отключается электричество. Из всех штатов больше всего страдает Флорида. В отличие от других штатов, в Флориде электричество получают в основном сжиганием нефтепродуктов. В крупных больницах есть свои электроподстанции. Но они работают на дизельном топливе. В больнице Майами остался последний бак топлива, но этого хватит всего лишь на 10 часов. И тогда на рушащийся мир опустится ночь.
Закон уже не властен. Мародеры бродят по улицам, подбирая все, что только можно. Люди в отчаянии, они ищут не только еду. Дизельные двигатели могут работать на растительном масле как свежем, так и на отработанном. К тому же дизельный двигатель на 30% эффективнее бензинового. С ним расход топлива среднем 7 л на 100 км. Пока есть растительное масло, некоторые трейлеры еще смогут ездить.
30 дней спустя
Прошло 30 дней с тех пор, как исчезла нефть. Во всем мире ищут выход из кризиса. Сейчас стоит вопрос о функционировании самых необходимых служб. Оставшуюся нефть перерабатывают в дизельное топливо для поездов. Возобновились поставки угля на электростанции. По всему миру восстановлено электроснабжение. Но в США ситуация осложняется тем, что действует множество автономных электрических сетей, никак не связанных между собой. Во Флориде, где электричество производится сжиганием нефтепродуктов, по-прежнему наблюдаются перебои в электроснабжении. На оставшемся топливе снова пущены пассажирские поезда. Только на них доставляют еду в голодные города. Но на это уходят последние запасы нефти. В США этих запасов едва ли хватит еще на 11 месяцев.
CША раньше были страной автомобилей, но теперь здесь пусто. Вряд ли здесь будет когда-нибудь столько автомобилей как раньше. В Америке 235 млн автомобилей на бензине. 1 л бензин дает столько энергии, сколько вы потратите, если лично будете толкать машину 9 км. Но стране нужны машины, и она не может существовать без них. Половина населения живет в небольших городах, и большая часть товаров возится из других мест. Безбедная жизнь в мелких города закончилась, как только исчезла нефть.
В стране, где невозможно жить без автомобиля, люди отчаянно ищут замену нефти. На Среднем Западе 400 тыс фермером засевают свои поля, но там, где раньше росли овощи, теперь растет соя, потому что из соевого масла можно делать дизельное топливо. Есть и другой заменитель нефти. Из кукурузы производят этанол, на котором может работать бензиновой двигатель. 600 тыс км2 земли теперь засеяны кукурузой, из которой будут делать топливо.
А вот и доказательство, что этанол - выход. По дорогам Бразилии по-прежнему ездят машины, и при этом запасы нефти не расходуются. Здесь машины заправляют этанолом, который производится из сахарного тростника. Такого уровня жизни Северная Америка достигнет только через несколько десятилетий. Однако есть мнение, что исчезновение нефти - еще не конец света. Зато на дорогах США появились тысячи электромобилей. В мире без нефти электромобиль это машина будущего. Но прежде, чем попасть в будущее, нужно пережить холодную страшную зиму.
5 месяцев спустя
Прошло 5 месяцев с тех пор, как в мире исчезла нефть. Во всех крупных американских городах закрыты продуктовые склады. На железнодорожных станциях собираются очереди. Вместо свежих продуктов - сухое молоко и рис. И все равно еды не хватает. Последние запасы топлива уходят на поставки продуктов питания и угля, заправки автомобилей спецслужб. Но ни на что другое его уже не остается. В США сокращают расход нефти, пытаясь растянуть последние баррели. Но, если в ближайшее время не будет найдена полноценная замена нефти, то в ближайшее время придется прекратить все поставки. Еду в города не ввозят, мусор не вывозится с улиц. В Нью-Йорке 6 тыс машин вывозили мусор, расходуя 75 млн л/год дизтоплива. В мире без нефти вывоз мусора - непозволительная роскошь. Но, несмотря на то, что города практически отрезаны от снабжения, людям грозит голод, а впереди ожидает холодная зима.
За 9,6 тыс км от США, в Саудовской Аравии - экономический крах, и неудивительно, ведь 90% доходов страна получала от экспорта нефти.
Япония, Осака. Одна из последних поставок продуктов. В прежние времена сюда импортировалось 60% продуктов питания. Населению одной из самых процветающих стран мира грозит голод.
Запасы нефти уменьшаются с каждым днем. Люди понимают, что правительство не в силах ничего сделать. В подвалах и гаражах кипит работа. Люди пытаются сами изготовить топливо для своих автомобилей. Некоторые стали неплохо разбираться в химии, и они умело соединяют метанол со щелоком и другими препаратами. Новое биотопливо готовят прямо на дому. Это небезопасно. Но в результате экспериментов люди смогут передвигаться по стране на автомобилях. Впрочем, такое топливо подходит только дизельным двигателям. И все же это не выход, такого топлива не хватит надолго.
Найти реальную альтернативу бензину и дизелю не так-то просто, однако это возможно. В этом году в Америке было посажено в 2 раза больше сои, чем в прошлом, и из нее было выработано почти 2 млрд л биотоплива. И все же это составляет менее 1% от общего объема топлива, которое расходовалось в Северной Америке за год до того, как закончилась нефть, и до следующего урожая рассчитывать не на что.
Кукуруза, из которой добывают этанол, тоже дает урожай не круглый год. За последние 5 месяцев из кукурузы получено больше топлива, чем когда либо. Однако теперь страны оказались перед тяжелым выбором. На что пустить следующий урожай: на топливо или на еду?
Но голод - не единственная проблема. В больницах не хватает необходимых препаратов и материалов. Каждый год в больницах использовалось более 15 млрд резиновых перчаток. Фартуки, гели, а также многие медикаменты изготавливались из нефти. В условиях нехватки лекарственных средств по стране начинают распространяться различные заболевания.
Несмотря на то, что творится в больницах, некоторые люди не хотят покидать города. Каждый день новые проблемы. За год то и дело происходят возгорания в трансформаторах. Однако теперь каждый такой пожар это настоящая катастрофа. На дорогах скопились брошенные владельцами автомобили, и пожарные не могут добраться до очагов возгораний. С приходом зимы ситуация значительно усложняется. Жителям северного полушария приходится решать непростую задачу. Оставаться в больших городах, где не хватает еды и лекарств, или уехать за город.
На улицах опустевших городов остаются миллионы автомобилей. Брошены даже те машины, которые работают на растительном масле. При низкой температуре масло густеет и становится вязким. Фильтры забиваются, и двигатель перестает работать. Северные города превратились в занесенные снегом островки стекла и бетона. Нет ни еды, ни топлива. Жители покинули эти бетонные пустыни.
Пытаясь выжить, люди бегут на север страны. Они берут с собой все, что можно унести. В основном это консервы, на которых можно перенести зиму. Приходится заниматься охотой и рыболовством. Взрослый мужчина в среднем потребляет 210 тыс калорий за зиму. И это будет долгая холодная и очень трудная зима.
1 год спустя.
В стране голод страшнее, чем в середине 80х, когда погибло более 1 млн человек. На этот раз по прогнозам специалистов, число жертв может возрасти до 20 млн. Правительство объявило, что нефти осталось не более 250 млн барр. Два из четырех нефтехранилищ опустели. Прошел год, как закончилась нефть. Страны изолированы друг от друга. Когда-то из портов на западном побережье Америки отправлялось около 55 тыс контейнеров в день, теперь здесь непривычно тихо. То же самое наблюдается по всему миру. Порты закрыты во всех странах от России до Японии. Международная торговля остановилась. В портах ржавеют автомобили с бензиновыми двигателями. Армия утратила свое значение. В США министерство обороны было одним из самых крупных потребителей топлива. Ежегодно ведомство тратило на топливо около 180 млрд долл США. Сейчас танки и самолеты стоят в ангарах. Полицейские, пожарные и автомобили скорой помощи ездят на этаноле - топливе, выработанном из растений. Их двигатели даже не нужно пересобирать для нового топлива, требуются только незначительные изменения. Однако этанола хватает только на машины экстренных служб. Другим водителям приходится туго.
Во всем мире стало ясно, что этанол не выход. В США на выработку этанолового топлива пошло около 48% всего урожая кукурузы. Но это не слишком помогает в сложившейся ситуации. К тому же кукуруза нужна не только для топлива, но и для питания.
В то время как для людей отсутствие топлива - настоящий кошмар, для многих животных это облегчение. Каждый год под колесами машин погибает сотни миллионов животных - лоси, олени, лягушки и многие другие. В этом году популяция значительно выросли. А вот домашним животным не повезло. Когда закончилась нефть, животным перестали поставлять корма и животных оставили на произвол судьбы. Сотни миллионов коров свиней и кур погибли от голода.
В мире без нефти будущее сельского хозяйства напоминает его прошлое. Птицефабрики и мясокомбинаты закрылись. И во многих странах люди лишись привычных продуктов. Теперь они едят, что вырастили сами. Во всем мире люди перешли на натуральное хозяйство. Даже в городах начали возделывать землю. На окраинах люди выращивают все, что можно вырастить.
В 2005 г на Новый Орлеан налетел мощный ураган Катрина. На то, чтобы восстановить город, ушло несколько лет. Но тогда еще была нефть, теперь же ее нет. Однако ураган не единственная проблема. Появляются болезни. Людям все труднее добраться до больниц. А ведь именно сейчас им чрезвычайно нужна медицинская помощь. Те, кто берет остатки бензина, в ужасе. Выяснилось, что хранить бензин бесполезно. Со временем он окислился, и год спустя топливо стало непригодным. Мир, который казался таким надежным, рушится прямо на глазах.
10 лет спустя
Прошло уже 10 лет, с тех пор как на Земле нет нефти. Все изменилось не только на Земле, но и в космосе. Люди больше не посылают в космос ракеты. Раньше на орбите работало много спутников, которые обеспечивали связь. Они выходят из строя, но заменить их теперь невозможно. В мире без нефти вышедшая из строя электроника стала источником металлов. То, что когда-то выбрасывалось за ненадобностью, теперь ценно. В 1 т сотовых телефонов содержится более 275 г золота, около 135 кг меди и около 2,5 кг серебра. Теперь, когда нарушена мировая торговля, эти металлы стали особенно ценными.
Впрочем, сейчас в дело идет не только старая электроника. Пластик разлагается сотни лет. Люди собирают и перерабатывают выброшенные пластиковые бутылки и контейнеры. Перерабатывается все, что только можно переработать. Перерабатывают не только отдельные люди, переработка идет на государственном уровне.
90% процентов корабля можно переработать и заново использовать, в основном это, конечно, сталь, необходимая для строительства домов. Много грузовых кораблей отправили на переплавку. Однако некоторое количество судов все-таки осталось. Сотни катеров и кораблей теперь работают на биотопливе.
Литий везут из Боливии в Северную Америку, где его добывают тоннами на знаменитом солончаке. Литий используется для изготовления самых эффективных электрических батарей и аккумуляторов. В новых условиях электричество должно частично заменить нефть. Промышленные мощности Боливии стремительно развиваются. На планете без нефти Боливия стала играть ключевую роль в мировой экономике, заняв положение Саудовской Аравии. Конечно, биотоплива пока недостаточно, чтобы восстановить мировую торговлю.
Однако появился другой вид биотолпива. Его производят из водорослей, и, с точки зрения используемой площади, оно в 7 тыс раз выгоднее, чем другие виды биотоплива. Водоросли несложно выращивать. Они практически не нуждаются в удобрении. Через 10 лет после того, как пропала нефть, люди используют 38 млрд л биотоплива из водорослей.
Однако на самолеты топлива пока не хватает. Коммерческие полеты, грузовые и пассажирские перевозки по-прежнему обходятся слишком дорого. Между тем, другие транспортные средства доставляют все необходимое в больницы по всему миру. На дороги вернулись около 2 млн грузовиков. Они везут в больницы необходимые медикаменты и расходные материалы. Перчатки, шприцы, трубки для капельниц - все это теперь делается из природного газа. В больницах стало чище - важный шаг для городов.
По всему миру жизнь людей радикально изменилась. Но эти изменения стоили очень дорого. Число человеческих жертв было огромным. Люди потеряли своих родных и близких, привычный мир рухнул. За 10 лет без нефти люди как-то приспособились к новым условиям. Однако впереди еще немало новых серьезных изменений.
40 лет спустя
Прошло 40 лет с тех пор, как на нашей планете исчезла нефть. Это новый мир, который оказался чище прежнего. Вот уже 40 лет не летают самолеты, автомобили не выбрасывают бензиновые выхлопы, заводы, сжигавшие нефть давно закрылись. Только в Северной Америке количество загрязняющих веществ ежегодно уменьшается на 3 млрд 100 млн т. В США люди возвращаются в некоторые северные города. Они ремонтируют здания, восстанавливают дороги, а в заброшенных квартирах выращивают овощи.
Промышленная держава превратилась в аграрную страну. Автостоянки и парки засадили растениями, пригодными для пищи. В Нью-Йорке возделывается территория Центрального парка площадью почти в 4 км2. Теперь есть чем накормить тех, кто возвращается в Нью-Йорк. Город фактически живет натуральным хозяйством. Ушли в прошлое времена крупных продуктовых поставок в мелкие города. Магазины закрыты и заброшены. Бензина больше нет. Запасы нефти кончились.
На дорогах снова появились машины, но они не похожи на прежние. Когда-то автомобили весили в среднем 1800 кг, но им на смену пришли электромобили, и они значительно легче. Кузов и двигатель у них не из металла, а из менее тяжелых материалов, таких как углеродное волокно. Однако стоят они недешево. Для аккумуляторов нужен литий, а его запасы ограничены.
Чтобы восстановить до прежнего уровня морские и сухопутные грузоперевозки, начали использовать биологическое топливо, которое производится из водорослей. В Северной Америке построили огромные биореакторы: 39 тыс км2 засажены водорослями, из которых производится все необходимое для страны топливо. Биологическое топливо проводится по трубопроводам, по которым когда-то текла нефть. Повсюду в мире становится все больше электромобилей. Благодаря электропоездам становятся возможными путешествия. Разрастаются населенные пункты вокруг железнодорожных станций. Остальные города постепенно пустеют.
Нефтяные разработки положили начало небывалом подъему во всем мире. Всего за 150 лет население нашей планеты выросло в два, а потом в три раза. Благодаря нефти увеличилось производство продуктов питания, расцвела мировая торговля. Когда нефть исчезла, все изменилось. Города, дороги, даже небо стало не таким, как раньше. Мир без нефти совсем не похож на тот, к которому мы привыкли.