Ремонтно-изоляционные работы (РИР) - одно из основных средств по увеличению степени извлечения нефти из пласта.
Как повысить качество изоляционных работ? О своем опыте в решении этого вопроса рассказывает специалист компании Югсон-Сервис.
РИР скважин проводят в случаях, когда необходимо:
- обеспечить изоляцию продуктивных объектов от вод,
- создать цементный стакан на забое скважины или цементный мост в колонне,
- перекрыть фильтр при переводе скважины на выше - или нижезалегающий горизонт,
- создать цементный пояс в призабойной зоне скважины для надежной изоляции,
- перекрыть дефекты в эксплуатационной колонне,
- изолировать продуктивные горизонты друг от друга в интервале спуска эксплуатационной колонны или хвостовика при зарезке и бурении второго ствола,
- закрепить призабойную зону скважины с целью уменьшения пробкообразования.
Основное требование к технологии - обеспечение закачки рабочих растворов изоляционного агента в скважину и продавливание в изолируемый интервал. Это достигается за счет исключения из технологии условий и операций, способствующих разбавлению рабочих растворов, а так же в результате заполнения скважины однородной по плотности жидкости; применение рабочих растворов плотностью большей, чем плотность жидкости, заполняющей скважину; использования разбуриваемых пакеров.
Значительный объем при капитальном ремонте скважин занимают ремонтно-изоляционные работы (РИР), связанные с восстановлением целостности и герметичности обсадных колонн, целостности цементного кольца, ограничения притока вод и межколонных перетоков, а также отсечения интервалов обсадных колонн с помощью цементных мостов для перехода на эксплуатацию выше лежащих горизонтов, для забурки боковых стволов, для проведения ГРП.
Часты случаи, когда, установив цементный мост напротив изолируемого интервала, обнаруживают его не на расчетной глубине. Это наблюдается в скважинах с высокой приёмистостью и посаженным пластовым давлением. В скважинах с высоким пластовым давлением и большим газовым фактором цементный мост во время ОЗЦ «прошивается» и операцию приходится проводить несколько раз до получения положительного результата.
Для решения проблемы повышения качества ремонтно-изоляционных работ, сокращения сроков ремонтов, а также снижения затрат на их проведение на нефтепромыслах Западной Сибири и не только, было внедрено оборудование компании Югсон-Сервис - разбуриваемые мостовые пробки серии ПМ, ПМЗ.
Мостовые пробки выпускаются в нескольких исполнениях.
Рассмотрим 2 определённых типа:
- ПМ (пробка мостовая) - для перекрытия интервала изоляции э/к,
- ПМЗ (пробка мостовая заливочная) - для проведения заливки в подпакерной зоне. Выпускаются в исполнениях с перепадом давления 35 МПа и 100 МПа.
Технология установки пробок мостовых заключается в спуске компоновки, состоящей из пробки мостовой ПМ или ПМЗ, гидравлической установочной компоновки ГУК. При необходимости проводится привязка партией геофизиков. Путем создания давления в НКТ гидравлический узел воздействует на пробку мостовую, тем самым пробка мостовая деформируется и уплотняется в межтрубном пространстве. При достижении заданного давления 17-18 МПа гидравлический узел разъединяется от пробки. В случае установки пробки мостовой ПМ производится опрессовка и подъем гидравлического узла. При установке пробки мостовой заливочной производится проверка приемистости и закачка тампонажных материалов в подпакерную зону непосредственно через ГУК. После извлечения гидравлического узла из пробки ПМЗ срабатывает обратный клапан, тампонажный материал остается в подпакерной зоне под давлением. ГУК извлекается. Гидравлический способ посадки позволяет гарантированно безотказно производить установку пробок мостовых в наклонно-направленных и горизонтальных скважинах.
Пробка мостовая ПМ (рис. 1) используются для:
- отключения нижележащего пласта без установки цементного моста, при подготовке скважины к РИР или ГРП,
- отключения интервалов обсадной колонны на разведочных скважинах при переходе на вышележащий пласт,
- также могут применяться в качестве опоры для клина отклонителя при зарезке боковых стволов.
Рис 1 Схема применения ПМ и ПМЗ.
Применение мостовых пробок ПМ в отличие от обычных цементных мостов за счет отсутствия дополнительных СПО и отсутствия ОЗЦ - 24 часа позволяют в разы сократить продолжительность и стоимость ремонта. Использование пробок мостовых позволяет устанавливать их с очень высокой точностью, в отличие от цементного моста который в нередких случаях приходится дополнительно подбуривать, неся затраты на дополнительные СПО. При отсечении продуктивного пласта не происходит его загрязнение, что особенно важно при работе с пластами с низкими фильтрационными свойствами.
Пробки мостовые заливочные ПМЗ рекомендуется применять для изоляции продуктивного пласта, ликвидации негерметичности колонны или заколонного перетока.
Благодаря наличию обратного клапана в конструкции пакера ПМЗ спуско-подъемные операции можно производить сразу после цементировочных работ, что в свою очередь сокращает время ремонта и ускоряет ее ввод в эксплуатацию.
Пробки мостовые изготавливаются из легко разбуриваемых материалов, защищены от эффекта подшипника при бурении, благодаря чему среднее время разбуривания на сегодняшний день составляет 2 - 4 часа. На гистограмме (рис. 2) представлен сравнительный анализ изоляционных работ с применением материалов и пробок мостовых.
Применение мостовых пробок заливочных позволяет повысить качество изоляционных работ. За счет качественного ремонта увеличится продолжительность межремонтного периода.
Рис. 2 Гистограмма применения ПМ и ПМЗ.
English announcement
Repair and insulation works (RIRs) - work to block the pathways of water in the production zone of the well and disconnect the individual layers and water-bearing intervals. This work is one of the main means to increase the degree of extraction of oil from the reservoir. How to improve the quality of insulation work? About his experience in dealing with this question says the expert of the company OOO "Yugson-Service".
Автор: А. М. Жигалов, Югсон-Сервис