USD 79.8714

+0.2

EUR 92.8583

-0.09

Brent 66.17

+0.06

Природный газ 2.795

0

5 мин
566

Производители технических жидкостей переходят на современные решения для хранения и перевозки

Производители технических жидкостей переходят на современные решения для хранения и перевозки

Источник: recraft.ai

Москва, 12 авг - ИА Neftegaz.RU. На фоне растущего спроса на эффективные решения для хранения и транспортировки промышленных жидкостей, интерес к полимерной таре в России стабильно растет. Потенциал её применения в сегменте горюче-смазочных материалов в России составляет 2 миллиона единиц, для химических продуктов — еще полмиллиона. Такие данные были озвучены на круглом столе производителей полимерной бочки, организованном компанией СИБУР. Эксперты отмечают, что на рост интереса к полимерной таре влияет не только удорожание металла, но и целый ряд эксплуатационных и логистических факторов.

Многообещающие достоинства

Стандартная полимерная бочка вмещает до 227 литров, что примерно на 5% больше по сравнению с традиционными аналогами. При этом она почти вдвое легче, благодаря чему при загрузке 80–88 единиц удаётся перевезти на 840–924 литра продукции больше. Это позволяет существенно сократить логистические издержки: каждая 22-я фура становится «условно» бесплатной».

Конструкция полимерной бочки не имеет сварных швов, а значит и заусенцев, которые часто встречаются на металлической таре и могут привести к травме.
Благодаря скруглённой геометрии дна полимерная бочка позволяет снизить потери продукта при откачке погружным насосом на 1–2%, обеспечивая полное опустошение ёмкости.

При длительных перевозках, когда тара плотно размещается внутри контейнера, металлические бочки подвержены трению из-за вибраций, что со временем может привести к образованию сквозных отверстий. Чтобы избежать подобных повреждений, требуется усиление упаковки, что влечёт за собой дополнительные расходы. В случае с полимерной тарой подобные проблемы не выявлены.

Бочки, изготовленные из полиэтилена высокой плотности, выдерживают экстремально низкие температуры (до –50 °С) и жару: пластик не теряет своих свойств при температуре до +60°С, выдерживая прямое воздействие ультрафиолетового излучения.

Нефтегаз_бочки_2.png
Источник: recraft.ai

Химическая стойкость и прочность

Полимерные бочки стали универсальным решением для хранения и упаковки продукции в различных отраслях — от нефтехимии и производства горюче-смазочных и охлаждающих жидкостей до автомобильной, пищевой и сельскохозяйственной промышленности.
Особенно востребованы они в случаях, когда продукция относится к категории опасных грузов или требует упаковки, устойчивой к агрессивным средам.

Для таких условий необходима упаковка, способная выдерживать высокие нагрузки и соответствующая строгим отраслевым стандартам. С этой целью на заводе «Казаньоргсинтез» была разработана марка полиэтилена высокой плотности HD20532 LB. Из этого материала методом выдувного формования производятся стандартные 227-литровые бочки, которые по ударопрочности более чем в три раза превосходят базовые решения. Они демонстрируют высокую стойкость к растрескиванию и сохраняют стабильность при штабелировании, что особенно важно при хранении и транспортировке.

Помимо механической прочности, полимерные бочки обеспечивают высокий класс чистоты упаковки. Это критически важно при фасовке индустриальных масел и химических продуктов, где недопустимо наличие механических примесей. В отличие от традиционной тары, полимерные ёмкости не имеют сварных швов и острых кромок, которые могут привести к попаданию частиц краски или металлической стружки в продукт.

Полимерные бочки лишены подобных рисков. Гладкие внутренние поверхности и отсутствие сварных швов позволяют снизить вероятность механических примесей в продукте. Кроме того, полимерная тара не подвержена коррозии, что важно для сохранения герметичности и эксплуатационных характеристик наливных продуктов. Благодаря устойчивости к внешним воздействиям, включая перепады влажности и температуры, полимерные емкости подходят для хранения продукции на открытых площадках без потери качества содержимого.

Ржавое наследие

В процессе освоения Арктики в 1930-х годах на значительных территориях Крайнего Севера накопилось большое количество металлической тары, преимущественно использовавшейся для хранения и транспортировки дизельного топлива. Например, только на мысе Челюскин, самой северной точке Евразии, в тундре остается не менее 40 тысяч металлических бочек. Их утилизация вручную может занять десятилетия. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах Севера, включая Сахалин, где скопление тары также представляет собой экологическую проблему.

В отличие от пластиковых отходов, которые в большинстве случаев подлежат переработке, коррозия металла и загрязнение почвы остатками нефтепродуктов представляют собой сложные и дорогостоящие вызовы как для бизнеса, так и для природоохранных структур.

Участники круглого стола подчеркнули, что переход от металлической бочкотары к современным полимерным емкостям позволяет существенно снизить как экологические риски, так и затраты, связанные с логистикой, утилизацией и обслуживанием.

После промывки полимерные бочки могут быть использованы повторно, а в дальнейшем могут быть полностью переработаны. Полиэтилен может быть переработан 10 раз и более без потери характеристик. Полученное вторичное сырье подходит для производства товаров народного потребления, полимерных труб или используется в составе дорожных покрытий. А в компании «Казаньоргсинтез», например, около 80% бывших в употреблении бочек идет на продажу или находят повторное применение внутри предприятия.

Переработчику бочки важно знать, какой продукт в ней содержался. Для этого в компании СИБУР разрабатывают новую систему обращения с полимерными бочками б/у на рынке. Каждая бочка снабжается QR-кодом со всей необходимой информацией.

Широкие перспективы

По данным Росстата в России ежегодно производится 9 млн металлических бочек, из них 3,3 миллиона используется для химических веществ, 2,5 миллиона для ГСМ и антифризов, часть для пищевой промышленности и так далее. В настоящее время полимерная тара в России уступает по объёмам использования металлической, что обусловлено как устоявшимися практиками на предприятиях, так и ограниченной осведомлённостью о современных альтернативах. Кроме того, существуют объективные ограничения по применению полимерной упаковки: она не подходит для транспортировки ряда химических веществ, включая хлор- и фторсодержащие соединения, нафталин, бензол и масляную кислоту.

Тем не менее, полимерная тара уже находит применение в ряде отраслей и успешно используется для транспортировки как жидких, так и сыпучих веществ. Так, полиэтиленовые бочки уже используются для поставки химической продукции на месторождениях «Газпром нефти». Основным критерием выбора стала безопасность при эксплуатации: полимерная тара устойчива к агрессивным средам, герметична, не подвержена коррозии и сохраняет свои свойства в суровых климатических условиях. Кроме того, рассматривается возможность использования полимерной тары в логистике горюче-смазочных материалов (ГСМ).

По словам Юлии Румянцевой, Директора дивизиона «Жёсткая упаковка», сегодня доля полимерных бочек на российском рынке составляет 10 % (около 1 млн штук), при этом потенциал применения только в сегментах ГСМ и химии может достигать 2,5 млн штук.

В 2025 году СИБУР запустил проект по разработке полимерной бочки емкостью 216,5 л. Прорабатываются элементы конструкции: ребра жесткости, выемки, а также зоны для брендирования и нанесения этикеток. Повышенное внимание уделяется прочностным характеристикам тары, возможности ее наполнения содержимым разной плотности.

«Переход на полимерные бочки в России становится важным трендом благодаря их эксплуатационным преимуществам. В 2024–2025 годах производство таких бочек демонстрирует рост: расширяются как производственные мощности, так и география предприятий. За этот период общий объем выпуска увеличился примерно на 70%, что свидетельствует о стабильном интересе к современным решениям в области хранения и транспортировки продукции.» - комментирует Юлия Румянцева, Директор дивизиона «Жесткая упаковка».

Автор: Е. Данильчук


Подпишитесь