Почти три года назад правительством был утвержден план основных мероприятий по ре¬ализации основных направлений развития машиностроения. Планом предусмотрено подписание Мнипромэнерго соглашения с Газпромом о взаимодействии в разработке и производстве современного отечественного оборудования, технических средств, материалов, отвечающих требованиям международных стандартов. Также предусмотрено уточнение порядка проведения тендерных торгов субъектов естественных монополий, с целью их технического перевооружения и модернизации оборудования на основе высокоэффективных технологий и конкурентоспособной машиностроительной продукции отечественных производителей. Практически все крупные и средние компании проводят сегодня тендеры на поставку машин и оборудования, однако отечественным производителям по-прежнему в них трудно конкурировать. В целом, по мнению Мнипромэнерго, ситуация на рынке нефтегазового оборудования показывает наличие больших неиспользованных возможностей. Каковы же они у российских производителей нефтегазового оборудования?
ПОЗИЦИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ
Преимущества российских поставщиков нефтегазового оборудования на российском рынке очевидны:
● адаптированность оборудования к местным условиям, долговечность, надежность и универсальность;
● соответствие оборудования российским стандартам;
● расположение производств на территории России;
● сложившиеся связи производителей с потребителями;
● близость к регионам нефтедобычи;
● наличие собственной конструкторской базы, позволяющей учесть технические условия заказчиков;
● наличие у потребителей ремонтной базы;
● недорогие цены запчастей;
● обеспеченность потребителей подготовленными кадрами и соответствующей инфраструктурой.
Производители оборудования США, Европы тоже имеют свои преимущества, к которым можно отнести:
● высокое качество производимого оборудования;
● хорошие финансовые возможности;
● сложившуюся культуру производства;
● культуру сервиса;
● традиции активного маркетинга;
● наличие господдержки.
Можно оценить и конкурентные преимущества китайских компаний. Они заключаются в:
● наличии государственного субсидирования;
● низкой стоимости производимого оборудования;
● агрессивной сбытовой политике;
● предоставлении покупателю беспроцентных кредитов.
О позициях различных производителей на рынке красноречиво говорит рис. 1.
КОНСОЛИДАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Добычу нефти в России осуществляют 240 организаций, причем 11 крупных холдингов обеспечивают 90% всей добычи. Добычу газа ведет крупнейший холдинг — ОАО «Газпром».В российской промышленности актив¬но формируются крупные холдинги: в трубной промышленности это ТМК, ОМК, ЧТПЗ, энергетическое машиностроение представлено компанией «Силовые машины», в транспортном машиностроении — «Трансмашхолдинг». И другие отрасли промышленности также имеют тенденцию к формированию крупных холдингов. Этот процесс аналогичен тому, что происходит во всех развитых странах. Укрупнение компаний нефтегазового машиностроения наблюдается, в частности, в США. Например, в 2005 г., после присоединения National Oilwell к Varco, на рынке появилась крупнейшая компания National Oilwell Varco. Формирование крупных холдингов неизбежно и для успешного развития и повышения конкурентоспособности российского нефтегазового машиностроения.
ПРЕИМУЩЕСТВА КРУПНЫХ КОМПАНИЙ
Первый заместитель председателя Правительства РФ СБ. Иванов заметил: «Будущее машиностроения за крупными компаниями полного цикла. Только они могут обеспечить модернизацию производства». Крупные компании стали проводником роста в российской экономике. Они успешно привлекают средства для развития, в том числе с фондового рынка. Крупные компании отличает высокая степень доверия заказчиков. Они имеют возможности для комплексных поставок, способны обеспечить их надежность. Здесь работают квалифицированные, высокооплачиваемые специалисты. Кооперация внутри компании может дать лучшие результаты. Развитый маркетинговый блок, централизация функций снабжения, сбыта, создание сети сервисного обслуживания оборудования, наличие возможностей для успешной работы с иностранными покупателями — их отличительные черты. Российский и зарубежный опыт показывает, что планомерная работа с органами государственной власти по плечу авторитетным, имеющим прочные позиции крупным промышленным компаниям.
ПАРТНЕРСТВО
Новые возможности для партнерства промышленных и нефтегазовых компаний проявляются в подписании долгосрочных контрактов, примером чему может служить трехлетнее соглашение ТНК-ВР и ТМК на поставку труб на 500 млн доларов. Потенциал аналогичных соглашений достаточно велик, и нефтегазовые компании могут подписывать их с крупными российскими машиностроительными холдингами. На партнерстве базируются создание нового отечественного оборудования путем финансирования приоритетных НИР и ОКР, планомерная совместная работа по импортозамещению. Только благодаря партнерским отношениям возможна реализация сложных научно-технических проектов, например, разработка Штокмановского месторождения, воплощение в жизнь сахалинских и других масштабных проектов в нефтегазовом комплексе, требующих разработки и создания уникального оборудования. А реализация проектов за рубежом, например, поставка российского оборудования на рынки Узбекистана, Ливии, Венесуэлы и других стран, где активно работает ОАО «Газпром», дает новые возможности для распространения отечественного опыта за рубежом. Взаимовлияние крупных российских производителей и западных поставщиков происходит по нескольким направлениям возможного сотрудничества, будь то закупка сложных высокотехнологичных ком¬плектующих, не производящихся на российских предприятиях, использование которых часто выдвигается потребителями в качестве требования, либо приобретение лицензий на производство нефтегазового оборудования, либо организация в России совместных производств. Другими формами совместной деятельности являются субконтрактация — изготовление в России отдельных деталей по заказу западных компаний, а также стажировки и обучение российского персонала за рубежом. Следует отметить особое значение оганизации сервисных услуг (рис. 2).
ЭКСПОРТ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Приоритетными направлениями экспорта российского нефтегазового оборудования являются: бывшие республики СССР; Африка: Египет, Ливия, Алжир, Ангола, Нигерия; Ближний Восток: Сирия, Иран, Йемен; Азия: Индия, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан. В последнее время все более открытыми и перспективными становятся рынки Южной Америки (Венесуэла, Бразилия, Колумбия) и Персидского залива (Саудоская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар).И в этом сегменте рынка — преимущества у крупных промышленных холдингов. Ведь они осуществляют комплексные поставки нефтегазового оборудования; сотрудничают с профильными зарубежными министерствами и национальными нефтегазовыми корпорациями; привлекают финансовые ресурсы для участия в тендерах и выполнении контрактных обязательств, наконец, имеют возможность использовать квалифицированных (в т.ч. иностранных) специалистов с опытом работы на внешнем рынке, а также содержать представительства за рубежом (рис. 3).
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Отсутствие надежного кадрового обеспечения — одна из острейших проблем современного российского машиностроения, препятствующая развитию отрасли. В 90-е годы многие квалифицирован¬ные рабочие и технические специалисты перешли из машиностроения в другие сферы деятельности. В этот же период резко сократился приток в отрасль молодых выпускников профессионально-технических учебных заведений, которые могли бы стать основой для кадрового обеспечения промышленных предприятий на перспективу. Известно, что для подготовки квали¬фицированного рабочего требуется не менее пяти лет. Здания и станки можно приобрести, а утраченный опыт и кадры восстанавливать гораздо сложнее. Поэтому уместно предложение к нашим законо¬дателям о внесении изменений в налоговое законодательство, позволяющих не облагать налогом на прибыль расходы предприятий, связанные с оплатой обучения работников в средних специальных и высших учебных заведениях.
Зарубежный опыт государственной поддержки нефтегазового машиностроения полезен и для России. И стратегия развития отечественного машиностроения может претерпеть существенные изменения, если сравнить сегодняшние позиции нашей страны с другими нефтедобывающими странами. Тогда как в Норвегии благодаря шельфовым проектам «с нуля» создано развитое нефтегазовое машиностроение, в России сахалинские проекты по СРП реализуются на основе импортного оборудования. В Казахстане уже с 1997 г. действует Программа по развитию нефтегазового машиностроения в Республике Казахстан. Создание нового оборудования фи¬нансирует государственная компания «КазМунайГаз», а иностранные нефтяные компании, работающие в республике, ориентированы на местное оборудование. В России же отсутствуют программы развития машиностроения, а естественные монополии и нефтяные компании не вкладывают средства в разработку нового оборудования. На федеральном уровне не создано механизмов (стимулов) для ориентации нефтегазовых компаний на приобретение российского оборудования. В Китае машиностроителей кредитует экспортно-импортный банк Китая, благодаря чему наблюдается экспансия китайского нефтегазового оборудования, в том числе и в Россию. У нас экспортно-импортный банк России (Росэксимбанк) был создан еще в 1994 г., но реальной помощи от его деятельности машиностроители до сих пор не увидели, к тому же в нашей стране не существует эффективной системы государственной поддержки машинострои¬тельного экспорта. Обобщая, можно сделать вывод: российские машиностроители по настоящее время не получают практической помощи от федеральных министерств. Но есть ростки опыта, который рожда¬ется в регионах. Показателен пример Тюменской области, где губернатор В.В. Якушев определяет позицию администрации так: «Машиностроительная отрасль особенно важна для Тюменской области. Мы ясно представляем, в каком направлении нужно двигаться». И это подтверждается статистически: ежегодный прирост производства нефтегазового оборудования в Тюменской области составляет 20%.
Почему это происходит?
Нефтяным компаниям, заказывающим оборудование на заводах Тюменской об¬ласти, администрация обеспечивает частичное возмещение налога на добычу полезных ископаемых. Подготовка рабочих для машиностроительных заводов ведется за счет областного бюджета. В области до 2/3 ставок рефинансирования по банковским кредитам, которые берут машиностроительные заводы для модернизации производственной базы, компен¬сируется облбюджетом. Здесь практикуются соглашения о сотрудничестве с крупными потребителями. Администрация региона берет на себя организацию технопарков по разработке и производству нефтегазового оборудования.
От недобросовестных поставщиков серьезно страдает репутация российского нефтегазового машиностроения. Именно поэтому задача защиты внутреннего рынка столь актуальна сегодня. Мы видим способы такой защиты: Чтобы предупредить случаи продажи восстановленного оборудования под видом нового, избавиться от срыва сроков поставок, оградить потребителей от фальсифицированной продукции, необходимо создать общероссийский Реестр поставщиков нефтегазового оборудования с отзывами основных потребителей. Если экспансия китайского оборудования стала привычным для россиян явлением, а поставка его по демпинговым ценам возможна только благодаря государственным дотациям, почему бы не инициировать при поддержке Минэкономразвития антидемпинговые расследования. Необходимо также активизировать работу по за¬щите рынка в рамках межведомственных правительственных комиссий. — При использовании чужих техдокументации и торговой марки следует возбуждать дела о защите интеллектуальной собственности.— Зная, что многие виды импортного оборудования (например, буровые уста¬новки) имеют существенные отклонения от российских стандартов и Правил безопасности, просто необходимо ужестчить выдачу разрешений на применение импортного нефтегазового оборудования. Все предложения могут быть реализованы, ведь в выдворении с рынка недобросовестных фирм заинтересованы как поставщики, так и потребители нефтегазового оборудования.
Формирование прозрачных и открытых процедур закупок нефтегазового оборудования — важнейшая задача дня. Тот факт, что за последние годы российский рынок нефтегазового оборудовния стал менее коррумпированным, следует приветствовать и озаботиться упрочением достигнутых результатов. Добиться именно этого можно, изменив отношения «поставщик — потребитель». Например, в естественной монополии ОАО «Газпром» принято «Положение о порядке размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд ОАО «Газпром» преимущественно на конкурсной основе».Назрела необходимость согласовать и принять унифицированные процедуры МТО в рамках Совета потребителей нефтегазового оборудования ОАО «Газпром» — компания, принявшая единые требования к системе менеджмента качества поставщиков оборудования. Здесь введен стандарт «Контроль качества и приемка материально-технических ресурсов для ОАО «Газ¬пром» на предприятиях-изготовителях».Практика введения единых требований к поставщикам нефтегазового оборудова¬ния на основе правил ОАО «Газпрома» может быть использована другими отече¬ственными компаниями нефтегазового комплекса при условии доработки. Единые требования к поставщикам существенно облегчат работу промышленного предприятия. Союз производителей нефтегазового оборудования готов принять участие в этой работе.
Остается проблемной и разработка современных стандартов в нефтегазовом машиностроении, определенных Законом «О техническом регулировании». К сожалению, принятый не сегодня «революционный» закон не работает — в течение нескольких лет не принято ни одного регламента, что может существенно осложнить наше положение при вступлении России в ВТО. Ведь российские стандарты на нефтегазовое оборудование устарели и не обновлялись с советского времени. Необходимо создание российских стандартов в сфере нефтегазового машиностроения, гармонизированных с авторитетными иностранными стандартами. Учитывая сложившуюся ситуацию, счи¬таем, что разработку новых стандартов в нефтегазовой отрасли может координи¬ровать ОАО «Газпром».
«Сейчас львиную долю ВВП обеспечивают нефтегазовая промышленность и металлургия. Среди крупнейших компаний России преобладают те же отрасли. Крупные компании стали проводником общего роста в российской экономике. Они запустили общий инвестиционный процесс, вытянувший экономику из многолетнего спада. Вкладывая ресурсы в обновление основных фондов, нефтяники и металлурги финансируют рост отечественного машиностроения, а те в свою очередь — другие отрасли промышленности» — с подобным утверждением заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Реуса нельзя не согласиться. Сотрудничество промышленного и нефтегазового комплексов является необходимым условием развития отечественной экономики