Еще до основания автомобильной компании в 1960 году Ферруччо Ламборгини основал компанию, которая стала выпускать газовые горелки.
Начал он эту затею с того, что переделывал немецкую технику, которая осталась после Второй мировой войны, для применения в сельском хозяйстве.
Сначала были трактора. Постепенно к ним и газовым горелкам на дизельном топливе добавились котлы, солнечные батареи, кондиционеры, спортивные машины и т.д.
Сегодня, с приближением новой эпохи суперкаров, итальянская компания Ламборгини поставила перед собой самую амбициозную цель в своей истории - разгромить конкурентов, создав лучший спорткар Авентодор в мире. Качественно новый автомобиль, который произведет переворот в мире суперкаров.
Но это будет не простая переработка флагманских моделей Ламборгини, перед инженерами и дизайнерами компании стоят задачи начать с абсолютно чистого листа. Команде Ламборгини приходится работать на заводе на севере Италии, чтобы оправдать эти ожидания. Сейчас, когда новое детище выйдет на дорогу, станет понятно, окупилась ли эта рисковая стратегия.
За прошедшие 50 лет Ламборгини создала несколько самых знаменитых спорткаров в мире: 350 GT, Миура, Каунтач, Диабло. Марка получила всемирное признание благодаря отсутствию каких-либо ограничений в своем подходе к разработке автомобилей. Экстремальные, мощные машины компании десятилетиями обеспечивали ей место в элите производителей суперкаров. Но на этом рынке, где появляется все больше игроков, нельзя почивать на лаврах.
Любопытно, что своих запредельных скоростей автомобили Ламборгини достигали не только за счет высокого октанового числа.
Так Ламборгини Каунтач достигала своих мощностей в период с 1974 до 1991 годы на бензине АИ-92.
Но современные Ламборгини Морсьелаго используют бензин не ниже АИ-98.
Прошло 10 лет с запуска последней флагманской модели Морсьелаго и для Ламборгини настало время вновь продемонстрировать свою силу. Задача генерального директора Стефано Венкельмана - найти смелое решение. Затем последовали 4 года напряженной разработки, проводившейся в условиях чрезвычайной секретности.
Наш завод был закрыт как Форт Нокс. Мы следили, чтобы никто не попал внутрь и не сделал снимков, чтобы избежать утечки информации. Наконец, в марте 2011 г на женевском автосалоне Ламборгини сорвала завесу тайны и продемонстрировала свою новейшую модель - Авентадор ЛП 704. Запуск этой модели имеет огромное значение для будущего компании.
Возвращение былого лидерства
- Для нас Авентадор - возможность вернуть себе лидерство, важная веха десятилетия, это должен быть скачок на 2 поколения, нечто отличающееся от того, что было прежде.
Оснащенный фирменным 12 цилиндровым V образным двигателем Ламборгини Авентадор способен развивать скорость до 350 км/ч и разгоняется с 0 до 100 менее чем за 3 сек. На сегодняшний день это самая быстрая машина компании, но стоит заметить, что скорость не главное в Авентадоре.
Стефан Винкельман изложил свое видение будущего этого суперкара в своем манифесте.
- В наши дни принято говорить о мощности на единицу веса, о балансе между мощностью автомобиля и его весом. Для нас в будущем будет гораздо важнее снижать вес, потому что от этого зависит ощущение от вождения. Авентадор станет первым испытанием этих идей.
Ламборгини Авентодор - источник силы
Компания Ламборгини располагается в самом центре итальянской провинции в городе Санта Агата Болоньеза. По словам директора по связям с общественностью Рафаэлло Поро, Санта Агата тесно связана с успехом Ламборгини.
За годы существования фирмы завод претерпел множество изменений, но здесь никогда не отступали от главной цели - производить машины, бросающие вызов статусу-кво, и штат завода, состоящий из местных жителей - важная часть этого принципа, здесь работают люди из этого региона, из этой части Эмилии.
На предприятиях уже работает 2е поколение наших рабочих. Эти люди - источник силы Ламборгини, более 400 человек, работающих с одной целью - производить высококлассные автомобили, постоянно привлекающие внимание публики. За последние 20 лет появилось новое поколение изобретательных и технически подкованных специалистов. Недаром конкуренты пытаются свалить гиганта индустрии.
В 2007 г перед инженерами встала задача построить суперкар, который задаст стандарты для всех остальных. Маурицио Риджиани, начальник проектно-конструкторского отдела понял, что единственная возможность справиться с задачей - сделать шаг в неизвестность.
- Нам пришлось полностью переработать автомобиль, начать с чистого листа и на нем определить все функции: что нужно для лучшей машины в мире, полностью пересмотреть то, что определяет супер спорткар. Начинать с чистого листа - крайне рискованно, и задача Риджиани - убедить совет директоров в том, что это правильное решение.
Но совет директоров решает, что риск того стоит. В конечном итоге они все прекрасно поняли, потому что в этом и заключается Ламборгини - создавать новое, используя революционный подход.
Дух инноваций очевиден в каждой черте Авентадора, ведь в компании понимают, что в борьбе за место на вершине Олимпа не победить с помощью полумер. Нигде этот бойцовский подход так не очевиден, как во внимании к легкости конструкции, которую здесь подняли на новый уровень, применив здесь абсолютно новую систему для автомобилей, полностью углепластиковый монокок.
Подобные конструкции распространены в гоночных автомобилях, но дорогостоящие материалы и трудоемкие технологии изготовления сделали их недоступными для производителей суперкаров, которым пришлось сочетать углепластик с более дешевыми и твердыми материалами как алюминий.
История компании Ламборгини
Так было до сегодняшнего дня. Команда разработчиков нашла метод поставить технологию с гоночных трасс на поточное производство, но для этого требуется соответствующее специализированное производство, поэтому в 2009 г компания построила новый мегазавод недалеко от своей штаб квартиры. Здесь будет производиться уникальный пластиковый кузов Авентадора.
Его вес в 147,5 кг позволяет Авентадору быть значительно легче Морсьелаго, что серьезно улучшает отношение тяги к массе и, следовательно, управляемость. Компания надеется, что эта инновация устранит угрозу со стороны новой волны конкурентов.
Компания Ламборгини прекрасно понимает, каково быть дерзкой молодой фирмой, мечтающей о свержении признанных авторитетов, именно так эта компания возникла 50 лет назад. Человеком, нарушавшим в те времена статус-кво, был основатель фирмы Ферручио Ламборгини.
Он сколотил состояние на производстве тракторов, а часть денег тратил на удовлетворение своей страсти к спорткарам. По легенде, когда он приехал на завод Феррари с критикой некоторых их деталей, на его мнение не обратили внимания.
Тогда он сказал: я открою свою компанию и создам самые лучшие спортивные автомобили в мире. Он основал «Аутомобили Ламборгини» в 1963 г и несколько лет бешено трудился над достижением этой цели. Автомобили пользовались успехом, но только запуск легендарной Меуры в 1966 г прославил марку. Новому предприятию производителя тракторов удалость ворваться в мир суперкаров.
Почти 50 лет спустя, несмотря на то, что компания уже вошла в ряды известных производителей спорткаров, она не теряет стремления к смелым и бескомпромиссным решениям. Это прекрасно демонстрируется в области, которая, по мнению компании, определит будущее в разработке спорткаров, в создании легких углепластиковых конструкций.
Работа с углепластиком берет свое начало в 80х годах прошлого века, когда был создан Каунтач Эволюционе - концепткар, в котором разработчики эксперементировали с композитными материалами.
Он был детищем недавно созданного отдела композитных материалов. Отдел, преемник которого уделял особое внимание исследованиям и разработке новых композитных материалов. Благодаря сделанным здесь открытиям компании удалось построить новый завод по производству углепластика.
Раньери Николи - человек, перед которым была поставлена эта задача в 2009 г, и начинать ему пришлось с чистого листа.
- Когда мы строили этот завод, нам не на кого было равняться, мы были единственные в автопроме, кто использовал подобные технологии, поэтому для вдохновения нам пришлось обратиться к авиационной промышленности.
Технология система производства Ламборгини
-Мы адаптировали и изменили эти технологии под систему производства Ламборгини, чтоб воссоздать наш автомобиль. Результатом стали 500 новых м2 производственных площадей, цех CFK, полностью посвященный созданию легкого монокока Авентадора. Здесь - 146 специалистов по работе с углеволокном трудятся день и ночь, выпуская 4 полных монокока за 24 часа. Для достижения этих показателей инженеры разработали уникальную производственную систему. Все материалы режутся, прежде чем отправиться на участок подготовки. Материал укладывается в формы, затем ламинируется в вакуумных пакетах, что заставляет слои материала держать форму.
Затем будущие детали обжигаются в больших печах, называемых автоклавами, под давлением. Одновременно с этим идет производство других деталей монококов. Операторы подгоняют и подрезают новые слои пластика с помощью точных лазеров. В специальной печи между слоями углеродного волокна вводится смола, превращающая легкие, похожие на ткань листы материалов в прочную твердую деталь.
После окончания всех этих процессов узнаваемый облик получают 2 компонента: основание, называемое ванной, и крыша. Они укладываются в автомат, который просверливает в них отверстие, чтобы потом крепить к ним другие элементы.
По всему заводу управляемые компьютерами машины работают вместе со специальными людьми. Это партнерство - неотъемлемая часть процесса Ламборгини.
- Для нас главным является следование системе производства Ламборгини. Это высокий уровень мастерства, большое количество специалистов в сочетании с технологией и автоматизацией. Это была одна из главных задач, которую мы включили в наш план. Инженерными решениями, вдохновленными авиастроением, пронизаны многие аспекты производственного процесса в цеху композитных материалов Ламборгини. Как, например, этот этап обстукивания молоточком.
В ходе этого испытания оператор ударяет по секции монокока особым молоточком и дает ему вибрировать, на слух определяя участки, где мог остаться воздух. После проверки детали готовы к объединению, ванная и крыша склеиваются, и монокок становится единым целым. Очень важно соблюсти правильное расположение всех частей, для этого рабочие используют роботизированный манипулятор с трехмерным лазерным устройством, проверяющим точность соединения.
После подтверждения правильности всех габаритов к монококу крепятся металлические части, и кузов готов. Он отправляется в световой туннель, где проверяется качество поверхности, чтобы гарантировать их идеальное состояние перед выпуском кузова Авентадора.
Работа дизайнеров
Кузов готов покинуть свое производство, и мы видим, как уникальная геометрия Авентадора принимает свой облик. Этот дизайн - одна из свойственных черт Ламборгини. Эту традицию развивают здесь в дизайнерском центре Ламборгини Чентро стиле. Прорыв - следующее поколение и требуемое от Авентодора не заканчивается на его инженерных свойствах. Внешний вид автомобиля - также неотъемлемая часть этих амбиций.
Работа группы дизайнеров и их руководителя Филиппо Перини усложнилась, когда совет директоров заставил их соревноваться с другими компаниями, чтобы заслужить право на создание облика новой модели, и в какой-то момент казалось, что победа ускользает от них.
- Самым тяжелым моментом было, когда мы поняли что рискуем потерять проект, это был критический момент в процессе, и мы поняли, что нужно проявлять более инновационный подход, быть менее традиционными, более экстремальными, неожиданными и бескомпромиссными. Работа шла тяжело, но дух соперничества возымел на команду положительные эффекты - их вариант победил. Результатом стал дизайн, пропитанный глубоким прошлым компании. Наш дизайн основан на истории фирмы, это стремление всегда создавать что-то новое, создавать новые объекты с максимально футуристическим обликом. Это часть истории Ламборгини.
Определенные элементы являются важными элементами флагманской модели Ламборгини. Например, знаменитые двери-ножницы, но в основном у дизайнеров была полная свобода создавать что-то новое. Они отлично разбираются в эстетической стороне, но им также важно понимать инженерные аспекты автомобиля, ведь стилистические решения можно применять только в том случае, когда они помогают автомобилю достигать высших показателей на дороге.
Форма всегда следует за функциональностью, нет никаких ложных элементов, все воздухозаборники, все щитки функциональны, нет никаких фальшивых элементов. Это сложнее, потому что надо сделать форму, вызывающую эмоции. Одним из важнейших препятствий для команды дизайнеров была возможность обеспечить Авентадор достаточным количеством воздуха для охлаждения его 12 цилиндрового двигателя.
- С точки зрения дизайна пришлось решить проблему необходимости установки большого радиатора двигателя на боковых секциях автомобиля, а это требовало более широких воздуховодов и с самого начала не дало нам разделить массу машины на 3 отдельных блока, как мы это обычно делаем. Однако сейчас, глядя на результат, становится понятно, что подобная архитектура дала нам уникальную возможность создать автомобиль с одной линией.
Максимальное приближение к истинной красоте
Мозговой штурм дает много идей для дизайна. Мы считаем, что авиастроение - самолеты, истребители, даже транспортные самолеты - это максимальное приближение к истинной красоте, самый продвинутый дизайн, которого можно добиться с художественной и одновременно функциональной точки зрения. Мы понимали, что нужно черпать вдохновение в других сферах, и нет ничего лучше природы, как точки отсчета. Мы взяли образы насекомых, которые вдохновили нас на форму крыши.
После цеха композитов он отправляется в отдел, где ему придадут одну из важнейших черт - его цвет. Здесь, в покрасочном цехе, кузов окружается таким вниманием, о каком большинство автомобилей могут только мечтать. Один из 13 цветов вручную наносится на элемент кузова, специалист окрашивает 25 деталей 8 видами краски.
Авентадор требует больше человеко-часов, чем любая другая модель Ламборгини, и, конечно, каждый этап производится вручную, так как лишь внимательность и проворство человека могут обеспечить необходимое нанесение краски на каждую поверхность. В общей сложности, на каждый Авентадор в покрасочном цехе уходит 200 человеко-часов.
Только на полировку уходит 3 полных дня. После тщательной шлифовки кузов Авентадора обрабатывается особыми материалами, после этого он отправляется на еще один этап контроля качества - в световой тоннель. 2 часа контролер ходит вокруг кузова, проверяя точность окраски. При обнаружении недостатка секция будет возвращена на перекраску, также определяются недостаточно отполированные участки, которые вновь обрабатываются.
Сборочный цех
Сборочная линия Авентадора находится там, где почти полвека назад был построен первый завод Ламборгини. В те времена основатель Феруччо Ламборгини был известен своим практическим подходом, его часто видели в цехах, где он руководил работой. Основное внимание он уделял мастерству механиков, которое, по его мнению, является ключом к успеху продукта, и это умение по сей день пронизывает цеха.
Здесь 50 рабочих на 11 рабочих станциях собирают новейшую модель Ламборгини.
- Здесь трудятся самые квалифицированные рабочие. Мы принимаем их на работу из лучших школ механиков Эмильи Романья, окрестностей завода Ламборгини. Мы обучаем их более 2 лет, что делает их лучшими экспертами по механике двигателей. Как и в 1963 г все делается вручную.
Здесь считают, что, когда речь идет о точности и надежности, люди превосходят машины, и нигде это не проявляется сильнее, чем на участке сборки двигателя. Именно здесь производится сборка сердца Авентадора, двигатель V12.
В то время, когда большинство производителей спорткаров отказываются от 12 цилиндрового двигателя, компания Ламборгини остается непреклонной. V12 всегда ставился и будет ставиться на их флагманские модели.
- 12 цилиндровый двигатель - часть нашей истории. Мы опираемся на нашу историю, которая началась с 12 цилиндрового двигателя. Сложно найти что-то мощнее 12 цилиндрового двигателя Авентадора с объемом в 6,5 литров и мощностью 700 л/с, но и он не должен стоять на месте, и вновь, главное требование - легкость. Несмотря на то, что этот двигатель мощнее двигателя Мурсьелаго, он весит меньше, всего 235 кг, благодаря использованию алюминиево-кремневого сплава в таких деталях как картер двигателя. Расход топлива у модели Авентадор купе LP 700-4 при езде по трассе составляет 15 л/100 км.
Стремление осуществить переворот
Главное назначение этого мотора - обеспечивать тягу Авентадора, но после подключения к выхлопной системе он берёт на себя ещё функцию могучего оркестра Ламборгини. Двигатель V12 дает то, что мы называем музыкой машины, образ для публики, то, как машина заявляет о своем приближении.
Для достижения этого результата мы потратили много времени на симуляции, мы пробовали разные моторные звуки, сначала экспериментировали в лаборатории, потом на самом автомобиле. Эта 12 цилиндровая симфония имеет полный диапазон: от умеренного урчания в городе на низких оборотах, до кричащего крещендо при переключении скоростей на максимальных оборотах.
Пока собирается двигатель автомобиля, кузов прибывает на сборочную линию, готовый превратиться из пустой оболочки в полностью функционирующий суперкар. Компания стремится осуществить переворот на этом многоконкурентном рынке и Авентадору требуется производственный процесс с подходящей для этой цели эффективностью.
- Чтобы оставаться номером 1, всегда нужно улучшать эффективность на сборочной линии и на всех этапах на всем заводе. Выход автомобилей класса люкс - лишь маленькая толика того, что крупные производители производят для массового рынка. В первый год планируется произвести 800 Авентадоров, но это не значит, что на заводе не могут использовать те же стандарты эффективности, что и на крупных предприятиях.
Это значит, что у рабочих есть 1 час 40 минут для выполнения сложного задания. Если на работу потребуется слишком много времени, то сборочная линия встанет, сроки будут упущены, а стоимость работ возрастет.
Обратный отсчет начинается здесь - на первой станции. Автомобиль поднимается и поворачивается, чтобы обеспечить механикам доступ к днищу кузова и переднему мосту. Эта работа осуществляется перед возможно самым важным этапом производства Авентадора - установки огромного агрегата в шасси автомобиля.
Как вы можете видеть, все соединения подписаны, чтобы гарантировать, что все фазы выполнены надлежащим образом. Существует риск того, что машина не будет работать, как нужно после или во время испытаний, и это может стать большой проблемой для заказчика. Как вы видите, эта работа делается без какого-либо оборудования, роботов или автоматики, все только вручную. Шаг за шагом машина принимает облик от пустой оболочки до полностью собранного суперкара, который покинет завод.
Пока работа на сборочной линии идет полным ходом, по соседству готовится еще один важный элемент Авентадора - его салон. На этом участке завода рабочие готовы угодить любым личным предпочтениям заказчика, относительно облика автомобиля. Каждый день сюда поставляется около 100 м2 кожи 9 разных цветов. Внимание к деталям важно, чтобы результат прошел строгий контроль качества.
Технологические инновации
Тем временем на сборочной линии готов еще один важный элемент Авентадора. Это просто выглядящая деталь - подвеска, но ее кажущаяся простота основана на вложенном в ее создание мастерстве. Авентадор использует систему независимой рычажной подвески типа «пуш родз» с толкателями прямо из мира гоночных болидов F1.
В его основе - разделение колеса и амортизирующих элементов. Благодаря тому, что амортизаторы находятся внутри автомобиля, такая подвеска обеспечивает колесам максимальный контакт с дорогой во время прохождения поворотов, что значительно улучшает управляемость, а это насущная необходимость для машины, способной развивать 350 км/ч.
- Что чувствует водитель. Он ощущает чистоту вождения, точность вождения, по-настоящему уникальную по сравнению с другими системами, которые мы использовали на Мурселло. Другим важным элементом является трансмиссия, которая приводится в действие 2 рычагами-лепестками под рулем.
Но куда более интересно то, что происходит вдали от наших глаз. Это запатентованная трансмиссия Ламборгини с независимым переключением передач. Эта технология позволяет производить переключение передач практически параллельно.
Один привод выключает одну передачу, другой уже включает другую, таким образом время переключения составляет 50 мили секунд, что недалеко от времени переключения передач в F1, где оно составляет около 30 мили секунд .
Подобные технологические инновации возможны лишь при широкомасштабных испытаниях автомобиля на этапе разработки. И, возможно, самым важным моментом для инженеров является тот, когда прототип впервые выезжает на трассу.
Для Авентадора такой момент настал в 2008 г. Главный водитель испытатель Ламборгини - Джоржио Санно. Он был ключевым членом команды разработчиков с 2001 г. И, когда он впервые в 2008 г проехал на Авентадоре, то с облегчением обнаружил, что 3 года напряженной разработки прошли не зря.
- Ощущения испытателя очень важны и тогда, когда я находился за рулем автомобиля-прототипа Авентадора, хоть это была первая машина, я сразу понял, что у этого автомобиля огромный потенциал. Я сразу понял, что этот проект на 2 поколения опережает Морсьелаго и что эта машина станет главным героем новой эры для Ламборгини.
Авентадор достиг последних этапов сборочной линии и механики работают быстро, чтобы подготовить его к следующему этапу производства. Мы находимся на последней станции сборочной линии Авентадоров: 4 дня, 50 рабочих на линии и более 60 в шовной мастерской и на участке сборки двигателя и машина готова.
Не менее важным, чем сам процесс, является ряд контрольных испытаний, которые машина должна пройти после сборки. Малейший недостаток может сказаться на показателях автомобиля, в особенности необходимо проверить работу его элементов безопасности.
Проверка на антиблокировочной системе
Тормоза проверяются в особом помещении, где машина развивает скорость до 140 км/ч, удерживаясь на месте на беговых барабанах. Углеродно-керамические тормоза Авентадора способны остановить машину со 100 км/ч за 30 м. Теоретически, Авентадор способен разгоняться до 100 и тормозить до 0 менее чем за 4 секунды. Данные антиблокировочной системы сначала дистанционно передаются на 2 тарелки приемника, затем в компьютер для анализа.
Последняя задача работников - осмотреть автомобиль в световом тоннеле, чтобы убедиться, что его внешний вид не пострадал во время сборки. Но прежде, чем Авентадор отправится в назначенную ему точку мира, его ждет последний этап - важнейшие дорожные испытания.
Каждый автомобиль совершает тест драйв по окрестностям, во время поездки проверяются все системы машины, чтобы убедиться, что все сложные инженерные решения работают идеально. Только теперь впервые можно должным образом насладиться автомобилем. Лишь после того, как конфигурации и настройки всех систем удовлетворят водителя, он подпишет согласие на сдачу машины. Авентадор прошел огромный путь с момента его замысла до его создания в 2007 г.
Результатом нескольких лет работы дизайнеров, инженеров и механиков стала машина, которая, скорее всего, в ближайшем будущем останется флагманской моделью Ламборгини. Риск начинать работу с чистого листа оказался оправданным. Впереди новая эра, и готовые Авентадоры сходят со сборочной линии со скоростью 20 машин в неделю.
Но для Ламборгини работа на этом не заканчивается, в 2013 году компания отметила полувековой юбилей, а сотрудники будут искать новые способы раздвинуть границы автомобилестроения.