Статья посвящена эксперименту по оценке устойчивости эластомера винтового забойного двигателя под действием температурного градиента при имитации спуско-подъемных операций.
Исследовано изменение диаметра образцов резины ИРП-1226 в присутствии различных дисперсионных сред, а также скорость их износа под воздействием режущего элемента.
Подтверждена актуальность разработки теоретического подхода к описанию процессов, происходящих в эластомере под воздействием скважинных условий на различных этапах эксплуатации винтового забойного двигателя. Отмечено, что повышение изностойкости образцов при длительном нахождении под воздействием температуры в соляном растворе может использоваться для увеличения долговечности статора.
В течение последних десятилетий винтовые забойные двигатели прошли эволюционный путь развития, превратившись в эффективное техническое средство для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин, обеспечивающее получение высоких технико-экономических показателей. В каждом нефтяном регионе в определенных интервалах бурения винтовые забойные двигатели обеспечили кратное повышение проходки за долбление по сравнению с турбобурами при незначительном снижении механической скорости, что привело к существенному повышению рейсовой скорости бурения и снижению стоимости 1 метра проходки. Решение задач ремонта скважин самых различных категорий стало значительно проще и дешевле, расширились технические возможности капитального ремонта, что позволило в ряде случаев ввести в число действующих длительно простаивавшие аварийные скважины [1, 2].
«Рабочая пара» - это одно из названий двигательной секции винтового забойного двигателя, именно этот узел определяет основные энергетические параметры забойного двигателя, а также его ресурс и межремонтный период. При всех своих существующих достоинствах, недостатком винтовых забойных двигателей является быстрый износ двигательной секции, реальная наработка двигателя составляет до 150-200 часов относительно расчетной в 400-500 часов [3].
В процессе эксплуатации винтового забойного двигателя, в зависимости от режимов работы, свойств и состава перекачиваемой жидкости, наблюдаются различные виды износа рабочих поверхностей ротора и статора. Анализ условий эксплуатации и характер изношенных деталей рабочих органов демонстрирует сочетания не одного, а нескольких видов износа. Главным образом нарушение работоспособности двигателя связано с износом эластомерной обкладки статора [3-5].
Трение металлического профилированного ротора по сопряженной винтовой поверхности резиновой обкладки статора вызывает односторонний фрикционный износ поверхностей рабочих органов - на левой стороне зубьев ротора или правой части ветви профиля статора, если смотреть со стороны входа жидкости в рабочие органы. Увеличение нагрузки (давления) и скорости скольжения (частоты вращения) влечет за собой повышение фрикционного износа деталей и преждевременный вывод из строя двигательной секции [4].
Работоспособность эластомера зависит от сочетания напряженно-деформированного состояния обкладки и агрессивных свойств перекачиваемой жидкости, поэтому при эксплуатации винтового забойного двигателя необходимо уделять особое внимание выбору подходящего бурового раствора. Эластомеру как техническому материалу необходимо иметь низкую газо- и водонепроницаемость, химическую стойкость. Однако большинство эластомеров способны впитывать в себя газы и легкие агрессивные жидкости. Типичными изменениями, которым подвергаются эластомеры под воздействием агрессивных рабочих агентов, являются: набухание; усадка; затвердевание; размягчение [2, 4, 5].
Кроме того, забойная температура является фактором, ограничивающим эксплуатацию двигателя. Серийные отечественные двигатели рассчитаны на длительную работу при забойной температуре до 100°С. При повышении температуры в резине ИРП-1226, используемой в большинстве отечественных двигателей, происходят необратимые изменения механических свойств, которые приводят к ускоренному износу эластомерной обкладки статора, снижению рабочих характеристик и преждевременному выходу из строя рабочей секции винтового забойного двигателя.
В связи с этим было принято решение провести экспериментальные исследования по оценке устойчивости образцов резины ИРП-1226, к увеличению температуры в двигателе при воздействии различных сред. В ходе эксперимента был сымитирован процесс спуска бурильной колонны, при этом скорость спуска была принята равной 1,5 м/с. В качестве исходных параметров были определены: проектная глубина скважины - 2670 м, геотермический градиент - 3°С/100 м, длина бурильной свечи - 30 м (условно, время операции по наращиванию труб - 4 мин). Согласно исходным данным было рассчитано время эксперимента - 384 мин и конечная температура двигателя - 80°С.
Имитация спуска бурильной колонны и, следовательно, повышения температуры бурового раствора проводилась в сушильном шкафу. Опытные образцы были изготовлены в форме цилиндров диаметром до 43 мм и толщиной до11,5 мм. Они выдерживались в пластиковых контейнерах с полным погружением в жидкую среду при атмосферном давлении. При обработке результатов эксперимента оценивались изменения массы образца и его диаметра с увеличением температуры при нахождении в жидкой среде.
Первоначальное измерение исходных параметров было выполнено при температуре 25°С, последующие измерения производились после каждого повышения температуры на 5°С, за которые имитировался спуск колонны бурильных труб на 165 м (23,5 мин эксперимента). При достижении глубины в 1680 м, измерение параметров образцов стало производиться после каждого повышения температуры на 10°С, за которые имитировался спуск колонны бурильных труб на 330 м (50 мин эксперимента).
В ходе обработки и анализа полученных данных были выявлены следующие закономерности. Для всех образцов было замечено уменьшение массы по окончании эксперимента. Тем не менее в температурном интервале от 25 до 50°С большая часть образцов не имела выраженной тенденции в изменении массы, наблюдалось ее хаотичное изменение. Исключение составили образцы, погруженные в соляной раствор, которые в ходе всего эксперимента имели тенденцию к уменьшению массы. Наибольшему относительному изменению массы подверглись образцы, погруженные в раствор на основе дизельного топлива, нефти и ВМГЗ (см. таблицу 1). Уменьшение массы может быть обусловлено вымыванием из образцов ИРП-1226 пластификатора резины.
Для всех образцов было зафиксировано увеличение диаметра по мере приближения к температуре в 80°С. Температурный интервал от 25 до 40-50°С не имеет четкого тренда к увеличению или уменьшению размера образцов, что свидетельствует о потенциальной опасности для эластомера. Наибольшее относительное изменение диаметра продемонстрировали образцы, погруженные в ВМГЗ, соляной раствор и нефть. Наименьшему относительному увеличению диаметра подверглись образцы, помещенные в щелочной раствор (см. таблицу 1). Таким образом, весь исследованный температурный интервал для рассмотренных дисперсионных сред может оказать негативное воздействие на статор ВЗД. В интервале 25-50°С может наблюдаться неконтролируемое изменение эксплуатационных характеристик двигателя из-за изменения величины зазора, а соответственно, натяга пары «ротор-статор». При больших температурах наблюдается набухание эластомера, которое может стать причиной преждевременного выхода из строя статора двигателя за счет увеличения фрикционных нагрузок на него.
РИС. 1. Зависимость изменения диаметра образцов ИРП-1226 от величины температуры в присутствии различных дисперсионных сред
ТАБЛИЦА 1.
Максимальные значения отклонения массы и объема от исходных параметров
Раствор |
Максимальное отклонение от исходной массы, г (температура среды, °С) |
Максимальное отклонение от исходного диаметра, мм (температура среды, °С) |
Нефть |
+0,43 (70) |
+0,71 (80) |
Дизельное топливо |
+0,59 (50) |
+0,46 (80) |
ВМГЗ |
-0,39 (30) |
+1,17 (80) |
Соляной раствор |
-0,14 (35, 80) |
+0,92 (80) |
Щелочной раствор |
+0,25 (40) |
+0,43 (80) |
Водяной раствор |
+0,2 (35) |
+0,59 (80) |
1м этапом исследования стала оценка износостойкости образцов резины ИРП-1226, которые подверглись воздействию градиента температуры 25-80°С при имитации спуска винтового забойного двигателя в скважину. Условия износа создавались в специальном цилиндрическом стакане, конструкция которого позволяет зафиксировать неподвижно образец (см. рис. 2). После установки и фиксации образца, стакан наполнялся дисперсионной средой бурового раствора.
Абразивное воздействие на образец создавалось с помощью специального инструмента с режущим профилем размером 2х25 мм (см. рис. 3). Выбор инструмента сделан с целью ускорения процесса эксперимента до полного износа образца. В качестве привода экспериментального стенда был использован вертикальный сверлильный станок. Частота вращения была постоянной для всех экспериментов и равна 180 об/мин. Нагрузка на инструмент создавалась с помощью навески грузов на штурвал станка и составляла для всех экспериментов 2 кг. Результаты исследований приведены в таблице 2.
РИС. 2. Цилиндрический стакан для исследований: 1 - стакан, 2 - крышка-зажим
РИС. 3. Инструмент для абразивного воздействия на образец
ТАБЛИЦА 2.
Результаты эксперимента по оценке времени износа образцов эластомеров после имитации спуско-подъемной операции
Дисперсионная среда |
Масса, г |
Диаметр, мм |
Время износа, мин |
Среднее время износа, мин |
Нефть |
20,63 |
42,55 |
42 |
36,67 |
21,34 |
43,17 |
33 |
||
19,64 |
43,43 |
35 |
||
Соляной раствор |
22,71 |
43,11 |
3 |
4,33 |
19,82 |
43,27 |
4 |
||
19,97 |
42,79 |
6 |
||
Дизельное топливо |
19,82 |
42,62 |
33 |
40,33 |
21,35 |
42,82 |
43 |
||
22,15 |
42,56 |
45 |
||
Щелочной раствор |
20,46 |
42,76 |
3 |
2,67 |
20,17 |
42,32 |
2 |
||
21,75 |
42,68 |
3 |
||
Вода |
19,75 |
42,65 |
2 |
4,00 |
28,23 |
43,33 |
6 |
||
23,53 |
42,69 |
4 |
||
ВМГЗ |
20,01 |
42,84 |
4 |
4,67 |
21,75 |
42,29 |
5 |
||
20,68 |
42,39 |
5 |
ТАБЛИЦА 3.
Время износа образцов эластомера при различных условиях проведения эксперимента
Дисперсионная среда |
Без предварительной выдержки в дисперсионной среде |
Выдержка более 300 часов при температуре 75°С |
Выдержка более 300 часов при температуре 25°С после предварительной заморозки на 72 часа |
Имитация спуско-подъемной операции - выдержка 6,5 часа при изменении температуры от 25 до 80°С |
Дизельное топливо |
17,6 минуты |
9,8 минуты |
1,3 минуты |
40,3 минуты |
Соляной раствор |
2,6 минуты |
25 минут |
8,1 минуты |
4,3 минуты |
Обработка и анализ полученных данных позволили выявить следующие закономерности. Наиболее износостойкими оказались образцы, которые подвергались воздействию температуры, а затем разрушались в присутствии нефти и дизельного топлива. Среднее время полного износа составило 35-40 минут. Остальные дисперсионные среды показали схожие значения времени износа 2-4 минуты. Наименьшие значения были зафиксированы для щелочного раствора.
Отмечено, что полученные результаты не согласуются с ранними исследованиями, в которых разрушались образцы эластомера, находившиеся в дисперсионной среде 300-400 часов при различных температурах. В таблице 3 приведены значения времени износа образцов при различных условиях подготовки образцов к эксперименту на примере дисперсионных сред: дизельное топливо и соляной раствор. Анализируя данные таблицы можно отметить сильное влияние температурного фактора на износостойкость при проведении экспериментов с дизельным топливом. Для соляного раствора замечена обратная тенденция - нахождение эластомера в растворе под воздействием температуры в течение длительного времени приводит к значительному увеличению износостойкости.
Таким образом, подтверждается актуальность разработки теоретического подхода к описанию процессов, происходящих в эластомере под воздействием скважинных условий в различные моменты эксплуатации винтового забойного двигателя. Кроме того, повышение изностойкости образцов при длительном нахождении под воздействием температуры в соляном растворе может использоваться для увеличения долговечности статора в целом. В качестве направления следующих исследований предлагается провести серию экспериментов по оценке скорости износа образца эластомера в присутствии дизельного топлива после предварительной выдержки его в соляном растворе.
Работа выполнена при поддержке Фонда РФФИ (проект №16-38-00701 мол_а).
Литература
- Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Гноевых А.Н. Винтовые гидравлические машины. Том 2. Винтовые забойные двигатели. М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2007. - 470 с
- Фуфачев О.И. Исследование и разработка новых конструкций рабочих органов винтовых забойных двигателей для повышения их энергетических и эксплуатационных характеристик: автореф. дис. ... кандидата технических наук: 05.02.13 / Фуфачев Олег Игоревич. - Москва, 2011. - 138 с.
- Балденко Д.Ф., Коротаев Ю.А. Современное состояние и перспективы развития отечественных винтовых забойных двигателей [Электронный ресурс] // Журнал «Бурение и нефть», №3, 2012
- Голдобин Д.А., Коротаев Ю.А. Особенности конструкции и технологии изготовления статоров винтовых забойных двигателей ООО «ВНИИБТ - Буровой инструмент», армированных стальной тонкостенной винтовой оболочкой // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. М.: ОАО «ВНИИОЭНГ». - 2010. - № 11. - С. 2-4.
- Фуфачев О.И., Голдобин Д.А. Новые конструкции статоров винтовых забойных двигателей производства ООО «ВНИИБТ-Буровой инструмент» // Бурение и нефть. - 2010. - №6. - С.50-55.
Автор: А.В.Епихин, Р.Э.Щербаков, Институт природных ресурсов