USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.26

-0.15

Природный газ 2.951

-0.03

9 мин
...

Опыт внедрения платформы EPLAN: интервью с техническим директором компании АВАТРИ И. Сергеевым

AVA3: Интервью с техническим директором компании АВАТРИ И. Сергеевым на тему опыта внедрения платформы EPLAN.

Опыт внедрения платформы EPLAN: интервью с техническим директором компании АВАТРИ И. Сергеевым

AVA3: Интервью с техническим директором компании АВАТРИ И. Сергеевым на тему опыта внедрения платформы EPLAN.

- Иван Геннадьевич, представьте, пожалуйста, компанию АВАТРИ, ее основные компетенции и положение на рынке автоматизации.

- В настоящий момент наш бизнес включает в себя группу компаний: Технопарк Автоматизация и Аватри. Технопарк - это дистрибьютор, работающий с оборудованием стратегических партнёров - Phoenix Contact, Rittal, Siemens. Аватри - это инжиниринговая компания, которая осуществляет не только разработку документации, но и программирование, наладку как систем промышленной автоматизации, так и систем жизнеобеспечения зданий, систем безопасности, видеонаблюдения, пожарной сигнализации и пр. Компания оснащена монтажным сборочным участком, где производятся электротехнические щиты, панели автоматизации любой сложности. В составе портфолио Аватри есть стандартные электротехнические изделия - шкафы пожарной автоматики, клеммные коробки; Томское подразделение в союзе с компанией «СибМаш» производит привода для задвижек большого диаметра СОКРАТ, на заводе делают механическую часть, а Аватри производит блок управления. В связи с импортозамещением бизнес стал развиваться, если раньше продавали 200 задвижек в год, сейчас - 200 в месяц.

Аватри является номинантом компании ЗАО «Тандер» - владельца/оператора сети «Магнит», надежным партнёром крупнейших гостиничных сетей, а также бизнес-центров, аэропортов по системам автоматизации и безопасности зданий. Почти все крупные, значимые объекты Екатеринбурга - небоскреб Высоцкий, отель Hyatt, резиденция полпреда президента, выставочный центр «Екатеринбург-Экспо», грузовой терминал Кольцова и др. - результат работы компании Аватри. На международном рынке, в Тегеране, в настоящее время реализуется проект - Iran Mall - один из крупнейших торгово-развлекательных центров на Ближнем Востоке и крупнейший проект на оборудовании Siemens для зданий в мире. Проектировала его канадская компания Norr. Общая площадь строительства 2 млн. кв. м: 20 000 паркомест, 600 бутиков, 2 гостиницы 5 звезд, плюс прилегающая территория с озерами и фонтанами. АВАТРИ является подрядчиком по инженерным системам здания (Building Management System).

- Какие этапы Вам пришлось пройти для построения эффективной модели проектирования и инжиниринга проектов автоматизации?

- Я работаю в компании АВАТРИ 4 года, в должности технического директора, ранее трудился в УГМК (Уральская горно-металлургическая компания) в управлении автоматизации, где и возникла потребность в организации проектных работ. Была сформирована группа для подбора САПР по разработке документации, которая сравнила существовавшие тогда CAD-системы - CADDY++, E3.Series, Компас и EPLAN по разным критериям. В результате был выпущен пилотный проект, пройдено обучение и куплены первые лицензии - Electric P8 и PPE версии 1.9. EPLAN был освоен как одними из лучших пользователей в России. В АВАТРИ в 2005 году были закуплены лицензии EPLAN. На тот момент в компании существовало два отдела: проектно-конструкторский и отдел внедрения с четким разделением труда на конструкторов, которые выполняли конструкторскую документацию на щиты, и инженеров, которые делали весь остальной объём рабочей документации - общие данные, планировки, функциональные схемы - все это делалось в Autocad, а сами щиты в EPLAN. У каждого проектировщика был свой шаблон и база изделий. В 2013 году программное обеспечение обновили до актуальной версии, и стала проводиться большая работа по стандартизации - выстраиванию «кирпичиков», на которых базируется работа в EPLAN: рамок, форм, изделий и макросов.

Первым шагом - я сместил акцент в работе конструкторов с конструкторской документации на проектную и рабочую, переформатировал и расширил профессиональную область на проектирование, вместо только работы конструктора. Кроме того, инженеры отдела внедрения были поставлены в необходимость должным порядком формулировать проектные задачи перед разработчиками. Этот интерфейс между двумя отделами на сегодняшний момент структурирован. Инженер ОВ или ГИП, получив задачу, ее формализует в виде нескольких документов, в частности, выполняя системную архитектуру по проекту и формирует перечень объектов системы. Системная архитектура - это базовый документ, в котором определены объекты проектирования и автоматизации, например, щиты управления вентиляцией, управления электрической подстанцией и т.д. ГИП выбирает техническое решение, декомпозирует его на основные составляющие элементы. После этого каждый объект проектирования и автоматизации формализуется в виде опросного листа стандартной формы, тем самым он специфицировано ставит задачу разработчику и обеспечивает все исходные данные в виде структурированного технического задания. Это обеспечивает существенное снижение рисков за счет исключения неправильно поставленных задач, плюс стимулирует инженера при нехватке данных, пообщаться с заказчиком, всё выяснить и заполнить, как следует, без надежды на «авось», работа с заказчиком при этом ведется в совершенно иных культурных рамках. Таким образом, качественная инициализация задачи оставляет след в виде оформленного документа (который может быть также согласован с заказчиком), иначе же возникает большой риск несоблюдения условий бюджета проекта, срыва сроков и прочих неприятностей. Именно на этапе предпроекта важно верно оценить технический объем задачи и составить спецификацию оборудования и работ для честной бюджетной оценки, поскольку, в основном, наши проекты мы делаем «под ключ». Если же заказчикам были изменены условия задачи, то новая ревизия может быть сравнена с предыдущей и заказчик, который сам принимает участие в заполнении опросных листов автоматически принимает ответственность за изменения, в том числе и касательно возможного увеличения затрат по данному проекту.

На базе опросного листа формируется код щита - последовательность цифр, которая интегрирует в себя все настройки, которые сделал инженер. Проектируя тот или иной щит, мы вносим его в нашу Базу решений EPLAN. Когда проектировщик получает заказ, он формирует этот код в процессе заполнения опросного листа, сличает его с имеющимися в базе, и видит степень совпадения. После чего может доработать самый похожий, или при 100% совпадении взять из базы и скопировать его в целевой проект. Доработка проекта приводит к созданию нового варианта в базе щитов. В итоге, чем больше мы работаем, чем больше наполняется база решений, и тем самым меньше мы работаем.

- Какой быстрый реальный экономический эффект Вы смогли получить за счет применения EPLAN?

Была проблема с изделиями, потому как у каждого проектировщика была своя база изделий. У нас есть склад в Екатеринбурге, в том числе склад минимального остатка, нам нужно его формировать в соответствии с потребностями. Был подведён общий знаменатель, номенклатура брендов, внутри брендов применяемых типов на уровне заказных номеров. Технические решения с определенными изделиями были оформлены в виде макросов. Всё это привело к оптимизации склада и упрощению логистики. Можем также вычленить из проекта, например, тот набор оборудования, который нужен для выполнения этапа, вместо того, чтобы покупать оборудование на весь объем проекта и тем самым оптимизировать свой бюджетный календарь и логистические затраты.

- Есть ли интеграция процессов проектирования с системой управления предприятием?

- С участием сотрудников EPLAN была разработана стратегия бесшовного инжиниринга, охватывающая базовую и детальную стадию. В качестве базового инструмента учета в компании используется система 1С. Миграция данных из проекта EPLAN через Excel и импорт в 1С уже налажена, это позволяет бесшовным образом оформлять заказы и наряды на закупку оборудования и на производство щитов. В составе проекта у нас также ещё есть СМР, монтаж, программирование, ПНР и в рамках концепции бесшовного инжиниринга наш следующий шаг - это интеграция этих работ в общий процесс через общие документы. Из проекта EPLAN мы можем предоставить информацию в объеме big data в рамках концепции Индустрии 4.0 и можем сформировать необходимые документы как для управления процессом (например, прогресс-таблицы, check-листы для тестирования), так и для отчетности, заказов, расчетов и статистики. Когда же документация «рисуется» в традиционном CAD, то по разработанным чертежам можно только построить, а управлять проектом нельзя, а сейчас это несовременный подход.

- Какие возможности даёт эффективно построенная система инжиниринга для экономики предприятия?

- Управление проектом у нас централизовано, в том числе общие макросы, изделия, рамки и формы - все лежит на сервере, и только определенные люди имеют доступ к редактированию, а другие могут просто ими пользоваться. Был случай, когда в компанию пришел новый человек, незнакомый с EPLAN, мы дали ему описание, софт, шаблон проекта и инструкцию - и он за два дня спроектировал шкаф с нуля сам без вопросов. Это говорит о том, что наш сегодняшний уровень - это высокотехнологичный инжиниринг, который базируется уже не на примитивах, а на готовых решениях и главное здесь научить человека пользоваться этой технологией, без необходимости снова и снова тратить его время на неэффективное проектирование поэлементных схем. Кроме того, за счет таких технологий, можно снизить требуемый уровень компетенций для сотрудника, способного выполнять такую работу, соответственно можно использовать для ее выполнения более дешёвых работников, а более опытных применять для ответственных задач.

Основной экономический эффект достигается интеграцией. Мы конфигурируем проект в Preplanning. Далее схемы генерируются автоматически на базе готовых макросов. Что касается электрических принципиальных схем, мы до 90% случаев используем типовые макросы, доработки в основном связаны с применением решений на новых контроллерах или для нетиповых задач. В Fieldsys мы расставляем щиты и оборудование на плане и делаем маршрутизацию трасс, при этом точность с которой EPLAN рассчитывает длину позволяет нам не закупать излишки кабеля. Вообще если говорить об экономии времени (по сравнению с традиционными CAD), то на проектах без плана трасс, мы экономим порядка 80% времени, а с использованием Базы готовых решений до 100% времени. Для проектов же в полном объеме и с планировками, трудозатраты сильно зависят от объема трасс и поэтому слабо предсказуемы на «берегу», однако с применением Fieldsys, который мы освоили хорошо, время специалистов используется весьма эффективно и с высоким КПД. Чтобы этого достичь мы подготовили необходимые инструкции для «быстрого старта» новых инженеров и набираем статистику их работы.

- Есть ли новые перспективные направления для инжиниринга при помощи EPLAN?

- В рамках развития системы проектирования мы хотим перевести разработку пожарной сигнализации в EPLAN. Массово никто в России охранно-пожарные системы в EPLAN не делает, однако мы считаем, что возможности EPLAN c Preplanning и FieldSys будут эффективными для решения задач такого класса. Сейчас планируем сделать пилотный проект, прототип уже готов, обкатан и доказал свою эффективность.

- Как еще может использоваться EPLAN в процессе от проекта к готовому изделию?

- Сборка шкафов у нас контрактная, работа сдельная - монтажникам важно правильно оценить трудоемкость сборки щита, которые в свою очередь - все разные, но мы выявили основные трудозатратные единицы в щите - это соединения и слесарная работа (вырезы отверстий). При формировании документация на щит, руководитель цеха получает в составе документации базовый расчет по трудоемкости сборки щита и использует эту информацию в производстве, анализе и сборе статистики. Кроме того, компания Rittal производит оборудование для автоматизации некоторых процессов сборки щитов, например, станки для механической обработки, сверления отверстий, набивки клеммных сборок, разводки проводов и пр. EPLAN обеспечивает бесшовную миграцию данных из проекта в станок, что существенно повышает производительность и качество работы сборочного цеха. В наших ближайших стратегических целях - оснащение нашего производства таким оборудованием и переход на новую ступень в техническом развитии предприятия.

- Какие стратегические цели и задачи у компании АВАТРИ на ближайшее время и в среднесрочной перспективе?

- В среднесрочной стратегии развития, компания планирует развивать бизнес в Европе, в мае съездили в Вену на форум, будем открывать там свое представительство. Сейчас в компании 100 человек, одних инженеров - 70. Стратегия у нас такова, что мы стараемся участвовать в крупных международных проектах - нам важно иметь эффективный инструмент для обеспечения бесшовного инжиниринга. В качестве грядущих целей на 2018 год - в разрезе бесшовного инжиниринга - стоит задача внедрить проектирование систем безопасности на базе EPLAN, а также упрочить достигнутый нами уровень соответствия концепции Индустрии 4.0, тем более что спрос на данные технологии растет в Европе и даже у нас в России галопирующими темпами. За два годы мы вышли на хороший уровень, и находясь в правильном тренде мы чувствуем себя уверенно, продуктивно работая в реалиях современного рынка, выбрав, в качестве базового решения систему инжиниринга EPLAN. Сейчас мы смотрим вперед - на следующую ступень - будем осваивать Pro Panel и возможно EEC ONE, потому что основная наша задача - обеспечивать эффективный и высококачественный инжиниринговый сервис для наших клиентов.