Москва, 18 янв - ИА Neftegaz.RU. Нефтегазовая промышленность России в основном сосредоточена в регионах с суровым климатом. Там, где вечная мерзлота Арктики и непроходимые болота Сибири. Добыча углеводородов здесь - трудная с технологической точки зрения и дорогостоящая задача. Нефтяники работают в условиях особой экосистемы, в отношении которой государство реализует строгую экологическую политику. Климатические изменения вызывают подтаивание вечной мерзлоты за Полярным кругом, а болота Сибири не промерзают в достаточной степени, чтобы выдерживать тяжелую технику.
На помощь нефтяникам приходит современный специализированный транспорт, который круглогодично обеспечивает снабжение нефтепромыслов ресурсами, перевозит людей, грузы и оборудование и при этом, за счет своих конструктивных особенностей, не оказывает высокого давления на грунт.
К машинам обеспечения относятся:
- различные транспортеры, способные перевозить грузы массой до 20 т;
- топливозаправщики;
- топливовозы.
К специализированной технике относятся:
- автовышки;
- многофункциональные буровые установки;
- самосвалы на гусеничном ходу;
- агрегаты для сбора нефти, сварочные комплексы.
Отдельную линейку составляют снегоболотоходные и понтонные экскаваторы.
Кстати, последние производятся в России только в Свердловской области: полный цикл их сборки успешно налажен на Екатеринбургском заводе самоходных машин «Континент».
Снегоболотоходная техника работает на Каспии, в условиях крайнего Севера и на полярных станциях в Антарктиде.
Выносливость и неприхотливость ‑ это главные требования к транспортному сектору нефтяной и газовой промышленности, однако, далеко не единственные.
Сегодня не менее важны экологическая составляющая и многофункциональность машин.
- Применение одной из таких новых спецмашин способно заменить целый парк узкоспециализированной устаревшей техники, до сих пор эксплуатируемой на предприятиях энергетического комплекса, - говорит маркетолог Екатеринбургского завода самоходных машин «Континент» М. Артемьев.
Например, гусеничный транспортер-снегоболотоход с экскаваторной установкой способен с легкостью доставить трубы в самые труднодоступные, заболоченные участки прохождения магистральных трубопроводов, рыть землю и расчищать местность, может сам забивать сваи, откачивать водно-грязевую пульпу, и, помимо перечисленного, перевозить на себе сварочную установку с полным комплексом оборудования.
Следовательно, для проведения сварочных работ не нужно применять дополнительную спецтехнику.
Такая многофункциональная машина обеспечивает возможность проведения спектра земляных, строительных и монтажных работ и заменяет собой 2-3 вида автотехники.
Экологические требования растут
По данным ЕЗСМ, за 15 лет его работы серьезно повысились госстандарты и экологические требования к машинам.
Сегодня вся техника, выпускаемая заводом, соответствует экологическому топливному стандарту «Евро-5» и обладает широкими и мягкими ленточными гусеницами (до 1400 мм), обеспечивающими низкое удельное давление на грунт.
В СССР машины, выпускавшиеся на автозаводах в 1970 - 1980-е гг., металлическими гусеницами буквально резали мох, а колеи от их колес со временем превращались в глубокие овраги.
Современная техника, в отличие от своих предшественников, оснащена резинометаллическими гусеницами, и работает гораздо мягче: даже мох только приминает, не нарушая природно-растительный слой и водно-экологический баланс территории.
Импортозамещение снизило цены
Отечественная нефтяная промышленность выросла, прежде всего, на канадской снегоболотоходной технике, которая в текущих условиях является излишне дорогой.
Свои модификации предлагают норвежские и японские фирмы, но их техника по многим параметрам далека от российской действительности, плюс покупается в валюте и проделывает долгий путь до клиента.
Российская снегоболотоходная техника сегодня в 2-3 раза дешевле иностранных аналогов - это факт, с которым нельзя не считаться.
Во многом именно это обуславливает ее растущую популярность в нефтегазовой сфере, особенно у средних нефтесервисных и энергетических компаний.
Потребители оценили, во-первых, возможность напрямую контактировать с производителем и индивидуально менять конфигурацию машин, а во-вторых, что немаловажно - доступность сервисного обслуживания и запчастей.
Сегодня отечественное производство покрывает практически все виды вездеходов. Можно сказать, отрасль спецтехники для нефтепромыслов не является зависимой от импорта.
По словам М. Артемьева, российские производители готовы по техзаданию заказчика сконструировать и изготовить любую машину, провести полевые испытания и доработать ее
Уральский кластер
Завод ЕЗСМ - пример того, как на фоне санкционных рисков и реализации политики импортозамещения, российские компании, ориентированные на нефтегазовую отрасль, за последние годы значительно расширили ассортимент продукции и работают над обновлением технического обеспечения.
Развитие таких предприятий и локализация иностранных производителей поддерживается на уровне регионов.
В Свердловской области уже сложился крупный отраслевой блок производств, обеспечивающий нужды нефтегаза в оборудовании и комплектующих.
- Сегодня перспективно создавать новые проекты нефтегазового машиностроения и производства компонентов как в кооперации с действующими региональными предприятиями, которые готовы к технологическому партнерству, так и путем самостоятельного развития, - комментируют в Корпорации развития Среднего Урала.
В регионе созданы и развиваются площадки с готовой инфраструктурой (в том числе территории со статусом ОЭЗ и ТОСЭР) для размещения и быстрого запуска производств.
Производство специализированной техники завода ЕЗСМ локализовано в индустриальном парке «Про-Бизнес-Парк», крупном индустриальном парке в границах Екатеринбурга.
Кроме того, на нефтегазовую отрасль ориентирован индустриальный парк «Богословский», имеющий прямое дорожное сообщение с ХМАО-Югрой.
Создание таких территориальных промышленных кластеров - это еще один шаг к тому, чтобы политика импортозамещения стала не просто идейной необходимостью, а реальным государственным достижением.
И Свердловская область в этом направлении уже достигла значительных успехов.
Именно здесь работают ведущие российские предприятия машиностроения и трубного проката.
Каждая 4я труба нефтяного сортамента в России сегодня выпускается в Свердловской области.
Производитель буровых - «Уралмаш НГО Холдинг» - обеспечивает свыше 60% рынка российских тяжелых установок.
Кроме того, в регионе базируются производитель компрессорного оборудования «Невьянский машиностроительный завод», производители труб «Синарский трубный завод», «Северский трубный завод» (группа ТМК) и «Первоуральский новотрубный завод» (группа ЧТПЗ).
На Урале развиваются проекты по производству емкостного оборудования и химических продуктов для разведки и добычи.
Ведутся переговоры о создании в регионе производств оборудования для заканчивания скважин и для интенсификации добычи.