Исследователи из Western University при помощи канадского синхротрона CLS нашли способ резко снизить цену топливных ячеек. Это может открыть дорогу в массовое производство очень перспективному источнику энергии, который пригодится на всех видах транспорта, в быту и на производстве.
Суть новой методики заключается в «разбивке» платинового катализатора на наночастицы и отдельные атомы, способные ускорять химические реакции.
Платина, которая стоит очень дорого и часто используется в качестве катализатора, зачастую тратится впустую, поскольку работают только поверхностные атомы, а нижние слои метала не имеют контакта с внешней средой.
Получается, что для изготовления топливной ячейки нужно купить платину и заплатить за 100% дорогостоящего материала, а реально работать будут лишь 10-20%.
В основном именно этим объясняется дороговизна топливных ячеек, которые могли бы заменить устаревающие бензиновые моторы в наших автомобилях.
Новая технология решает проблему перерасхода платины.
Новый метод осаждения атомных слоев (ALD) позволяет наносить именно столько катализатора, сколько это необходимо
Это резко снижает цену топливной ячейки без потери ее производительности, которая, к слову, итак уже достаточно высока для коммерческого использования.
Разработать новую технологию осаждения атомных слоев удалось с помощью синхротронного излучения установки CLS и электронного микроскопа со сверхвысоким разрешением. Благодаря этому ученые смогли отследить химические свойства платины и найти оптимальный способ «разобрать» платину на мельчайшие из возможных частей, способных поддерживать каталитическую реакцию.
Новой технологией уже заинтересовалась компания Ballard Power Systems - один из крупнейших производителей топливных элементов. Не исключено, что их инвестиции позволят создать первый дешевый образец топливной ячейки, который станет новой страницей в истории энергетики.
Источник: R&D CNews