Стратегия развития электросетевого комплекса РФ одной из ключевых задач государственной политики в сфере электросетевого хозяйства предполагает создание экономических методов стимулирования эффективности сетевых компаний, обеспечение условий для стабилизации тарифов, а также привлечение частного капитала в электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электросетей для обеспечения надежности электроснабжения.
Что же необходимо сделать сетевым компаниям для достижения целей и задач Стратегии?
Во-первых, реализовать требования государства и потребителей для повышения эффективности и надежности электрических сетей и энергосистемы в целом;
Во-вторых, обеспечить наращивание ценности инфраструктуры для пользователей и бизнеса с целью привлечения инвестиций;
В-третьих, сформировать условия для развития нового техно-промышленного уклада;
В-четвертых, обеспечить участие в новых глобальных рынках технологий оборудования, программного обеспечения для интеллектуальной энергетики.
Решить эти задачи в одиночку крайне сложно, а, зачастую, невозможно, поэтому сетевые компании должны взаимодействовать с региональными властями и потребителем, в т.ч. представителями бизнес-сообщества. В связи с тем, что электросетевые компании МРСК являются основными поставщиками электроэнергии в регионах (степень локализации в различных регионах присутствия МРСК Центра 80-100%), развитие электросетевой инфраструктуры должно синхронизироваться с развитием регионов. Это должно быть сделано для сбалансированного достижения двух основных целей: обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителей электрической энергии и развития бизнеса на территории региона присутствия.
Направления взаимодействия с электросетевыми компаниями для бизнес-сообщества видятся следующие:
инвестиции в реновацию электрических сетей;
инвестиции при технологических присоединениях;
реализация дополнительных сервисов совместно с электросетевыми компаниями;
инвестирование в инновации;
инвестирование в развитие территориальной инфраструктуры, совместно с электросетевыми компаниями.
Однако развитие регионального бизнеса и обеспечение надежности и качества электроэнергии нивелируются нерешенными проблемами, только часть из которых находится в сфере решений электросетевых компаний.
Проблемы электросетевых компаний, снижающие инвестиционную привлекательность:
неравномерное непрогнозируемое территориальное развитие;
затраты сетевых компаний на технологическое присоединение, не покрываемое платой;
отсутствие ответственности потребителя за взятые обязательства по потреблению в рамках заявленных параметров мощности;
высокий износ сети;
небольшое количество реальных инновационных предложений, существенно улучшающих основные параметры деятельности энергокомпаний.
Взаимодействие при территориальном планировании позволит решить задачи ускорения процесса технологического присоединения и повысить эффективность использования инвестиций при строительстве и реконструкции объектов. Достичь низких сроков технологического присоединения одним сетевым компаниям достаточно сложно без взаимной ответственности с потребителем и качественного территориального планирования.
Низкое качество территориального планирования приводит:
к проблемам при выборе земельных участков для прохождения трасс линий электропередачи и размещении электросетевых объектов;
к завышенным затратам на строительство и реконструкцию энергообъектов;
к проблемам инвестиционного планирования, т.к. очень сложно определить первоначальные затраты на строительство/реконструкцию энергообъектов;
к завышенным срокам ввода энергообъектов;
к необходимости выкупа земельных участков для прохождения трасс ЛЭП.
Эффективное территориальное планирование позволит снизить затраты на технологическое присоединение потребителей, обеспечить ликвидацию дефицита мощности в крупных узлах нагрузки, и позволит комплексно решать задачи развития региона.
Отсутствие ответственности потребителя за заявляемые параметры нагрузки в настоящее время приводит к нарастающим проблемам разрыва между юридической мощностью по договорам технологического присоединения и максимальной мощностью центров питания по результатам замеров. Отсутствие у потребителя стимулов к дифференцированию заявляемой нагрузки приводит к увеличению разрыва графиков нагрузки день/ночь. Выравнивание нагрузки несет огромный экономический эффект для электросетевых компаний, особенно при технологических присоединениях. Ведь не секрет, что если при расчете электрических сетей для электроснабжения потребителей с заявками до 15 кВт применяются коэффициенты одновременности, то для крупных моно-потребителей расчет ведется исходя из заявленной мощности. Фактически, чем больше заявленная мощность, тем больше затраты сетевых компаний на строительство и реконструкцию электросетевых активов. В связи с чем, при эффективном планировании режимов потребления электроэнергии можно значительно сэкономить затраты на сетевое строительство и реконструкцию.
Взаимодействие на стадии предпроектных обследований значительно повышает эффективность реализации инвестиционных проектов присоединения к электрическим сетям как заявителей, так и сетевых компаний. Так разработка схем выдачи мощности на стадии начала проекта присоединения к электрическим сетям объектов крупной генерации, которая является обязательной при присоединении крупных генерирующих объектов, дает возможность четко сформировать сроки и бюджет, рассчитать правильно эффективность и на ее основании применить технические решения, в т.ч. инновационные.
Большие резервы в повышении эффективности работы электросетевого комплекса в развитии малой генерации, в т.ч. применении возобновляемых источников электроэнергии. В настоящее время развитие малой генерации в большинстве случаев не спланировано, иногда малая генерация создается в профицитных узлах нагрузки, зачастую объекты малой генерации не рассчитаны на работу с изолированной от электрических сетей нагрузкой. В связи с чем, в некоторых случаях малая генерация разгружает и так ненагруженные сети. Несмотря на открытость на всех сайтах электросетевых компаний данных о распределении нагрузки по территории присутствия, планирование развития малой генерации фактически отсутствует. И здесь решение проблемы видится в предоставлении прав электросетевым компаниям полноценно участвовать в планировании размещения малой генерации, а также самой устанавливать слаботочные генерирующие установки для заявителей, строительство электросетевых объектов к которым крайне убыточно.
Развитие малой генерации также требует эффективной системы управления выдачей мощности, управления нагрузкой с учетом загрузки центров питания электросетевых компаний, разработки правовых механизмов участия генерирующих компаний на рынке, иначе может получиться эффект, когда электрические сети будут незагруженным резервом для генерирующих станций. При этом обслуживание резерва будет оплачено потребителями электроэнергии.
Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение развития электросетевого комплекса автору видятся в следующем:
1. Введение механизма гарантий, в том числе финансового, со стороны потребителей и администраций регионов за заявленную мощность.
2. Создание законодательного механизма одностороннего расторжения договорных отношений при длительном неисполнении заявителем своих обязательств по заявленной мощности.
3. Введение стимулов для потребителя в части заявления поэтапного ввода нагрузки.
4. Дифференциация платы за ТП по критерию энергодефицитных и энергопрофицитных районов регионов. Стимулирование строительства заявителями объектов, расположенных в зонах профицита мощности сетевых организаций.
5. Предоставление заявителям на технологическое присоединение услуги энергетического обследования и, при необходимости, энергосервисных услуг для определения оптимальной величины заявляемой мощности и графика нагрузки.
Электросетевые компании со своей стороны предлагают свое участие в реализации проектов присоединения к электрическим сетям, готовность дать практические рекомендации по оптимальному построению сетей заявителя, применению инновационных решений.
Дмитрий Рыбников