Еще совсем недавно Россия и Европейский союз стремились к стабильности общего энергетического рынка и надежного импорта и экспорта растущих объемов энергоносителей. Европейские государства традиционно относились к числу важнейших экономических партнеров России.
Тесные связи в топливно-энергетической сфере всегда существовали и с США, несмотря на противостояние политических систем и периодически вводимые Америкой «санкционные меры». Это сотрудничество было взаимовыгодным, и, казалось, никакая политика не сможет помешать крепким товарно-денежным отношениям в столь насущной области, как энергетика.
Однако же, после известных событий, топливно-энергетическая отрасль стала одной из главных мишеней ограничений, введенных правительством ЕС в отношении отдельных секторов российской экономики. В начале июля 2015 г. был введен запрет на инвестиции в энергетические секторы России, включая добычу нефти и газа.
В соответствии с ним, введен полный запрет на экспорт товаров, услуг и технологий, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, разведки и добычи нефти в Арктике; проектов, связанных с добычей сланцевой нефти в России, например, бурение, освоение скважин или геофизические исследования. С подачи Соединенных Штатов, разумеется, и при деятельном их участии.
Согласно данным доклада «Влияние санкций на российский энергетический сектор», подготовленного американским аналитическим центром Atlantic Council, большая часть американских санкционных запретов должна была осложнить развитие российских технологий в сфере разведки и добычи углеводородов.
Санкционный запрет на поставку в Россию технологий и оборудования для ТЭК, по мнению американских аналитиков, неизбежно приведет нефтегазовую отрасль к технологическому отставанию, которое в ближайшие 5-7 лет может стать необратимым, после чего последует полный крах российской экономики.
Именно с этого момента перед страной встал вопрос глобального импортозамещения. И в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе, как ключевой отрасли экономики. Срочная и в то же время планомерная работа по импортозамещению критически важна для нефтегазового сектора.
До сих пор 80% закупаемого российскими нефтяниками оборудования было импортным, по отдельным категориям показатель достигал 100%. Прекращение поставок из-за рубежа ударяли по всему технологическому циклу. При переходе полностью на российскую продукцию придётся весьма дорого заплатить за развитие столь зависимой от западных поставок сферы промышленности. В первую очередь потому, что создание импортозамещающих производств является инновационным предпринимательским процессом.
Крупные компании заинтересованы не просто в производстве, а именно в разработке инноваций внутри страны. Кроме того, объекты права, такие как запатентованные технологии, являются дорогостоящим и высоковостребованным товаром. Поэтому решение задач импортозамещения для ведущих отраслевых компаний - реальное понимание необходимости снижения затрат.
Уже сегодня в результате реализации стратегии импортозамещения, по некоторым оценкам, доля импортного оборудования в топливно-энергетической сфере снизилась до 53% . К 2020 г. отрасль планирует достичь уровня 70% на 30% в пользу отечественных компонентов, а целевым показателем названо соотношение 80% на 20%.
Импортозамещение в топливно-энергетическом комплексе базируется на мощном технологическом рывке национальной промышленности. А значит, оно должно включать не только оборудование и технологии, но и квалифицированный и современный инжиниринг, которого сейчас не хватает на внутреннем рынке нефтесервисных услуг. Тем более, что главная задача новой энергетической стратегии России до 2035 года предусматривает переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию нефтяной отрасли.
Это позволит поставлять на внутренний и внешний рынки не сырье, а высококачественную нефтегазохимическую продукцию и активизирует инновационные процессы и модернизацию сначала смежных, а затем и других отраслей экономики. Таким образом, появится возможность сконцентрировать финансовые ресурсы, прежде всего, на тех промышленных предприятиях, которые вовлечены в инновационные процессы. Подобный подход обеспечит рациональную реиндустриализацию экономики России.
Олег Поляков, генеральный директор «ПЕТОН Инвест Технолоджи» так прокомментировал ситуацию в топливной энергетике: «Да, конечно, нефтегазовый сектор требует длительного цикла реализации поставленных задач от стадии проектирования до пуска объектов, это связано с крупными инвестиционными затратами. Но проблемы решаются. Так, в рамках программы модернизации нефтегазовых предприятий России нами запланировано и осуществляется участие в крупных международных проектах. «ПЕТОН» в консорциуме с немецкой компанией «Линде» участвует в строительстве одного из самых масштабных проектов на сегодняшний день - Амурского газоперерабатывающего комплекса. Помимо разработки части проектной документации «ПЕТОН» осуществляет импортозамещение технологии подготовки сырья и актуализацию лицензионной криогенной технологии к условиям эксплуатации в России».
По причине ответных ограничений, связанных с введением санкций на поставку европейского и американскогооборудования и технологий на российский рынок, иностранные компании проявляют повышенный интерес к локализации производства на территории России. И для этого у них мощная мотивация. Они выходят на огромный рынок сбыта, закрытый поставкам из-за рубежа, и, главное, автоматически получают допуск к государственным и муниципальным закупкам, к участию в тендерах, проводимых крупными российскими компаниями с участием государственного капитала и другие льготы, которыми пользуются российские предприятия.
Мировой технологический лидер General Electric размещает производства на территории России, норвежский инжиниринговый концерн Aker Solutions и международная нефтесервисная компания FMC Technologies активно расширяют сферы сотрудничества. Они фактически переходят на уровень промышленной кооперации, что позволяет максимально эффективно и на взаимовыгодных условиях удовлетворить огромный спрос, который формирует российский ТЭК, с перспективой совместного выхода на глобальные рынки.
Парадокс, но санкции для нашей страны оказались весьма продуктивными, и в то же время, контрпродуктивными для тех, кто их поддержал. Ничуть не умоляя сложности сложившейся ситуации, рассматривая влияние санкций на экономику России, нельзя не отметить, что именно они стали мощным импульсом для укрепления политической и экономической независимости российского государства, подстегнув развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности.