USD 92.5919

+0.02

EUR 100.2704

-0.14

Brent 86.63

+0.94

Природный газ 1.727

+0.01


Аксененко Николай Емельянович

Аксененко Николай Емельянович

95 место

Биография

Родился 15 марта 1949 г. в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в крестьянской семье.

Образование

Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта окончил в 1972 г. Специальность по образованию - инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.

Академию народного хозяйства в 1990 г.

Семейное положение

Женат.

Имеет двоих детей.

Основные этапы биографии

Трудовую деятельность начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода.

С 1972 по 1978 год работал дежурным по станциям, начальником станций Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1978 - 1984 годах был заместителем начальника станции, начальником отдела движения, заместителем начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги.

С 1984 по 1994 год был заместителем начальника Мурманского отделения, начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, заместитель начальника и главным экономистом Октябрьской железной дороги, первым заместителем начальника дороги .

В 1994 - 1997 годах - заместитель министра путей сообщения РФ.

С 1997 года - министр путей сообщения РФ.
Во время правительственного кризиса - исполняющий обязанности министра путей сообщения РФ.

24 апреля 1998 г. Указом Президента РФ был назначен министром путей сообщения РФ.

С августа по сентябрь 1998г. - и.о. министра путей сообщения.

25 сентября 1998г. назначен министром путей сообщения РФ.

12 мая 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ.
После отставки правительства Степашина (август 1999г.) - и.о. первого вице-премьера.

19 августа 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ.

16 сентября 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ - министром путей сообщения РФ.

10 января 2000 г. и. о президента Владимир Путин своим указом освободил Николая Аксененко от должности первого заместителя председателя правительства и назначил его министром путей сообщения.
7 мая 2000 г. в связи с вступлением в должность президента Путина все члены правительства ушли в отставку и до назначения новых министров стали исполняющими обязанности.

18 мая 2000 г. назначен министром путей сообщения.

19 октября 2001 года Аксененко вызвали в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.
23 октября он выступил с заявлением, в котором заверил, что будет всячески содействовать объективному расследованию и установлению истины.

3 января 2002 года освобожден от должности министра путей сообщения РФ.

13 октября 2003 года Генпрокуратура РФ завершила расследование и направила в суд уголовное дело в отношении Аксененко. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий), и пункта "б" части 3 статьи 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ".

Умер 20 июля 2005 года.

Происхождение, семейное положение

Из интервью. Нас было семеро братьев и шесть сестер. Я - самый младший, тринадцатый. К сожалению, живы не все... Разница между старшим и младшим - 24 года. Старшие сестры - им сейчас за семьдесят уже - относились ко мне, как к своему сыну...Отец был железнодорожником - инженер, локомотивщик... Он, кстати, не советовал мне поступать в институт. Отговаривал он меня потому, что знал: это - адская работа. С женой мы познакомились еще в институте и с тех пор вместе. Мне очень повезло, что судьба свела меня именно с ней. Нам удалось сохранить чувства и восприятие друг друга такими, какими они были еще в студенческие годы. Должен признаться, что в большей степени это заслуга жены. Как только я начал работать, у меня на семью всегда оставалось очень мало времени. Но никогда семья для меня не была на втором месте. (Stringer, 2000)

Сторонние оценки, характеристики

Аксененко, перебравшись в столицу, быстро разобрался, с кем водить дружбу, на кого поставить. Поставил на Абрамовича - и не ошибся. Как утверждают знающие люди, сотрудничество Аксененко и Абрамовича началось еще в 1992 году. Последний возглавлял тогда малое предприятие "АВК". В 1997 году Абрамович уже хозяйничал в "Сибнефти" и с помощью Березовского налаживал прочные связи в Кремле. Поэтому, когда встал вопрос о кандидатуре нового министра путей сообщения, соперников у Аксененко не оказалось. Вскоре после того как Николай Емельянович освоил новый кабинет, "Сибнефть" получила от МПС льготный тариф на транспортировку нефти за границу и пользовалась им, на зависть другим экспортерам, в течение года.

Министр Аксененко оказался неплохим менеджером. Свое ведомство он уже давно считает коммерческим предприятием, которое должно развиваться, приносить прибыль и осваивать новые виды бизнеса. Одна беда - он никак не может научиться отличать свою шерсть от государственной. Став министром, Николай Емельянович сразу же упорядочил расчеты за перевозки, 70 процентов которых до него производилось по бартеру. Он добился участия в перевозочном процессе фирм-экспедиторов и права предоставления им льготных тарифов. В итоге МПС избавилось от натуральных расчетов, а фирмы за счет льгот стали получать реальную прибыль.

На выпады со стороны министр реагирует болезненно, а чтобы их было как можно меньше, оплачивает мощный пиар в СМИ и пускает пыль в глаза налогоплательщикам и правительству с помощью всевозможных акций. Устанавливает турникеты на московских вокзалах, объявляя войну зайцам, отправляет сотни пассажирских вагонов в Чечню для проживания беженцев, раз в полгода запускает в строй комфортабельные электрички. (Stringer, 2000)

Пребыванию Аксененко в министерском кресле посвящено большое количество журналистских расследований. Среди них аферы с векселями Пенсионного фонда, продажа бензина в Чечню из запасов ОЖД, закупка рельсов в Японии через офшорную фирму на Кипре... Но главные расследования посвящены фирмам Eastern Fertiliger Trading, чьим представителем в России является сын министра Рустам, и ЗАО ПФГ "Евросиб", которое возглавляет племянник министра Сергей. Обе фирмы занимались в основном перевозками грузов и пользовались при этом чрезмерными льготами. Например, им Аксененко позволял расплачиваться "денежными суррогатами", а не "живыми" деньгами, делал скидки с утвержденных тарифов. Долгое время существовало постановление, требовавшее оформлять все заграничные перевозки только в Transrail. (Россия, 2000)

"Дело Аксененко"

Уголовное дело по фактам злоупотреблений в МПС было возбуждено 9 октября 2001 года. 19 октября Николай Аксененко был вызван в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Руководитель МПС отказался подписывать постановление о предъявлении обвинения, а также - подписку о невыезде. Тем не менее в прокуратуре убеждены, что дела это не меняет - он остается обвиняемым. Кроме того, в прокуратуре утверждают, что уже изучают материалы проверки Счетной палаты, которая выявила несколько нарушений со стороны руководства МПС: незаконное расходование 700 млрд. рублей, предназначенных на "северный завоз" в 1997 году, неуплата налогов в сумме 11 млрд. рублей за 2000 год и покупка квартир лицам, не имеющим к МПС никакого отношения. "Отказ Аксененко подписывать постановление о предъявлении ему обвинения и подписку о невыезде не меняет его статуса обвиняемого по этому уголовному делу", - констатировали в Генпрокуратуре. После визита в ГП Аксененко организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что обвинения связаны с хозяйственной деятельностью МПС - единственного ведомства в России, совмещающего в себе функции хозяйствующего субъекта и государственного регулирующего органа.

Положение Аксененко весьма серьезно. Как говорит известный адвокат Юрий Кориневский, защищавший бывшего главу "Роскомдрагмета" Евгения Бычкова в деле Golden ADA, "следователь теперь может по санкции Устинова или его заместителя отстранить обвиняемого от занимаемой должности". А представитель президентской администрации заявил "Ведомостям", что "ситуация, когда министерством руководит человек, в отношении которого проводится уголовное расследование, ненормальна". Кремль явно не собирается защищать несчастного министра. "Перед законом все равны", - заявил 22 октября замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, добавив, что Аксененко зря "апеллирует к исполнительной власти", стараясь избежать прокурорского внимания.

Сам же глава МПС РФ Николай Аксененко "уверен, что в ближайшее время будет установлена беспочвенность" выдвинутых против него обвинений. В поступившем 23 октября заявлении министра говорится: "я буду всячески содействовать объективному расследованию, установлению истины. Коллегия министерства и я, как ее председатель, продолжим линию на сохранение целостности отрасли, проведение структурной реформы, получившей одобрение правительства и президиума Госсовета РФ. Полагаю, что до окончания следствия данное заявление будет последним с моей стороны, и надеюсь, что и иные ответственные лица будут руководствоваться законом, здравым смыслом и общепринятой этикой, не позволяющей делать преждевременных выводов".

Официальное заявление ПРЕСС-СЛУЖБЫ МПС РФ

"Некоторыми СМИ была распространена провокационная информация о том, что министр путей сообщения России Николай Аксененко подал в отставку.
В связи с этим Центр общественных связей "Транс-Медиа" МПС РФ заявляет: министр путей сообщения России Николай Аксененко не подавал в отставку и подавать не собирается. Министр путей сообщения Н.Аксененко действительно был приглашен в Генеральную прокуратуру РФ в качестве свидетеля и ответил на вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью министерства.
К сожалению, до сих пор некоторые ведомства, проявляющие постоянный интерес к этой теме, либо не знают, либо забыли о том, что МПС РФ - единственное министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции. Это записано в Положении о МПС России, утвержденном правительством РФ еще в 1996 году. Начинающаяся реформа МПС России, в частности, направлена и на то, чтобы ликвидировать эту двойную функцию и сохранить железные дороги России как единую систему под государственным управлением.
Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы реформа МПС, поддержанная президентом России и уже утвержденная правительством РФ, была воплощена в жизнь".