USD ЦБ — 65,98 +0,08
EUR ЦБ — 75,35 +0,67
Brent — 68,08 +1,60%
суббота 17 ноября 05:31

Персоналии

Каримов Ислам Абдуганиевич - экс президент Узбекистана

1-й президент Узбекистана после распада СССР
Дата рождения: 30 января 1938 г.
Информация обновлена: 09 июля 2017 г.

Умер 2 сентября 2016 г в возрасте 78 лет.

1й Президент Республики Узбекистан, действительный член Академии наук Узбекистана. Находился во главе республики с 1989 г, когда стал первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР. В марте 1990 г был назначен президентом страны на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. Трижды избирался президентом Узбекистана - на всенародных выборах в декабре 1991 г, в январе 2000 г и в декабре 2007 г.

Ислам Абдуганиевич Каримов родился 30 января 1938 г в г Самарканде Узбекской ССР в семье служащих - иранца Абдугани и таджички Санобар Каримовых. Умер в 2016 г. 

В 1941 г родители отдали Каримова в самаркандский детдом, в 1942 г забрали домой, а в 1945 г вновь отдали в детдом. После окончания средней школы он поступил в Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте. В 1960 г Кармов закончил институт, получив специальность "инженер-механик".

В 1960 г Каримов начал работать на заводе "Ташсельмаш", занимал должности помощника мастера, мастера и технолога завода. В 1961-1966 гх работал инженером, конструктором и ведущим инженером-конструктором на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Кроме того, по некоторым сведениям, Каримов работал в ташкентском производственном объединении "Герметик", специализировавшемся на герметизации электронных приборов, и в Министерстве водного хозяйства Узбекской ССР.

В 1966 г Каримов перешел на работу в Госплан Узбекской ССР, где последовательно занимал должности главного специалиста отдела, помощника председателя, начальника отдела, начальника управления, заместителя и первого заместителя председателя Госплана. В 1967 г он закончил Ташкентский институт народного хозяйства и получил специальность "экономист". В 1983 г его назначили министром финансов Узбекской ССР, а в 1986 г - заместителем председателя Совета министров Узбекской ССР и председателем Госплана республики. В 1986-1989 гх Каримов работал первым секретарем Кашкадарьинского обкома Коммунистической партии.

В июне 1989 г Каримов был назначен первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР после назначения работавшего на этой должности Рафика Нишанова председателем Совета национальностей Верховного Совета СССР. В марте 1990 г Каримов был избран президентом республики на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. В марте 1991 г, в ходе референдума о вхождении союзных республик в СССР, он убедил большинство населения Узбекистана проголосовать за то, чтобы остаться в составе Советского Союза.

31 августа 1991 г Каримов провозгласил государственную независимость Республики Узбекистан. В декабре 1991 г на всенародных выборах был избран президентом страны. В марте 1995 г в Узбекистане прошел референдум, по итогам которого срок президентских полномочий Каримова был продлен до 2000 г. В январе 2000 г Каримов был вновь избран на пост главы государства. В январе 2002 г в Узбекистане состоялся еще один референдум, увеличивший срок полномочий президента с пяти до семи лет и теоретически позволивший Каримову еще дважды избираться на семилетний срок.

При этом Каримов, избравший авторитарную модель государственного развития, получил практически неограниченную власть, но не сумел добиться реального улучшения жизненного уровня для большинства населения и постепенно начал терять свою изначальную легитимность. По мере ухудшения экономической ситуации и обострения борьбы за власть серьезной угрозой политическому режиму Каримова стали мусульманские лидеры. Ситуация особенно обострялась в 1999, 2000 и 2004 г, когда боевики устраивали взрывы и теракты в Ташкенте, а на территории республики и в соседней Киргизии проходили масштабные боестолкновения правительственных войск с вооруженной узбекской оппозицией. В ответ Каримов провел несколько серий массовых арестов в республике, а в 1999 г реформировал традиционный общинный институт местного самоуправления - махаллу, создав на его основе вооруженные отряды "Стражей махалли". По мнению экспертов, махалли стали основным элементом системы слежки и контроля за населением республики.

По мнению экспертов, с начала 1990-х годов Каримов стремился к независимой внешней политике Узбекистана, но из-за военных конфликтов в пограничных Таджикистане и Афганистане вынужден был искать поддержки более сильных покровителей, играя на противоречиях между ними. Так, независимость от Москвы достигалась за счет альянса с Вашингтоном и наоборот. В 1994 г Узбекистан стал членом Договора о коллективной безопасности СНГ (ДКБ), но в 1999 г, в виду усиления военного присутствия России в Закавказье и Средней Азии, Каримов вышел из ДКБ. Позже, опасаясь возможного вторжения талибов из Афганистана и экспорта исламской революции, он снова пошел на сближение с Москвой, и в июне 2001 г Узбекистан присоединился к "Шанхайской пятерке" (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), которая стала называться Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Осенью 2001 г Ташкент активно поддержал американскую операцию против Афганистана (спровоцированную терактами в США 11 сентября 2001 г) и предоставил Вашингтону возможность открыть на территории Узбекистана военную базу.

В 2005 г Каримов подвергся резкой критике Запада и международных организаций после событий 12-13 мая в узбекском городе Андижан, где правительственные войска открыли огонь по мирным жителям, требовавшим немедленного проведения социально-политических и экономических реформ в республике. По официальной версии, власти подавили антиправительственный мятеж террористов, финансировавшихся посольством США и иностранными средствами массовой информации. Москва поддержала версию Ташкента об организации андижанских выступлений исламскими экстремистами, и вскоре Россия и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, в том числе о предоставлении друг другу военных баз и военных объектов, а Каримов распорядился закрыть американскую военную базу в Узбекистане. После этого Ташкент присоединился к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), а его внешняя политика стала носить выраженный антиамериканский характер. В 2006 г Узбекистан стал членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

При этом внешнеполитический курс Каримова во многом определял направление экономического развития страны. В 1990-х гх, когда Ташкент дистанцировался от Москвы, в республике отмечалось снижение объемов торговли и производства из-за того, что технологически промышленность России и Узбекистана были тесно связаны. Тогда Каримов взял курс на форсированную индустриализацию экономики, проходившую во многом за счет свертывания социальных программ. В итоге в Узбекистане была сохранена собственная база авиастроения, появилась автомобильная промышленность. Переломным в экономическом сотрудничестве Москвы и Ташкента стал 2004 год, когда был создан российско-узбекский консорциум по разработке узбекских газовых месторождений и подписан договор о стратегическом партнерстве между странами. В 2005 г, после андижанских событий, Каримов обещал продать российским бизнесменам многие неприватизированные стратегические предприятия республики.

В сентябре 2007 г (в год истечения конституционного срока полномочий Каримова как главы республики) стартовала избирательная кампания по намеченным на декабрь 2007 г выборам президента Узбекистана. В октябре того же г Либерально-демократическая партия Узбекистана выдвинула Каримова в качестве своего кандидата. Представители оппозиции выступили против выдвижения Каримова, так как по закону он не мог быть президентом страны более двух сроков подряд. Несмотря на наличие других кандидатур на пост президента, эксперты сошлись во мнении, что победа Каримова предопределена.

23 декабря 2007 г в Узбекистане состоялись выборы президента страны. Согласно предварительным итогам, 88,1 процента проголосовавших избирателей поддержали кандидатуру Каримова, вновь избранного президентом Узбекистана.

На саммите ОДКБ 5 сентября 2008 г Каримов подписал декларацию, в которой выражалась озабоченность в связи с действиями Грузии в Южной Осетии и расширением НАТО на восток, а также поддержка активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе. Но уже той же осенью наметилось и сближение Узбекистана с западными странами; по мнению некоторых экспертов, именно с этим была связана приостановка членства Узбекистана в ЕврАзЭс в ноябре 2008 г.

В июне 2012 г Узбекистан вновь приостановил членство в ОДКБ.

Каримов имеет ученые степени и звания доктора экономических наук, действительного члена Академии наук Узбекистана, академика Российской академии авиации и воздухоплавания, почетного доктора и академика ряда зарубежных университетов и академий. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов, золотой звездой под номером один "Узбекистон кахрамони" ("Герой Узбекистана"), орденами "Мустакиллик" и Амира Темура, рядом других орденов и медалей иностранных государств и международных организаций. Каримов является автором ряда монографий о политическом и экономическом развитии Узбекистана, его произведения были опубликованы в сборнике из 10 томов.

Каримов женат вторым браком, у них с супругой две взрослых дочери - Гульнара и Лола, также у него есть сын от первого брака, Петр.


Neftegaz.RU context