USD 99.018

+0.65

EUR 104.5016

+0.21

Brent 72.28

-0.13

Природный газ 2.803

+0.04


Тамбузер Рейн

2118 место

Биография

Рейн Тамбузер: "Хороший бизнес всегда взаимовыгоден"
"Мы вам обязательно поможем. Вы только дайте нам свои замечания по проектам" - эти слова министр экономического развития и торговли Герман Греф адресовал президенту и председателю англо-голландского нефтегазового концерна "Шелл" в России Рейну Тамбузеру. В ответ Тамбузер поблагодарил Грефа "за хорошие новости" и договорился о совместной встрече на будущей неделе. О том, что на ней будет обсуждаться, и о других проблемах иностранных компаний в области СРП корреспонденту "ГАЗЕТЫ" рассказал Рейн Тамбузер.

- Ваша компания уже заявила о своей готовности вложить миллиарды долларов в проект "Сахалин-2". Правительство согласовало этот проект. Скажите, остались ли нерешенные вопросы по этому и другим проектам, в которых вы участвуете, и о каких конкретно "хороших новостях" шла речь в беседе с Германом Грефом?
- Греф очень четко подтвердил намерение российского правительства завершить работу над созданием законодательной базы и до конца прояснить административные вопросы по СРП. Что же касается непосредственно компании "Шелл", то Греф пообещал обсудить на следующей неделе вопрос об окончательном утверждении бюджета и плане работ по проекту "Сахалин-2". Кроме того, буквально на днях была создана совместная комиссия по работе над Салымским проектом, где мы владеем 50%.

У нас действительно появилось ощущение того, что мы двигаемся вперед. Хотя еще в начале этого года из различных ведомств нам поступали неоднозначные сигналы относительно СРП. Я очень рад, что господин Греф всем все объяснил и стала осознана необходимость завершения работы над законодательной базой СРП. Глава Налогового кодекса уже направлена правительством в Думу, и, как пообещал министр, дискуссия с депутатами перед первым и вторым чтением будет более четко организована и упрощена. Но, конечно, есть еще много моментов, которые не служат для достижения реальных целей - ни правительства, ни инвестора.

- Что это за моменты?
- В самой простой своей форме СРП - это соглашения о том, как поступления от конечной реализации продукции делятся между инвестором и государством. Если брать тот проект, который был первоначально подан, в нем указан и налог на прибыль, и НДС, и социальный налог, ВМСБ, другие налоги, сборы в дорожные фонды и т.д. Все эти сборы не упомнишь. Мы очень настойчиво попросили правительство упростить эту главу НК - снять все лишние рычаги администрирования. Инвестор должен знать правила игры и то, что они не изменятся через несколько лет. Запутанное налогообложение заставляет нас ставить на полях маленький вопросительный знак. Это для нас дополнительный риск.

- Не кажется ли вам более рискованным разрабатывать месторождения, когда идет повсеместное сокращение экспорта нефти? Не боитесь ли вы, что у вас не будет возможности вывозить нефть с месторождений? Ведь нигде не прописано, за счет каких компаний инвесторы будут поставлять нефть на экспорт.
- Мы готовы сражаться за право получить 100-процентный экспорт добытой продукции. Но в долгосрочной перспективе цены на внутреннем и внешнем рынках будут стремиться к сближению, и в перспективе мы намерены насыщать и внутренний рынок России.

- Для себя вы определили какие-то сроки завершения работы над режимом СРП?
- Мы надеемся, что к середине 2002 года будут приняты все нормативные акты, решены административные вопросы, что позволит нам начать работать.

- Каков запланированный объем инвестиций "Шелл" в первые годы работы?
- Доля инвестиций "Шелл" по всем нашим проектам ("Сахалин-2" - 55%, Салымский проект- 50%, совместные с "Газпромом" разработки - 50% и другие) в течение ближайшего времени составит от 5 до 10 миллиардов долларов. Но все будет зависеть от того, когда нам будет дан старт. В целом же мы подсчитали, что только за период полной реализации проекта "Сахалин-2" суммарные мультипликативные инвестиции (не только прямые, но и косвенные) составят 30 - 40 миллиардов долларов.

- Существует мнение, что разработка месторождений на условиях СРП с иностранными компаниями не отвечает интересам России. Наши компании могли бы сами добывать эту нефть и экспортировать, делясь прибылью с государством. Тем более что сегодня мировой рынок перенасыщен нефтью и новые поставки приведут лишь к дальнейшему падению цен.
- Я думаю, что если сейчас начать привлекать инвестиции в СРП, то нефть поступит на рынки самое раннее через 3 - 5 лет. К тому же мы инвестируем, исходя из реальных, а не высоких цен. Если какая-либо страна снижает добычу, пытаясь таким образом повлиять на цены, она проигрывает дважды. Мировые тенденции, соотношение спроса и предложения все равно сильней. Поэтому влиять на цены путем снижения добычи, на мой взгляд, неправильно.

Плюс ко всему, если иностранные компании начнут работать в России совместно с российскими компаниями, они смогут друг друга усилить. Хороший бизнес всегда взаимовыгоден.