22 сентября 2017 г Балтийский завод в Санкт-Петербурге спустил на воду атомный ледокол Сибирь, оснащенный системой электродвижения* от концерна Русэлпром.
«Сибирь» - первый серийный атомоход проекта 22220.
Этот крупнейший в мире 170-метровый гигант способен преодолевать трехметровый лёд и гарантированно проводить по арктическим морям караваны различных судов. В состав новой ледокольной флотилии входят также «Арктика» и «Урал».
«Арктику», «Сибирь» и «Урал» строят всей Россией. Атомоходы полностью отечественные - это особо ответственная работа для поставщиков. Ряду российских предприятий буквально с чистого листа пришлось восстанавливать и по-современному наращивать утраченные было компетенции.
Русэлпром участвует в поставке оборудования для всех 3х ледоколов проекта 22220 класса ЛК-60Я. Например, впервые в России построена уникальная система электродвижения. Первенцем стал и судовой электродвигатель мощностью 20 мегаватт.
Для системы электродвижения атомоходов специально разработан инновационный комплект электрооборудования (два генератора с системами управления возбуждением и три гребных электродвигателя - ГЭД), который соответствует мировым аналогам по эксплуатационным и массово-габаритным характеристикам.
При проектировании этих электрических машин выполнены самые высокие требования. В числе основных - надежность и минимизация текущих эксплуатационных расходов на весь срок службы.
Высокая перегрузочная способность ГЭД обеспечивает бесперебойное функционирование ледокола в условиях меняющейся ледовой обстановки. Каждый из ГЭД обладает мощностью в 20 МВт (что сопоставимо с 27 тысячами лошадиных сил) и весит около 300 тонн.
Производство электрических машин для серии ледоколов стало хорошим поводом для масштабного переоснащения Ленинградского электромашиностроительного завода (НПО «ЛЭЗ»), входящего в состав Русэлпрома. Модернизация прошла от расширения подъездных путей для отгрузки крупногабаритных машин до приобретения самого крупного в России и Восточной Европе пропиточного комплекса «Монолит». Новые технологические процессы освоены на должном уровне, и производство машин для второго ледокола «Сибирь» было завершено более оперативно, приемка также прошла значительно быстрее с учетом замечаний к машинам для «Арктики». Выпуск уникальных гребных электродвигателей становится серийным.
Кроме того, в рамках данного проекта предприятия концерна Русэлпром поставляют электродвигатели для вспомогательных судовых механизмов.
Итак, корпус атомохода «Урал» еще строится на стапеле, а в НПО «ЛЭЗ» концерна Русэлпром уже приступили к сборке комплекта ГЭД для этого гиганта.
Ледокол «Сибирь» спущен на воду. Система электродвижения Русэлпром установлена на борту. Отметим важное преимущество ледокола - возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек. Конструкция судна двухосадочная. Набрав в балластные цистерны воды и осев на два метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.
Тем временем головной ледокол «Арктика» достраивается на воде. Электрические машины установлены на нем в прошлом году. Капитан этого атомохода Александр Спирин когда-то начинал свою морскую карьеру на прежней легендарной «Арктике», которая первой в мире достигла Северного полюса. Как видим, славная история российского ледокольного флота продолжается!
Новые ледоколы - это значимый этап в освоении арктических широт. Задача - сделать наш Северный морской путь «глобальной транспортной артерией», работающей круглый год. Сейчас мировые транспортные потоки между Азией и Европой идут мимо России - через Суэцкий канал, но ведь Севморпуть вдвое короче. Пока же через Суэц проходят по 20 тысяч судов в год, а сквозь нашу Арктику - лишь несколько десятков. Российские ледоколы изменят это соотношение. Мечта русских моряков о круглогодичной навигации по Северному морскому пути начинает сбываться.
*система электродвижения для атомных ледоколов проекта 22220 разработана и произведена на производственных площадках концерна Русэлпром.