Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Специалистами СКТБ «Катализатор» проведены опытно-промышленные испытания катализатора селективного восстановления оксидов азота аммиаком марки АОК-78-55 в условиях повышенных температур. Результаты испытаний подтвердили лабораторные исследования, что открыло возможность клиентам СКТБ «Катализатор» применять данный катализатор в условиях работы агрегатов АК-72М и, таким образом, снизить эксплуатационные затраты.
Об этом компания сообщает 28 апреля 2018 г.
В промышленных агрегатах получения неконцентрированной азотной кислоты после стадии абсорбции оксидов азота водой сбросовый газ, предварительно подогретый, поступает на реактор каталитической очистки, где в присутствии катализатора идет процесс селективного восстановления оксидов азота до образования безвредных продуктов: азота и воды.
Традиционные катализаторы для этого процесса можно условно разделить на 3 группы: высокотемпературные – палладийсодержащие, среднетемпературные – медь-цинковые и низкотемпературные – алюмованадиевые. Применение того или другого катализатора обусловлено технологией и, соответственно, температурными режимами.
Крупные агрегаты получения азотной кислоты АК-72 используют дорогостоящий катализатор с содержанием благородного металла – палладия, которому требуется высокая температура для его эксплуатации и, соответственно, это отражается на эксплуатационных затратах.
В свою очередь, некоторые агрегаты АК-72 были модернизированы в АК-72М. Модернизация коснулась и реакторов каталитической очистки, где при средних температурах применяются медь-цинковые катализаторы.
Сотрудниками СКТБ «Катализатор» были проанализированы данные о работе катализаторов и условия их эксплуатации, проведены лабораторные исследования физико-химических характеристик и возможности применения алюмованадиевых катализаторов в условиях работы агрегатов АК-72М.
Результат этих исследований подтвердил возможность эксплуатации катализаторов марки АОК-78-55 при сохранении высокой прочности в условиях повышенных температур и нагрузок со следующими степенями очистки:
- 99,36 % - при температуре 350 оС;
- 99,86 % - при температуре 360 оС.
На основе данных о лабораторных исследованиях катализатора марки АОК-78-55 были проведены опытно-промышленные испытания в условиях реального производства, целью которых было определение эффективности очистки выхлопного газа и возможности использования данного катализатора для промышленной эксплуатации в агрегатах АК-72М.
По результатам опытно-промышленных испытаний в опытном реакторе была достигнута степень очистки газа от оксидов азота на уровне 99,3%, что является отличным показателем эффективности при соблюдении норм технологического режима.
Важным критерием промышленного применения алюмованадиевых катализаторов является минимизация так называемой «ванадиевой коррозии», которая возможна при наличии оксида ванадия в составе газа после реактора.
По нашим данным, унос оксидов ванадия с катализатора происходил при использовании алюмованадиевых катализаторов с недостаточной фактической прочностью на истирание, которая достигает у некоторых производителей значения 22,7%. Эти катализаторы в течение эксплуатации теряли прочность и разрушались.
Однако, катализатор марки АОК-78-55 готовится по совершенно другой технологии, обеспечивающей исключительно высокую прочность и термостабильность катализатора при промышленной эксплуатации.
При разработке катализатора АОК-78-55 специалистами СКТБ "Катализатор" упор изначально был сделан на высокую прочность при сохранении высокой каталитической активности, что исключает унос пыли катализатора и риск возникновения ванадиевой коррозии. Многолетний успешный опыт эксплуатации катализатора АОК-78-55 во многих промышленных агрегатах УКЛ-7 подтверждает высокие потребительские качества нашего продукта.
В настоящий момент Дирекция химического инжиниринга СКТБ «Катализатор» готова оперативно помочь предприятиям азотной промышленности в решении задач по переходу на катализатор селективного восстановления оксидов азота марки АОК-78-55, провести все необходимые обследования и расчеты, а также осуществить инжиниринговое сопровождение эксплуатации катализатора.
Прочитать in English