USD 92.5919

+0.02

EUR 100.2704

-0.14

Brent 86.91

+1.22

Природный газ 1.747

+0.03

7 мин
...

Интервью с руководителем отдела «Добавки для топлив и масел» BASF О. Мельниковым

В конце октября 2018 г. в г. Набережные Челны BASF провел технический семинар: «Комплексные решения BASF для нефтегазового сектора Республики Татарстан», где корреспондент Neftegaz.RU пообщался с О.Мельниковым.

Интервью с руководителем отдела «Добавки для топлив и масел» BASF О. Мельниковым

Набережные Челны, 10 ноя - ИА Neftegaz.RU. В конце октября 2018 г. в г. Набережные Челны BASF провел технический семинар: «Комплексные решения BASF для нефтегазового сектора Республики Татарстан». Корреспондент Neftegaz.RU пообщался с руководителем отдела «Добавки для топлив и масел» BASF в России и СНГ О. Мельниковым​.

 

Как вы оцениваете перспективы российского рынка присадок для топлив, катализаторов, насколько он перспективен сегодня, учитывая сильные колебания цен на нефть, санкции и реализацию политики импортозамещения в РФ?

Для начала стоит уточнить, что компания BASF имеет в продуктовом портфолио присадки для дизельных топлив (для доведения топлив до стандартов по ГОСТ) и мультифункциональные присадки для бензинов и дизельного топлива для улучшения эксплуатационных характеристик (экономичность, экологичность и т.п.).

В сегменте катализаторов для нефтепереработки BASF предлагает катализаторы каталитического крекинга, катализаторы получения элементарной серы, катализаторы для удаления бензола из бензина, адсорбенты для тонкой очистки и осушки технологических потоков.

В отношении этих продуктов, российский рынок для BASF всегда был и будет важен.

Это связано как с объемом рынка, так и с его спецификой – например, российский рынок депрессорно-диспергирующих присадок является одним из самых крупных рынков в мире, поскольку погодные условия накладывают соответствующие требования к низкотемпературным характеристикам ДТ.

 

Если говорить о катализаторах каталитического крекинга, то здесь, рынок РФ является развивающимся, вводятся в эксплуатацию новые установки, поэтому это интересный и важный сегмент бизнеса.

В обозримом будущем на ряде НПЗ будут запущены новые установки флюид-каталитического крекинга, при этом установки с движущимся слоем катализаторов постепенно будут выводиться из эксплуатации.

То есть спрос на микросферические катализаторы крекинга будет расти, а на шариковые – снижаться. BASF производит оба вида катализаторов, а также все виды добавок для процесса флюид-каталитического крекинга.

Кроме того, в сегменте катализаторов и адсорбентов BASF завершил разработку и вывел на рынок ряд новых решений по подготовке газа к транспорту (осушка и отбензинивание), которые успешно были применены, в т.ч. для производства СПГ.

 

Касательно цен на нефть и политической конъюнктуры – это важный аргумент в пользу локализации производств на территории РФ.

Кстати, это касается многих стран в мире, это определенный тренд в химической индустрии, особенно в экономиках с доступом к углеводородному сырью.

При этом, наша цель – быть ближе к нашим клиентам и наиболее полно отвечать запросам заказчиков, учитывая локальные особенности.

Важно отметить, что политика импортозамещения, конечно, играет определенную роль в наших внутренних обсуждениях «за» и «против» реализации каждого проекта.

Но в целом наши проекты основаны на серьезных экономических расчетах, которые указывают на то, что близость к клиенту определенных этапов нашего производства способна повысить нашу конкурентоспособность и демпфировать колебания цен на сырьевые компоненты.

 

Каков сегодня объем импорта присадок для ДТ и катализаторов каталитического крекинга BASF в Россию? Какая продукция наиболее востребована российскими компаниями?

Из числа присадок для производства ДТ российскими компаниями наиболее востребованы высокотехнологичные депрессорные и депрессорно-диспергирующие присадки для улучшения низкотемпературных свойств средних дистиллятов. Импорт присадок этого типа ежегодно составляет более 14 тыс. т.

Объем российского рынка катализаторов флюид-каталитического крекинга составляет порядка 13 тыс. т/год.

 

Кроме того, наиболее востребованными продуктами BASF являются различные адсорбенты для тонкой очистки технологических потоков.

Это связано с ростом производства полиэтилена и полипропилена, которое требует глубокой очистки сырья полимеризации.

 

В последние годы в России наблюдается активное развитие нефте-, газоперерабатывающих и нефтехимических предприятий, а значит, спрос на потребляемые ими катализаторы и адсорбенты растет. Но в то же время не менее активное развитие получили российские предприятия, производящие данные виды продукции. По вашему мнению, усилится ли конкуренция на рынке в сегменте катализаторов и адсорбентов?

На мировом рынке всегда наблюдалась высокая конкуренция в области катализаторов нефтепереработки и нефтехимии, что постоянно стимулировало  производителей разрабатывать и предлагать рынку все более эффективные решения.

Безусловно, господдержка дала ряд преимуществ части игроков на российском рынке, и уровень конкуренции для зарубежных поставщиков стал более высоким.

 

Рассматривает ли компания возможность локализации производств в нашей стране?

За последние 3 года мы реализовали целый ряд проектов по локализации производства присадок для топлив и масел.

В середине 2016 г. мы открыли в России толлинговое производство депрессорно-диспергирующих присадок для дизельных топлив в Обнинске.

В 2018 г. мы запустили локальное производство поглотителей сероводорода для мазута и локальное производство противоизносной присадки.

Мощность каждого из них составляет несколько тысяч тонн в год.

 

В 2018 г. мы также начали фасовку на территории России депрессорно-диспергирующих присадок и полиизобутиленов (сырья для производства масел).

Сегодня мы предлагаем на рынке депрессорно-диспергирующие, смазывающие присадки, а также поглотители сероводорода для мазутов локального производства.

В сегменте катализаторов одним из основных направлений нашей текущей работы в регионе является изучение возможности локализации производства товарных катализаторов крекинга на территории одной из стран, входящих в Таможенный союз.

 

Каковы планы компании по развитию направлений нефтепереработки и нефте- и газохимии в среднесрочной перспективе?

BASF рассматривает рынок России и СНГ как стратегический.

Мы планируем и далее развивать наше присутствие в регионе в сегменте присадок и катализаторов: работать над улучшением технического сервиса, улучшением характеристик существующих и созданием новых продуктов, расширением локализации производств топливных присадок.

 

Какая продукция BASF сегодня наиболее востребована российскими НПЗ?

В России наиболее востребованы катализаторы для переработки нефти и газа, что обусловлено большими объёмами внутреннего потребления продуктов их переработки.

Из числа присадок наиболее востребованы высокотехнологичные депрессорные и депрессорно-диспергирующие присадки для улучшения низкотемпературных свойств средних дистиллятов.

В этом сегменте для клиентов крайне важна техническая поддержка, экспертиза в области подбора присадок под конкретное топливо заказчиков, наличие локального производства и гибкость поставок.

 

Каков суммарный объем потребления присадок для ДТ в России в 2017-2018 гг.?

По нашим оценкам, рынок присадок для производства ДТ в России и СНГ составляет более 40 тыс. т/год.

 

На российских НПЗ полным ходом идем масштабная программа модернизации. Это как-то влияет на рынок присадок и катализаторов?

Реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов приводит к разнонаправленным явлениям.

Так, в случае катализаторов КК, очевидно, что будет увеличение потребления продукции.

В случае присадок для производства ДТ, увеличивается потребление смазывающих присадок, поскольку содержание серы в топливах снижается; увеличивается потребление мультифункциональных присадок в связи с выводом на рынок новых брендовых топлив, но снижается потребление цетаноповышающих присадок, т.к. уже базовые ДТ обладают высоким цетановым числом.

 

Потребление депрессорных присадок также возрастает за счет производства большего количества топлив сорта E и F с улучшенными низкотемпературными характеристиками.

Однако, ситуация не совсем однозначная, потому что ввод новых установок депарафинизации дизельного топлива на ряде нефтеперерабатывающих предприятий приводит к снижению потребления ими депрессорно-диспергирующих присадок.

 

Сейчас увеличиваются объемы производства низкосернистых топлив, особенно в связи ужесточением экологических требований. В связи с этим выросло ли потребление смазывающих присадок? Каковы их дальнейшие перспективы?

Сейчас после перехода большинства НПЗ на выпуск дизельного топлива Евро-5 рост рынка смазывающих должен замедлиться, но не остановиться.

В целом мы не ожидаем сокращения этого рынка, так как легирование дизельного топлива смазывающими присадками – наиболее экономичный способ достижения требований к дизельным топливам по смазывающей способности.

 

В 2017 году BASF выпустил на рынок новый продукт – катализатор Borotec, для переработки остаточных типов сырья. При использовании этого катализатора увеличивается выход ценных продуктов, за счет чего это происходит? Появились ли что-то новое в этой продуктовой линейке в 2018 г.?

Катализатор Borotec™, который BASF представил на рынке в 2017 г., стал вторым продуктом, созданным на базе уникальной платформы BBT (Boron Based Technology – технология на основе бора).

Ее особенностью является использование бора для обеспечения максимальной пассивации никеля, что позволяет снизить выходы сухого газа и кокса.

Одновременно достигается увеличение конверсии сырья и выходов более ценных продуктов.

Borotec предназначен для переработки сырья с умеренным содержанием остаточных компонентов (содержание никеля на равновесном катализаторе 800-1500 ppm) и обеспечения максимальной конверсии.

Впервые бор был использован в катализаторах крекинга при создании BoroCat™ – первого катализатора на базе технологии BBT.

Он ориентирован на достижение максимальной конверсии при переработке сырья с бОльшим содержанием остатков (содержание никеля на равновесном катализаторе более 1500 ppm).

 

Новый катализатор Boroflex™, появившийся на рынке в начале 2018 г., также предназначен для переработки сырья с высоким содержанием остаточных компонентов и содержанием никеля на равновесном катализаторе выше 1500 ppm.

Помимо снижения выходов водорода и кокса, его применение обеспечивает достижение более высокой степени облагораживания тяжелых продуктов крекинга.

Несмотря на то, что с момента выхода на рынок первого продукта, созданного по технологии BBT – катализатора BoroCat™, – прошло менее 3 лет, многие нефтепереработчики уже успели оценить его эффективность при использовании на своих установках.

Помимо продуктов, перечисленных выше, за последние три года BASF выпустил на рынок ряд других катализаторов и добавок крекинга.

Инновационность решений, использованных при их создании, также является их отличительной чертой.

Мы постоянно совершенствуем свои продукты, что позволяет нашим заказчикам решать самые сложные задачи и быть более успешными.



Автор: Д. Савосин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram