Сроки проведения работ обсудили 4 августа участники совещания в Хабаровске во главе с А.Ананенковым.
Бурение начнётся в сентябре 2011 года, по ранее согласованному графику.
Газпром в июне 2009 года получил лицензию на право пользования недрами Западно-Камчатского лицензионного участка, расположенного на шельфе Охотского моря.
В 2009 и 2010 гг. на участке была проведена сейсморазведка.
Разведочное бурение будет производить Газфлот, «дочка» Газпрома совместно с Арктикморнефтегазразведка.
В день совещания в Магадан была морем доставлена российская самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) Кольская.
Именно эта ПБУ будет использоваться при разведочном бурении и испытании скважины Первоочередная.
Сначала о СПБУ Кольская.
Российская самоподъемная плавучая буровая установка Кольская была построена в 1985 году. Общая длина установки составляет 69,2 м, ширина - 80 м.
По классификации буровых установок - это не самая большая.
СПБУ Кольская, конечно, не сравнить с Приразломной.
Россия пока не восстановила в полном объёме опыт строительства глубоководных буровых, утерянный в годы перестройки.
Однако без полупогружных нефтяных платформ и бурильных судов шельф не освоишь. Тем более, что строительство их достаточно выгодно.
Одна буровая стоит около 800 млн долл США.
У нашей страны судостроительные мощности позволяют восстановить этот бизнес. Россия этим уже озаботилась.
Эта проблема будет активно обсуждаться на Форуме «Морская индустрия Росси» в Москве в мае 2012 года.
Что касается СПБУ Кольская, эксплуатироваться она будет на относительном мелководье. Глубина на месте бурения скважины Первоочередная на шельфе Охотского моря составляет 40 м.
Этап транспортировки СПБУ закончился успешно.
Хотя это и не самая большая буровая, но транспортировка буровых платформ – это всегда будет уникальной операцией.
Сначала о теплоходе. Для транспортировки был использован уникальный самопогружаемый теплоход Трансшельф водоизмещением 46,379 тыс тн, построенный в рамках программы «Глобальное партнерство». Владельцем судна, длина которого - 173 м, площадь грузовой палубы - 5,1 тыс м2, является голландская компания Dockwise Shipping B.V.
Корпус судна может погружаться наполовину под воду по команде с капитанского мостика. Принцип работы стандартный. Используется выдвижная горизонтальная герметичная аппарель, расположенная в корме. Сначала аппарель открывается и входит в продольные трюмы. Затем аппарель наглухо закрывается, из трюмов выкачивается вода, и корпус судна поднимается из воды.
Конечно, ППНП на таком судне не перевезёшь, а СПБУ можно.
Технология разгрузки буровой будет происходить следующим образом.
После погружения судна, СПБУ «встанет» на воду, будет отбуксирована, а Трансшельф, после откачки воды из корпуса, поднимется.
На словах это просто, а на деле может уйти около 2-х недель.
Маршрут транспортировки тоже простым не назовёшь.
По информации начальника СПБУ А.Коваленко, протяженность маршрута, от Мурманска до Магадана по 3-м океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому, составила 19 тыс морских миль.
Осталось смонтировать дополнительное оборудование, проверить готовность всех систем СПБУ Кольская и доставить её к месту поискового бурения на шельфе Западной Камчатки.
Затем специалисты Газфлота в течение 3-х месяцев будут бурить скважину на глубину около 3,5 тыс м.
Работы у СПБУ Кольская много. После разведочного бурения на скважине Первоочередная, буровую, вероятно, доставят во Вьетнам, где уже есть заказ от Вьетсовпетро.