Мы побывали на пресс-конференции по теме: «Дефицит бензина в России: грозит ли вторая волна?», прошедшей 26 июля 2011 года в РИА Новостях. В конференции приняли участие президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Е.Аркуша и директор по стратегическому развитию Информационно аналитического центра КОРТЕС П.Строков.
Поводом к проведению мероприятия стал рост цен на бензин, не прекращающийся последние несколько недель на фоне нехватки топлива.
Участники конференции не спешили давать оптимистичные прогнозы: по словам П.Строкова, в конце июля и первые две недели августа «вялотекущий рост цен» продолжится, а стабилизации стоит ожидать лишь к середине месяца. Причем стабилизация произойдет только благодаря возвращению на рынок бензина Евро-2.
В общем-то, именно возвращение бензина второго класса и стало основной темой для обсуждения на конференции. Напомним, еще весной 2008 г правительство России призывало нефтяников отказаться от выпуска бензина стандарта Евро-2 начиная с 2009 г, предусматривая в будущем постепенный отказ от топлива Евро-3 и Евро-4. Конечно, нефтяные компании встретили этот призыв без особого восторга, ведь тратить деньги на модернизацию производства никому не хотелось. Однако кризисная ситуация на российском нефтерынке заставила правительство идти на уступки производителям, и срок эксплуатации запрещённого с 1 января 2011 г стандарта Евро-2 вновь продлен по инициативе Минэнерго. Сегодня на бирже спрос на топливо значительно превышает предложение, что позволяет говорить о реальном дефиците высокооктанового бензина и не может не сказаться на ценах.
После путинского указа о снижении цен на автомобильное топливо вопреки законам рынка, компании бросились экспортировать нефтепродукты. С тех пор много бензина утекло за границу. Но власти вовремя спохватились и установили заградительные пошлины, и уже с мая 2011 г бензин не вывозится, а только и делает, что насыщает внутренний рынок. Но рынок, очевидно, слишком оголодал. Возвращение Евро-2 призвано урегулировать ситуацию и предотвратить развитие «бензинового кризиса».
Евро-2 даст нефтеперерабатывающим компаниям возможность увеличить объём выпускаемого топлива. А правительство, в свою очередь, будет стимулировать производство более экологичного топлива снижением акциз, заявил Е.Аркуша. Предполагается, что снижение анцизов на бензин с высоким октановым числом заставит производителей, которые еще не провели модернизацию производства, искать новые технологии переработки его в товарный продукт, сообщил эксперт. Хотя, скорее всего, оно просто будет способствовать повышению цен. «Не стоит ждать, что нефтяники возьмут повышение акцизов на себя», - отметил Е.Аркуша. Тем не менее, дифференциация акцизов стала своеобразным реваншем для компаний, которые уже переоборудовали свои НПЗ в соответствии с новыми экологическими стандартами. В идеале, подчеркнул он, бензин разных классов должен стоить одинаково.
По словам Е.Аркуши, сейчас рассматривается возможность продления сроков производства Аи-92 и Аи-80. Бензин этих классов должен быть в обороте до тех пор, пока на него есть спрос. Ему вторил П.Строков, подчеркивая, что обновление топливного рынка во много раз опережает обновление рынка автомобилей. До сих пор люди ездят на автомобилях 20-ти и 30-тилетней давности.
Участники конференции предупредили вопросы об экологической составляющей проблемы, заявив, что бензин Евро-2 – это просто чуть больше серы, бензола и ароматики, и возможный урон для окружающей среды не идет не в какое сравнение с уроном для отрасли и экономики в целом, который может повлечь за собой «бензиновый кризис».
Кроме того, Е.Аркуша выделил «болевые точки» отрасли, на которые следует обратить внимание властям во избежание повторения нынешней ситуации. Это, прежде всего, обеспечение монопольной безопасности, поддержка независимых компаний и создание для них равных условий с государственными. Необходимо также обеспечить деятельность товарно-сырьевых бирж, чтобы все виды топлива продавались через биржи, а не 15-20%, как сейчас. Кроме того, Московская топливная ассоциация выступает за отказ от любого административного влияния на ценообразование.
Таким образом, Евро-2, скорее всего, возвращается по меньшей мере до конца 2012 года. А простым потребителям стоит ожидать стандарного повышения цен на 7-8% ежегодно (примерно на 2 руб за литр). П.Строков также упомянул резкое повышение цены на дизельное топливо прошедшей зимой, и подчеркнул, что в эту зиму нам предстоит столкнуться с новым подорожанием.