ЛУКОЙЛ завершает эпопею по строительству, начатому ещё в 2006 году.
ЛУКОЙЛ завершает эпопею по строительству, начатому ещё в 2006 году.
Мировые тенденции таковы, что центр нефтехимии сегодня перемещается в сторону источников углеводного сырья. И это проблема для Европы, нефтехимические производства которой работают на привозной нефти и газе. Тенденция не очевидная, но анализ ситуации показывает, что европейские компании постепенно уходят с рынка, из-за проблем с сырьём.
ЛУКОЙЛ решительно решил воспользоваться этим, вложив единовременно ещё в 2006 году около 0,5 млрд долл США инвестиций в ООО «Карпатнефтехим» настроительство производственных мощностей по выпуску ПВХ в г. Калуш Ивано-Франковской области Украины.
Тактически шаг был очень рискованный, потому что в то время украинская стратегия предусматривала поощрение импорта готовой ПВХ продукции. Если помните, в те годы ПВХ профиль ввозился без пошлин, в то время как ПВХ-сырьё было обложено пошлиной около 6%.
Можно было легко вложиться в производство
полипропилена или полиэтилена, где инвестиций бы потребовалось существенно меньше.
А стратегически шаг был дальновидный и верный, потому что у ЛУКОЙЛА есть всё для этого - отличная сырьевая база, опыт и технологии нефтехимического производства, да, и наличие пиролизных установок. Но, главное – деньги. Вложить 0,5 млрд, не каждой крупной компании под силу.
Поэтому, и Украине повезло заполучить такую компанию, инвестора – производственника. Любая страна не откажется от такого источника налоговых поступлений. Хотя, конечно, найдутся и экологи, которые скажут, что производство опасное, и хлора много.
ЛУКОЙЛ, скажем прямо, «натерпелся», пока строил завод.
Хотя стратегия была выбрана правильно - сначала новое производства хлора и каустика по мембранному методу, потом строительство установки по производству ПВХ, при параллельной реконструкции действующего производства винилхлорида-мономера, но постоянно случались « объективные обстоятельства», тормозящие строительство.
Украинский генподрядчик, оказавшийся не готов к проектам такого масштаба, учился «на ходу».
В процессе строительства пришлось внепланово, мимоходом запроектировать и построить собственный источник электроэнергии для завода, потому что Калушская ТЭЦ «не справилась».
Но апогей наступил, когда появилась информация, что украинское правительство не исключает «повторной продажи предприятия» в связи с имущественным спором.
ЛУКОЙЛ через всё это прошёл.
А что рынок?
Ведь из 300 тыс тонн суспензионного ПВХ, 150 тыс тон будет поставляться в Россию!
Рынок точно «вздрогнет».
Рынок полимеров вообще из стрессов не выходит. См материал Neftegaz.RU Общество анонимных полимерщиков. Сейчас происходит кардинальное изменение структуры продаж полимеров, да и самих продавцов. На рынке происходит существенное « спрямление» цепочке ценообразования. Даже продажи становятся «вертикально – интегрированными». Независимые продавцы вытесняются из торговых цепочек. Никто не рискнёт сейчас прогнозировать баланс спроса и предложения на рынке ПВХ России.
На Западе сейчас дефицит ПВХ, там ЛУКОЙЛу рынок обеспечен.
В России таким структурам, как ЛУКОЙЛ, тоже не нужно беспокоиться. Пострадают вышеуказанные категории участников рынка.
Кстати, Китай, вводя прямую продажу своего ПВХ, вытеснит с рынка многих посредников. Лозунг хороший, - снижение стоимости товара, однако все мы видим, как «выкручивает руки» партнёрам при подписании цены на газ монополист-Газпром. Поэтому, особого снижения цен не предвидится.
С учётом сложившихся тенденций рынок устойчиво поделят Нефтехимы компаний страны.