В отдельных областях РФ «бензиновый кризис» 2011 правительству вроде бы удалось хотя бы на время преодолеть, но не во всех. Мы помним, что проблемы начались с Алтайского края и постепенно докатились до Московской области и Южной Осетии. На данный момент самая сложная ситуация в Республике Тува, где цены на топливо достигают 50 рублей за литр и то только по талонам.
Минэнерго в ответ заявило, что ситуация с обеспеченностью Тувы топливом не носит критического характера, а всплеск недовольства граждан почему-то связан с безответственным поведением независимых операторов автозаправочных станций. В общем, виноваты независимые операторы, мощности которых несравнимы с государственными.
И.Сечин заявил недавно, что основной причиной кризиса является состояние нефтеперерабатывающей отрасли в России в целом. По его словам власти готовятся «создать независимого переработчика» и планируют покупки новых нефтеперерабатывающих мощностей. Также будет активно стимулироваться биржевая торговля. Ну и, конечно, проводится мониторинг по ценовому сговору крупнейших компаний.
В свою очередь эксперты считают, что все проблемы происходят именно от вмешательство в рыночную ситуацию властей. Раньше цены на бензин внутри страны росли незначительно, но после попытки правительства искусственно снизить их, вышли из под контроля.
Открещиваясь сговором и нехваткой мощностей, правительство никак не сможет стабилизировать ситуацию. А уж тем более повышая экспортную пошлину на бензин до 90% от экспортной пошлины на нефть. Только свободные рыночные условия и снижение акцизов урегулируют ситуацию.
В такой ситуации необходимо либо стимулировать внутреннее производство, либо импорт. Мы же видим, что увеличением экспортных пошлин идёт явное дестимулирование и об увеличении импорта речи не идёт.