Сейчас Россия экспортирует в Китай 15 млн тонн нефти в год. Китайская CNPC предлагает удвоить эту цифру, но в обмен хочет корректировки цены на топливо. Стоимость российской нефти сейчас зависит от котировок в спецнефтепорту Козьмино, а транспортировка полностью оплачивается «Поднебесной». CNPC считает, что прокачка нефти до границы с Китаем должна стать дешевле на 7%.
Ситуация маловероятна, так как если Россия и согласится на эти условия, то до 2030 г. Потеряет около $30 млрд.
Да и источники сообщили газете Ведомости, что наращивать экспорт Россия не хочет, продавать топливо в Козьмино куда выгоднее.
Более детальная информация появится после встречи в конце мая вице-премьеров стран – Игоря Сечина и Вань Цишаня.
Справка:
Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) — китайская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира — в Пекине.
Извлекаемые запасы CNPC составляют 1,65 млрд т нефти, 1,95 трлн куб. м газа. Помимо Китая, у CNPC имеются проекты в Азербайджане, Перу, Венесуэле, Омане, Судане, Туркменистане и др. В 1999 году в составе CNPC выделена компания PetroChina. В 2004 компания начала строительство нефтепровода с Ближнего Востока в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. В 2006 году CNPC за $4,18 млрд приобрела канадскую компанию PetroKazakhstan, занимающуюся добычей углеводородов в Казахстане (это стало крупнейшим в истории поглощением иностранной компании, произведённым китайской компанией).
В 2005 году CNPC добыла 105,95 млн т сырой нефти (рост по сравнению с предыдущим периодом на 1,3 %) и 36,7 млрд м³ газа (рост на 27,9 %).
Доля компании на рынке Китая составляет 60 % по сырой нефти, 73,4 % по природному газу и 41 % по нефтепродуктам. Выручка компании в 2005 — $86 млрд; прибыль — 178 млрд юаней.
Самый крупный контракт на поставки российской нефти, заключенный два года назад с Китаем в обмен на 25 млрд долларов кредитов для «Роснефти» и «Транснефти», оказался под угрозой срыва.
Сразу после начала поставок в 2011 году у «Роснефти» возник конфликт с CNPC в отношении цены нефти. В результате китайская компания уже недоплатила российской за январь почти 40 млн долларов. Пока стороны ведут переговоры, но спор может перейти в суды и на межгосударственный уровень.