Реализация третьего энергетического пакета может привести к росту цен на энергорынке Европы, заявил премьер РФ Владимир Путин в четверг на пресс-конференции по итогам переговоров с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу.
Третий энергопакет, принятый Евросоюзом в 2009 году, существенно снижает возможности Газпрома монополизировать поставки газа в Европу.
Россия хочет если не монополизировать, то хотя бы существенно увеличить объёмы поставок газа в Европу, желательно по хорошим ценам.
Газпром это мог бы легко сделать, у него не было бы конкурентов, если бы не «третий энергопакет».
Этот документ вводит ограничения в первую очередь на деятельность Газпрома, потому что вводит 6 законодательных актов, предусматривающих ограничения на деятельность вертикально – интегрированных компаний, подобных Газпрому.
Их суть в том, что компании—продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями.
Рискнем предположить, что с этой целью «третий энергопакет» и был принят, потому что Европа как раз не хочет зависеть от России в целом, и от Газпрома, в частности.
Видимо, Европа руководствуется принципом, - дай Газпрому волю, он и цены поднимет.
Это понимают все.
Все также понимают, что чистой победы ни у России с Газпромом, ни у ЕС не будет.
Москве нужен рынок сбыта, а Европе без Газпрома будет, ну очень тяжело.
В этой ситуации очень тяжело главным переговорщикам Ж.Баррозу и В.Путину.
Сквозь их улыбки уже проглядывает откровенная непрязнь друг к другу.
Но, общаться всё-равно придётся .
Что касается нынешней пресс-конференции, то формально " победа" осталась за М.Баррозу, который улыбаясь завершил её словами " мы поддерживаем разделение по типу деятельности".
Однако, В. Путин был напорист и понятен журналистам, как всегда обаятелен, проявил неплохие знания фондового рынка. Короче, заронил сомнения в души еворопейцев.
Официально документ вступает в силу в полном объеме в марте 2011 года, но в течение 2-х лет предусмотрена возможность внесения поправок и изменений по результатам, как говорят технологи, «опытной эксплуатации».
А раз так, мы будем свидетелями постоянных мостов между Москвой и Брюсселем, постоянных заявлений российских политиков и бизнесменов.
Хотя особой политики здесь нет, идёт борьба за хорошие деньги.