В стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года определены несколько крупных инвестиционных проектов.
Ненецкий округ в проекте освоения Арктического шельфа занимает преимущественное положение по позициям:
1. Использование территории для создания и стабильного функционирования инфраструктурных объектов, обеспечивающих реализацию арктических проектов.
2. Развитие сети северных портопунктов – Нарьян-Мар, Амдерма, Индига, Варандей, Усть-Кара - обеспечивающих грузооборот, необходимый для работы на шельфе.
3. Гидрометеорологическое и техническое обеспечение безаварийной круглогодичной эксплуатации Северного морского пути – основной морской транспортной артерии.
4. Использование транспортных, строительных и трудовых резервов, необходимых для реализации проектов на шельфе.
5. Использование территории НАО для создания экологических наблюдательных постов и баз спасательных и аварийных служб.
Один из арктических проектов включает освоение крупной Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева и Печорского морей.
Освоение шельфа Печорского, Баренцева и Карского морей – это работа в районах суровых климатических условий и экстремальной ледовой обстановки.
При этом на побережье арктических морей практически отсутствует береговая инфраструктура, нет транспортной системы.
Для освоения углеводородных месторождений, необходимо построить специальные морские платформы, подводные коммуникации, иметь ледокольный флот.
Обустройство и добыча углеводородов с таких месторождений очень капиталоемкий процесс, поэтому себестоимость нефти и газа, особенно на начальном этапе освоения будет очень высокой.
Безусловно, один из перспективных резервов экономической стабильности региона – освоение прибрежной шельфовой зоны арктического бассейна.
Ближайшие к реализации проекты – Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения, затем будет освоение углеводородного потенциала Карского моря.
В реализации этих проектов возможно полномасштабное участие Ненецкого АО, с использованием полярного поселка Амдерма, в качестве развивающегося северного морского порта и базы авиационного обслуживания.
В рамках Стратегии развития НАО, которая интегрирована в Стратегию развития транспорта и железных дорог РФ, есть прокладка железной дороги от Воркуты до Усть-Кара, далее до Амдемры, где есть прекрасный аэропорт, может принимать уже сегодня любые воздушные суда.
В Амдерме до сих пор сохранена инфраструктура для жизнеобеспечения населения, которое там живет.
С точки зрения географического расположения, поселок Амдерма, по моему мнению, наиболее удобен для освоения арктических углеводородных месторождений.