Напланировав десятки трубопроводов, Россия может столкнуться не с проблемой их строительства, а с проблемой их наполнения. ВСТО удалось наполнить за счет льгот на восточносибирскую нефть, а вот как наполнять долгострой "Бургас-Александруполис"?
Как пишут "Ведомости", реальные экономические выгоды маршрута Бургас — Александруполис станут понятны только после его запуска. Проект носит скорее геополитический, чем просто экономический характер, это было понятно уже в момент принятия решений об участии в нем нефтедобывающих компаний, говорится в письме (отправлено в сентябре 2009 г., копия есть у «Ведомостей») президента «Транснефти» Николая Токарева вице-премьеру Игорю Сечину.
Участницы проекта — «Роснефть» и «Газпром нефть» — хотят уяснить экономические вопросы (например, тариф за транспортировку) и информируют, что необходимого для трубы количества нефти у них нет, пишет Токарев.
Источник, близкий к одному из участников проекта, знает, что «Газпром нефть» готова давать для этой трубы не более 3 млн т. Как пишет газета, даже если предположить, что балтийский трубопровод будет заполнен нефтью с других направлений (порт Южный и одна из веток «Дружбы»), то оставшиеся проекты все равно потребуют 130-150 млн т новой нефти, т. е. до 30% роста к 2009 г. Компании отказались от комментариев, но в случае реализации Турцией проекта Самсун-Джейхан и увеличения пропускной способности чернорских каналов, Бургас-Александруполис рискует стать ненужным.