Ни одна из многочисленных попыток администрации Мурманской области обустроить на своей территории нефтеперерабатывающее производство не увенчалась успехом.
Хотя, по самым скромным подсчетам, на несуществующий нефтеперерабатывающий завод уже затрачено в общей сложности более 2 млн долл США, дело не дошло даже до разработки технико-экономического обоснования (ТЭО).
Мечта о строительстве на Кольском полуострове НПЗ возникла у местных властей в начале 1990 гг.
С 1987 г, когда мурманские геологоразведчики открыли в Карском море 1е месторождение углеводородов, прирост промышленных запасов на шельфе Арктики шел по нарастающей.
Спустя 2 года даже неспециалистам было ясно, что здесь открыта новая сырьевая база, сопоставимая по своему потенциалу с гигантскими нефтегазоносными провинциями суши.
В рынок Мурманская область вошла с надеждой стать русским Кувейтом: созданный правительством РФ для освоения Штокмановского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) международный консорциум Арктическая звезда планировал приступить к добыче газа уже в 1995 г.
Распорядителем работ был назначен первооткрыватель всех шельфовых запасов - базирующееся на Кольском полуострове производственное объединение Арктикморнефтегазразведка.
Предполагаемая добыча в объеме 50 млрд м3/ год обещала региону невиданные бюджетные барыши, весомую загрузку местных предприятий и значительную экономию на транспортировке энергоносителей.
В 1991 г президент России неожиданно отстранил от Штокмановского НГКМ и первооткрывателя, и консорциум, успевший вложить в дело 15 млн долл США.
Монопольное право на разработку уникального месторождения указом Б. Ельцина было передано специально созданной компании Росшельф, дочке Газпрома
Многие в Мурманской области и сейчас убеждены, что первостепенной задачей Росшельфа являлось отнюдь не освоение морской кладовки, а ликвидация абсолютно не нужного отечественному монополисту конкурента.
Как бы там ни было, президентский указ надолго лишил мурманчан права голоса, превратив их в пассивных созерцателей тишины на шельфе.
Потеряв главное - доступ к богатствам одного из крупнейших в мире НГКМ - региональная власть разумно не захотела потерять все.
Освоение шельфа было немыслимо без создания на маршрутах транспортировки нефти и газа специализированных причальных линий, терминалов, перерабатывающих мощностей.
А географическое положение Кольского полуострова вполне позволяло претендовать на главенствующую роль в этой инфраструктуре.
В 1993 г тогдашний губернатор Мурманской области Е. Комаров предложил построить в Печенгской губе специализированный порт, оснащенный нефтяным терминалом и мощностями по переработке углеводородного сырья.
Под строительство нефтетерминала и НПЗ предполагалось использовать бывшую военно-морскую базу Лиинахамари.
Проект получил название Северный морской порт Печенга, стоимость его ориентировочно оценивалась в 3-4 млрд долл США.
Новый порт должен был стать одним из самых налогоемких предприятий Северо-Запада России и полностью окупиться в течение 5 лет.
В союзники были привлечены Росшельф и Газпром, а также МИД РФ, Совет безопасности России и правительство соседней Норвегии.
В начале 1995 г в г Москве состоялось заседание Комиссии по развитию сотрудничества в Баренц-регионе (международная организация, в которую входят Норвегия и Россия), одобрившей идею подобного строительства.
Затем последовало заключение межправительственного соглашения со скандинавской страной, в рамках которого норвежцы обязались оплатить разработку технико-экономического расчета.
Под какое, собственно, месторождение готовит администрация Мурманской области новый специализированный порт, секрета не составляло - нефтяное Приразломное, промышленные запасы которого оцениваются специалистами в 75 млн т.
Правом его разработки обладал все тот же Росшельф, но освоение Приразломного вдохновляло компанию куда больше, нежели забронированного ею Штокмановского.
В ноябре 1996 г состоялась презентация технико-экономического расчета, выполненного проектным институтом РАО Газпром (Гипроспецгазом) при сотрудничестве с норвежской фирмой Bаrlinghaug.
На эту работу, учитывающую все факторы, в тч и экологический, правительством Норвегии было затрачено почти 1 млн долл США.
Еще 5 млн долл США предполагалось истратить на подготовку банковского ТЭО, причем более 50% этой суммы предстояло получить еще до конца 1996 г.
Серьезность намерений иностранных партнеров подтверждало и то обстоятельство, что Всемирный банк реконструкции и развития зарезервировал 1 млрд долл США, намереваясь вложить их в строительство в Печенгской губе.
Однако в конце 1996 гв Мурманской области прошли губернаторские выборы, и Е. Комарова сменил в руководящем кресле Ю. Евдокимов, с приходом которого проект спецморнефтепорта, оснащенного нефтетерминалом и НПЗ мощностью 5 млн т/год, был забыт.
Возможно, новоизбранный губернатор менее оптимистично оценивал перспективы большой нефти Приразломного.
Но Р. Цалиев, российский куратор забытого ныне проекта, придерживается иного мнения: Ю.Евдокимов, пришедший к власти на волне острой критики своего предшественника, посчитал нелепым для себя поддерживать проекты Е.Комарова.
На протяжении 3 лет у региональной власти не было особых оснований упрекать себя за похороненную идею.
Росшельф и Газпром не спешили перейти от слов к делу, освоение Штокмановского и Приразломного месторождений по-прежнему отодвигалось в туманное будущее.
Однако в 1999 г ситуация изменилась: ЛУКОЙЛ купил контрольный пакет акций ОАО Архангельскгеолдобыча (ему принадлежат лицензии на разработку крупных нефтяных месторождений ЯНАО) и начал активно обустраивать инфраструктуру для добычи и переработки углеводородного сырья Тимано-Печорской нефтеносной провинции (НГП).
По словам Н. Куликова, начальника управления морского и речного транспорта ЛУКОЙЛа, при нормальном развитии событий к 2005 г концерн планирует добывать в ЯНАО до 15 млн т/год нефти.
А к концу следующего 5-летнего периода (2006-2010 гг) уровень добычи нефти в целом по провинции достигнет отметки 38 млн т/год.
И хотя к этому времени строительство спецморнефтепорта представлялось, безусловно, неподъемной задачей, но НПЗ - вполне.
Под занавес 1999 г В. Алекперов и Ю. Евдокимов подписали протокол о намерениях возвести НПЗ на территории области.
Увы, в этих планах имелся изначальный изъян: для строительство нефтяники облюбовали мыс Мохнаткина Пахта, где располагалась действующая база Северного флота.
Выбор места объяснялся, главным образом, налоговыми льготами ЗАТО Североморск.
В 1995 г ЛУКОЙЛ Арктик-танкер, занимаясь доставкой нефтепродуктов в Мурманский регион, сумел подписать с Министерством обороны РФ договор об аренде промышленной площадки базы.
В развитие арендованного хозяйства компания инвестировала около 1 млн долл США: построила новый причал, дополнительные трубопроводы, котельную.
В 1996 г через эту перевалочную базу было пропущено 120 тыс т/год нефтепродуктов, однако затем флот счел соседство с коммерческой фирмой весьма неудобным, и отказался выполнять условия договора.
Сложно сказать, чем руководствовались в администрации области, на протяжении полутора лет поддерживая надежды ЛУКОЙЛа на консенсус с командованием СФ РФ, и насколько искренне верили в этот консенсус сами.
По крайней мере, ведя переговоры с ЛУКОЙЛом, региональная власть подписала соглашение и с Роснефтью - предусматривающее, в числе прочих мероприятий, также строительство НПЗ в поселке Белокаменка.
Как и следовало ожидать, предпринятые областью попытки надавить на флот через Минобороны РФ, Совет безопасности и даже президента России оказались безрезультатны.
Командующий СФ РФ В. Попов жестко расставил точки над i, - Ставить боеготовность флота в зависимость от действий какого-то акционерного общества не могу, и пока я здесь, строить НПЗ в Мохнаткиной Пахте не позволю.
ЛУКОЙЛ, рассчитывавший ввести НПЗ в эксплуатацию не позднее 2003 г, был расстроен задержкой планов.
Во время очередного визита в г Мурманск начупр морречфлотаЛУКОЙЛа Н. Куликов заявил, что руководство компании рассматривает вопрос о строительстве НПЗ в Испании.
Такой вариант, по словам Н. Куликова, вполне устраивает хозяев Тимано-Печорской провинции.
Разумеется, куда меньше он устраивает Мурманскую область. В конце 2000 г участники проекта Северный морской порт Печенга вспомнили о былых договоренностях с иностранными инвесторами.
Готовность Газпрома и Росшельфа реанимировать старый проект подстегивалась тем обстоятельством, что сегодня и само РАО уже вынуждено всерьез думать о переработке северной нефти.
Понимая, что вторично раскрутить строительство терминала и завода в Лиинахамари без поддержки региональной власти невозможно, бывшие предложили ей работать над этим сообща.
В местном Белом доме ответили отказом.
Чиновничье нет можно было бы объяснить неверием в жизнеспособность этих планов или нежеланием распылять административные усилия, работая сразу в нескольких направлениях.
Тем не менее, отклонив предложение о сотрудничестве, областная администрация предприняла любопытный демарш.
В начале 2001 г 1й заместитель губернатора А. Селин провел совещание, на которое были приглашены руководители и специалисты крупнейших предприятий региона - Кольской горно-металлургической компании, объединения Апатит, Мурманского морского пароходства, морского торгового порта, Арктикморнефтеразведки, а также Архангельскгеолдобычи.
Приглашенным было сделано предложение построить нефтеперерабатывающий завод на долевых началах.
Наиболее оптимальным местом для экологически небезопасного объекта была названа... все та же бывшая военно-морская база в Лиинахамари.
Вытряхнув из идеи прежней административной команды упоминание о глубоководном порте Печенга, команда действующая сочла проект своим и энергично приступила к его реализации.
Возможно, в регионе просто надеются, что альтернативный проект сделает ЛУКОЙЛ более сговорчивым в выборе места.
Но некоторые уверяют: желание строить свой НПЗ обусловлено неосторожным высказыванием В. Алекперова в том духе, что рассчитывать на особые скидки в цене на мазут и бензин мурманчанам не стоит.
В любом случае, перспектива получить в итоге сразу 2 одинаковых НПЗ чиновников не пугает.
В целом создавшаяся ситуация более чем пикантна.
Изюминка ее в том, что построить НПЗ в Лиинахамари северным дольщикам если и удастся, то лишь после долгой судебной тяжбы с Газпромом.
Ведь именно ему, как одному из главных действующих лиц в строительстве порта Печенга, были отведены в свое время значительные территории в Печенгской губе.
Возможно, бескомпромиссно отвергая предложение РАО о сотрудничестве, областная администрация просто не учла этого обстоятельства.
В марте 2001 г в г Мурманске состоялась встреча Ю. Евдокимова с вице-президентами ЛУКОЙЛа В. Баженовым и А. Барковым, в ходе которой стало ясно: компания все еще рассчитывает обосноваться на мысе Мохнаткина Пахта.
Командованию СФ РФ предложен новый, компромиссный вариант, предусматривающий использование не всей базы, а только ее причальных линий.
В обмен на компромисс компания обещает увеличить объем нефтеперевалки до 7 млн т/год.
Чем ответит командование на очередную атаку какого-то акционерного общества, предугадать несложно.
На днях губернаторская пресс-служба распространила сообщение: Ю. Евдокимов предложил ЛУКОЙЛу подумать об участии в другом проекте по перевалке нефти, поступающей с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Судя по обтекаемым формулировкам, другой проект - это долевое строительство в Лиинахамари.
Похоже, администрация собирается использовать скуповатый ЛУКОЙЛ в своих переговорах с Газпромом в качестве посредника или, на крайний случай, тарана.
Порохом в области пока не пахнет.
Но и нефтью - тоже.