USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 89.37

-0.78

Природный газ 1.763

-0.01

...

Северный Призрак

На создание нефтеперерабатывающего производства в Мурманской области затрачено более 2 млн долл США. Но пока не создано даже ТЭО.

Северный Призрак

Ни одна из многочисленных попыток администрации Мурманской области обустроить на своей территории нефтеперерабатывающее производство не увенчалась успехом.

Хотя, по самым скромным подсчетам, на несуществующий нефтеперерабатывающий завод уже затрачено в общей сложности более 2 млн долл США, дело не дошло даже до разработки технико-экономического обоснования (ТЭО).

Мечта о строительстве на Кольском полуострове НПЗ возникла у местных властей в начале 1990 гг.

С 1987 г, когда мурманские геологоразведчики открыли в Карском море 1е месторождение углеводородов, прирост промышленных запасов на шельфе Арктики шел по нарастающей.

Спустя 2 года даже неспециалистам было ясно, что здесь открыта новая сырьевая база, сопоставимая по своему потенциалу с гигантскими нефтегазоносными провинциями суши.

В рынок Мурманская область вошла с надеждой стать русским Кувейтом: созданный правительством РФ для освоения Штокмановского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) международный консорциум Арктическая звезда планировал приступить к добыче газа уже в 1995 г.

Распорядителем работ был назначен первооткрыватель всех шельфовых запасов - базирующееся на Кольском полуострове производственное объединение Арктикморнефтегазразведка.

Предполагаемая добыча в объеме 50 млрд м3/ год обещала региону невиданные бюджетные барыши, весомую загрузку местных предприятий и значительную экономию на транспортировке энергоносителей.

В 1991 г президент России неожиданно отстранил от Штокмановского НГКМ и первооткрывателя, и консорциум, успевший вложить в дело 15 млн долл США.

Монопольное право на разработку уникального месторождения указом Б. Ельцина было передано специально созданной компании Росшельф, дочке Газпрома

Многие в Мурманской области и сейчас убеждены, что первостепенной задачей Росшельфа являлось отнюдь не освоение морской кладовки, а ликвидация абсолютно не нужного отечественному монополисту конкурента.

Как бы там ни было, президентский указ надолго лишил мурманчан права голоса, превратив их в пассивных созерцателей тишины на шельфе.

Потеряв главное - доступ к богатствам одного из крупнейших в мире НГКМ - региональная власть разумно не захотела потерять все.

Освоение шельфа было немыслимо без создания на маршрутах транспортировки нефти и газа специализированных причальных линий, терминалов, перерабатывающих мощностей.

А географическое положение Кольского полуострова вполне позволяло претендовать на главенствующую роль в этой инфраструктуре.

В 1993 г тогдашний губернатор Мурманской области Е. Комаров предложил построить в Печенгской губе специализированный порт, оснащенный нефтяным терминалом и мощностями по переработке углеводородного сырья.

Под строительство нефтетерминала и НПЗ предполагалось использовать бывшую военно-морскую базу Лиинахамари.

Проект получил название Северный морской порт Печенга, стоимость его ориентировочно оценивалась в 3-4 млрд долл США.

Новый порт должен был стать одним из самых налогоемких предприятий Северо-Запада России и полностью окупиться в течение 5 лет.

В союзники были привлечены Росшельф и Газпром, а также МИД РФ, Совет безопасности России и правительство соседней Норвегии.

В начале 1995 г в г Москве состоялось заседание Комиссии по развитию сотрудничества в Баренц-регионе (международная организация, в которую входят Норвегия и Россия), одобрившей идею подобного строительства.

Затем последовало заключение межправительственного соглашения со скандинавской страной, в рамках которого норвежцы обязались оплатить разработку технико-экономического расчета.

Под какое, собственно, месторождение готовит администрация Мурманской области новый специализированный порт, секрета не составляло - нефтяное Приразломное, промышленные запасы которого оцениваются специалистами в 75 млн т.

Правом его разработки обладал все тот же Росшельф, но освоение Приразломного вдохновляло компанию куда больше, нежели забронированного ею Штокмановского.

В ноябре 1996 г состоялась презентация технико-экономического расчета, выполненного проектным институтом РАО Газпром (Гипроспецгазом) при сотрудничестве с норвежской фирмой Bаrlinghaug.

На эту работу, учитывающую все факторы, в тч и экологический, правительством Норвегии было затрачено почти 1 млн долл США.

Еще 5 млн долл США предполагалось истратить на подготовку банковского ТЭО, причем более 50% этой суммы предстояло получить еще до конца 1996 г.

Серьезность намерений иностранных партнеров подтверждало и то обстоятельство, что Всемирный банк реконструкции и развития зарезервировал 1 млрд долл США, намереваясь вложить их в строительство в Печенгской губе.

Однако в конце 1996 гв Мурманской области прошли губернаторские выборы, и Е. Комарова сменил в руководящем кресле Ю. Евдокимов, с приходом которого проект спецморнефтепорта, оснащенного нефтетерминалом и НПЗ мощностью 5 млн т/год, был забыт.

Возможно, новоизбранный губернатор менее оптимистично оценивал перспективы большой нефти Приразломного.

Но Р. Цалиев, российский куратор забытого ныне проекта, придерживается иного мнения: Ю.Евдокимов, пришедший к власти на волне острой критики своего предшественника, посчитал нелепым для себя поддерживать проекты Е.Комарова.

На протяжении 3 лет у региональной власти не было особых оснований упрекать себя за похороненную идею.

Росшельф и Газпром не спешили перейти от слов к делу, освоение Штокмановского и Приразломного месторождений по-прежнему отодвигалось в туманное будущее.

Однако в 1999 г ситуация изменилась: ЛУКОЙЛ купил контрольный пакет акций ОАО Архангельскгеолдобыча (ему принадлежат лицензии на разработку крупных нефтяных месторождений ЯНАО) и начал активно обустраивать инфраструктуру для добычи и переработки углеводородного сырья Тимано-Печорской нефтеносной провинции (НГП).

По словам Н. Куликова, начальника управления морского и речного транспорта ЛУКОЙЛа, при нормальном развитии событий к 2005 г концерн планирует добывать в ЯНАО до 15 млн т/год нефти.

А к концу следующего 5-летнего периода (2006-2010 гг) уровень добычи нефти в целом по провинции достигнет отметки 38 млн т/год.

И хотя к этому времени строительство спецморнефтепорта представлялось, безусловно, неподъемной задачей, но НПЗ - вполне.

Под занавес 1999 г В. Алекперов и Ю. Евдокимов подписали протокол о намерениях возвести НПЗ на территории области.

Увы, в этих планах имелся изначальный изъян: для строительство нефтяники облюбовали мыс Мохнаткина Пахта, где располагалась действующая база Северного флота.

Выбор места объяснялся, главным образом, налоговыми льготами ЗАТО Североморск.

В 1995 г ЛУКОЙЛ Арктик-танкер, занимаясь доставкой нефтепродуктов в Мурманский регион, сумел подписать с Министерством обороны РФ договор об аренде промышленной площадки базы.

В развитие арендованного хозяйства компания инвестировала около 1 млн долл США: построила новый причал, дополнительные трубопроводы, котельную.

В 1996 г через эту перевалочную базу было пропущено 120 тыс т/год нефтепродуктов, однако затем флот счел соседство с коммерческой фирмой весьма неудобным, и отказался выполнять условия договора.

Сложно сказать, чем руководствовались в администрации области, на протяжении полутора лет поддерживая надежды ЛУКОЙЛа на консенсус с командованием СФ РФ, и насколько искренне верили в этот консенсус сами.

По крайней мере, ведя переговоры с ЛУКОЙЛом, региональная власть подписала соглашение и с Роснефтью - предусматривающее, в числе прочих мероприятий, также строительство НПЗ в поселке Белокаменка.

Как и следовало ожидать, предпринятые областью попытки надавить на флот через Минобороны РФ, Совет безопасности и даже президента России оказались безрезультатны.

Командующий СФ РФ В. Попов жестко расставил точки над i, - Ставить боеготовность флота в зависимость от действий какого-то акционерного общества не могу, и пока я здесь, строить НПЗ в Мохнаткиной Пахте не позволю.

ЛУКОЙЛ, рассчитывавший ввести НПЗ в эксплуатацию не позднее 2003 г, был расстроен задержкой планов.

Во время очередного визита в г Мурманск начупр морречфлотаЛУКОЙЛа Н. Куликов заявил, что руководство компании рассматривает вопрос о строительстве НПЗ в Испании.

Такой вариант, по словам Н. Куликова, вполне устраивает хозяев Тимано-Печорской провинции.

Разумеется, куда меньше он устраивает Мурманскую область. В конце 2000 г участники проекта Северный морской порт Печенга вспомнили о былых договоренностях с иностранными инвесторами.

Готовность Газпрома и Росшельфа реанимировать старый проект подстегивалась тем обстоятельством, что сегодня и само РАО уже вынуждено всерьез думать о переработке северной нефти.

Понимая, что вторично раскрутить строительство терминала и завода в Лиинахамари без поддержки региональной власти невозможно, бывшие предложили ей работать над этим сообща.

В местном Белом доме ответили отказом.

Чиновничье нет можно было бы объяснить неверием в жизнеспособность этих планов или нежеланием распылять административные усилия, работая сразу в нескольких направлениях.

Тем не менее, отклонив предложение о сотрудничестве, областная администрация предприняла любопытный демарш.

В начале 2001 г 1й заместитель губернатора А. Селин провел совещание, на которое были приглашены руководители и специалисты крупнейших предприятий региона - Кольской горно-металлургической компании, объединения Апатит, Мурманского морского пароходства, морского торгового порта, Арктикморнефтеразведки, а также Архангельскгеолдобычи.

Приглашенным было сделано предложение построить нефтеперерабатывающий завод на долевых началах.

Наиболее оптимальным местом для экологически небезопасного объекта была названа... все та же бывшая военно-морская база в Лиинахамари.

Вытряхнув из идеи прежней административной команды упоминание о глубоководном порте Печенга, команда действующая сочла проект своим и энергично приступила к его реализации.

Возможно, в регионе просто надеются, что альтернативный проект сделает ЛУКОЙЛ более сговорчивым в выборе места.

Но некоторые уверяют: желание строить свой НПЗ обусловлено неосторожным высказыванием В. Алекперова в том духе, что рассчитывать на особые скидки в цене на мазут и бензин мурманчанам не стоит.

В любом случае, перспектива получить в итоге сразу 2 одинаковых НПЗ чиновников не пугает.

В целом создавшаяся ситуация более чем пикантна.

Изюминка ее в том, что построить НПЗ в Лиинахамари северным дольщикам если и удастся, то лишь после долгой судебной тяжбы с Газпромом.

Ведь именно ему, как одному из главных действующих лиц в строительстве порта Печенга, были отведены в свое время значительные территории в Печенгской губе.

Возможно, бескомпромиссно отвергая предложение РАО о сотрудничестве, областная администрация просто не учла этого обстоятельства.

В марте 2001 г в г Мурманске состоялась встреча Ю. Евдокимова с вице-президентами ЛУКОЙЛа В. Баженовым и А. Барковым, в ходе которой стало ясно: компания все еще рассчитывает обосноваться на мысе Мохнаткина Пахта.

Командованию СФ РФ предложен новый, компромиссный вариант, предусматривающий использование не всей базы, а только ее причальных линий.

В обмен на компромисс компания обещает увеличить объем нефтеперевалки до 7 млн т/год.

Чем ответит командование на очередную атаку какого-то акционерного общества, предугадать несложно.

На днях губернаторская пресс-служба распространила сообщение: Ю. Евдокимов предложил ЛУКОЙЛу подумать об участии в другом проекте по перевалке нефти, поступающей с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Судя по обтекаемым формулировкам, другой проект - это долевое строительство в Лиинахамари.

Похоже, администрация собирается использовать скуповатый ЛУКОЙЛ в своих переговорах с Газпромом в качестве посредника или, на крайний случай, тарана.

Порохом в области пока не пахнет.

Но и нефтью - тоже.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram