Уже неделю коллектив ведущих менеджеров компании "Michelin" с командой представителей холдинга "СИБУР - Русские шины" объезжают подконтрольные "СИБУРу" предприятия, выпускающие автомобильные шины. Эксперты фирмы, традиционно лидирующей на мировом рынке автомобильной "обуви", готовят недавно созданное структурное подразделение одной из ведущих российских нефтегазохимических компаний к стремительному блицкригу?
Прошлой осенью "СИБУР" зарегистрировал ООО "СИБУР - Русские шины". Целью создания этого холдинга изначально было формирование брэнда и создание сети диллеров. Сейчас "СИБУРу" принадлежат ОАО "Уральский шинный завод", "Яршина", "Омскшина", волжское ОАО "Волтайр". Идут переговоры о совместном проекте с белорусской "Белшиной".
Как стало известно УралПолит.Ru, в ближайшее время подконтрольные "СИБУРу" предприятия начнут работать под надзором специалистов "Michelin" в режиме процессинга: продукция будет вырабатываться из единых компонентов, поставляемых головной компанией. Холдинг гарантирует инвестиции. А заводы будут лишь создавать товар, но без права реализации. То есть, "СИБУР" решил консолидировать профильные активы в едином шинном холдинге.
А для прикормившихся вокруг шинных заводов "дочек", специализирующихся на перепродаже изделий, грядут черные дни. Прежде всего, "Русские шины" намерены установить единую торговую политику и систему скидок. Исчезнет внутрикорпоративная конкуренция, вызванная нынешним обилием дилеров, и близкие по качеству шины, выпускаемые разными заводами, будут продаваться по единой цене.
Сократится и число торговых партнеров. "СИБУР - Русские шины" обещают работать лишь с диллерами, оперирующими разумными ценами. Отдельным покупателям автопокрышек нововведение ничем не грозит, а даже обещает существенную экономию в семейном бюджете. Поскольку, как сообщили в пресс-службе "Уральского шинного завода", при нынешнем обилии перепродавцов разница в стоимости изделий одной марки доходит, порой, до 400 рублей.
Поставку шин за рубеж и на российские автозаводы будет контролировать собственно "СИБУР". Организацией оптового сбыта займутся "Русские шины", для начала планирующие открыть 4 крупных торговых центра в местах дислокации предприятий-производителей, то есть в Екатеринбурге, Омске, Ярославле и Волжском. Затем сеть будет развиваться в городах с миллионным населением. Предполагается, что в течение года торговые центры откроются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Кемерово.
Сегодня "СИБУР" контролирует около 60% российского рынка автошин. Основным конкурентом ему остается сингапурский холдинг""Amtel", проникший на российский рынок четыре года назад. Сейчас в него входят Кировский, Воронежский, Красноярский шинные заводы, а также украинская "Росава". В этом году "Amtel" намерен перевести подконтрольные ему российские предприятия на единую акцию. То есть, на российских дорогах начнется схватка двух отечественных шинопроизводителей.
Как оценивают ситуацию на Уральском шинном заводе, "предприятия, в свое время работавшие в одной общесоюзной системе, продолжают сохранять "товарищеские" отношения". Хотя, как удалось выяснить "УралПолит.Ru", поводов для взаимных претензий возникло уже достаточно. Особенно по части, мягко говоря, "копирования технологии".
Дело в том, что вскоре после появления уральской шины "Снежный барс" на Красноярском заводе была создана слишком уж похожая на нее покрышка "Красный Яр". Хотя специалисты Уральского шинного завода считают, что по качеству "Красный Яр" до оригинала - "Снежного барса" - не дотягивает.
Поскольку настоящий "барс" легче и более бесшумен.
Мало того, оказалось, что Красноярский завод под маркой "Красного Яра" производит разработанный и запатентованный на Урале "Снежный барс", не имея на это никаких прав.
В ответ же разработчики "барса" получили упрек, что уралшиновская новинка "Север" очень напоминает шину "Gislaved". Но это даже не упрек, а комплимент.
В общем, технологи предприятий умело изучают передовой опыт отечественных и зарубежных коллег и применяют его в производстве. И взять за основу для своей продукции тенденцию элитных образцов отнюдь не грешно. Пока подобные споры ведутся между заводами тихо, без лишнего "сора из избы". Скорее всего, активными разбирательствами и дележом брэнда займутся создаваемые конкурентами торговые холдинги. Они-то и будут делить российские дороги.
Но если "Русские шины" сегодня лишь громко заявляют о своих намерениях, то "Amtel" уже создал торговую "дочку" "Амтелшинпром". Причем "амтеловский" вариант создан с уже наработанной диллерской сетью и имеет 5 торговых центров. Еще один крупный производитель, к которому внимательно присматривается итальянский картель "Pirelli", "Нижнекамскшина" имеет торговые центры в Челябинске, Набережных Челнах, Москве и Санкт-Петербурге.
А от "Русских шин", как стало известно "УралПолит.Ru", команд по организации сбыта, по крайней мере, на "Уралшину", до сих пор не поступало. Пока речь идет лишь о реорганизации и планах на будущее.