Москва, 5 фев - ИА Neftegaz.RU. Помимо ПАТЭС в России может появиться и плавучая ТЭС на СПГ мощностью 50-60 МВт (ПТЭС-50).
Конкурс на разработку проекта за 45 млн руб. объявил ЦКБ Айсберг – в ближайшее время потенциальный исполнитель должен описать перспективы ПТЭС-50 в России, назвать ее цену и затраты на обслуживание.
При этом Минпромторг заявил, что проект будет разрабатываться в соответствии с интересами Интер РАО.
В свою очередь компания уже подтвердила возможность участия в конкурсе.
По мнению экспертов, за рубежом уже активно разрабатывают ПТЭС на СПГ - в России проект сможет конкурировать с ПАТЭС.
Тем не менее в Росатоме , сообщает Ъ, не видят возможных угроз.
На островах, удаленных нефтегазовых месторождениях, в труднодоступных прибрежных регионах, где строительство ТЭС или использование энергии ветра (ВЭС) или приливных ЭС неэффективны, из-за небольших потребностей в энергии, ПТЭС будет незаменима.
Для ПТЭС не нужен фундамент, как для стационарных ТЭС.
Другое преимущество плавучих ТЭС - возможность повторно использовать существующие суда, что исключает необходимость в дополнительном строительстве.
И наконец, ПТЭС можно арендовать на необходимое время.
ПТЭС может быть как самоходной, так и буксируемой несамоходной баржей с относительно малой осадкой, предназначенной для швартовки в защищенных прибрежных районах и на реках.
Генерируемая на борту энергия может подаваться в береговую электрическую сеть с помощью высоковольтных подводных силовых кабелей.
К примеру, японская корпорация Chiyoda, переоборудовала СПГ - бункеровщики в плавучие ТЭС, обеспечивая при этом мощность 70 - 400 МВт.
А Samsung Heavy Industries (SHI) показали проект ПТЭС - SEP-T500GC на СПГ мощностью 500 МВт на выставке Gastech 2017 в г. Токио
Баржа SEP-T500GC, включает в себя электростанцию с комбинированным циклом, систему из 4 мембранных резервуаров GTT Mark III вместимостью 174 000 м3 СПГ, блок регазификации и соответствующие швартовные устройства, и будет оснащена базовой двигательной установкой для облегчения как перемещения между участками, так и маневренности на месте.
Выработка э/энергии в море на ПТЭС- экологически чистое решение.
Это позволит сократить использование дизельных генераторов, которые выделяют вредные выбросы в воздух.
От СПГ выбросов намного меньше, чем от любого другого ископаемого топлива.
Идея стала настолько популярной, что китайская Wison Offshore & Marine стала разрабатывать оборудование для загрузки и хранения СПГ, регазификации и выработки электроэнергии в едином блоке для выработки электроэнергии мощностью 10 - 800 МВт.
Инвестируют в развитие плавучих электростанций Wärtsilä, MAN Diesel & Turbo, Siemens и Sevan Marine
ЦКБ Айсберг (входит в Крыловский ГНЦ) объявило конкурс на проект плавучей ТЭС на сжиженном природном газе (СПГ) мощностью 50-60 МВт.
К октябрю 2020 г. необходимо подготовить ТЭО ПТЭС-50, эскизный проект и определить потребность в таких электростанциях станциях в России.
Итоги конкурса намечены на 22 февраля 2019 г.
Необходимо провести анализ рынка действующих ПТЭС, технологий и оборудования, разработать технические требования, выявить регионы РФ, перспективные для ПТЭС, и оценить возможность снабжения СПГ.
Кроме того, должны быть представлены варианты транспортно-логистической работы ПТЭС.
ПТЭС будет представлять собой несамоходное стоечное судно (баржа) водоизмещением до 10 тыс. т и сроком службы 40 лет.
При этом возможен и самоходный вариант.
Дополнительно следует оценить объем хранимого СПГ и необходимость отдельного терминала для газа.
По словам главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) А. Рахманова, многое в проекте ПАТЭС было сделано не так, теперь же появляется абсолютная уверенность в том, что нужно делать для того, чтобы такие плавучие «батарейки» стали обычным явлением в любой точке земного шара.
ПТЭС может стать альтернативой централизованному энергоснабжению в труднодоступных районах, в том числе после стихийных бедствий.
Ожидается, что ПТЭС будет конкурировать с проектом Росатома.
Автор: Н. Жабин, О. Бахтина